г. Нижний Новгород |
|
08 ноября 2023 г. |
Дело N А43-7245/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Чиха А.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.05.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А43-7245/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания" (ИНН: 5257191878, ОГРН: 1195275044733)
к акционерному обществу "Нижегородский водоканал" (ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу "Нижегородский водоканал" (далее - Общество) о взыскании 332 732 рублей 20 копеек неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции решением от 22.05.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023, отказал в иске.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что Общество с 01.09.2022 по 31.12.2022 продолжало пользоваться сетями Компании в интересах своих потребителей, несмотря на отмену Компании с 01.09.2022 тарифов на услуги по транспортировке ресурсов в связи с ее несоответствием критериям отнесения к транзитным организациям, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и включением ее Региональной службой по тарифам Нижегородской области в перечень организаций, не соответствующих критериям отнесения к транзитным организациям. При этом ранее транспортировка ресурсов по сетям Компании оплачивалась Обществом на основании договоров по транспортировке холодной воды от 16.12.2020 N 23-20-947 и транспортировке сточных вод от 17.12.2020 N 23-20-951.
По мнению кассатора, в указанной ситуации он, как собственник сетей, фактически обязан их содержать, но при этом лишен права использования данного имущества для предпринимательской деятельности.
Компания полагает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно отклонили ее ходатайство о привлечении к участию в деле Региональной службы по тарифам Нижегородской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы заявителя кассационной жалобы и просило оставить оспариваемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Компания является собственником водопровода бытового (В-1), диаметр до 300 мм, кадастровый номер 52:18:0000000:13979, и водопровода самотечной канализации (К-1), кадастровый номер 52:18:0000000:13980, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, Советский район, в квартале улиц Ванеева - Генерала Штеменко - бульвара 60 лет Октября.
Компания и Общество заключили договоры по транспортировке холодной воды от 16.12.2020 N 23-20-947 и транспортировке сточных вод от 17.12.2020 N 23-20-951, по условиям которых Компания обязуется оказать услуги по транспортировке воды и сточных вод, а Общество обязуется их оплатить.
Общество направило Компании уведомления от 16.08.2022 N 21-2/1-5-14146/22 и от 19.08.2022 N 21-2/1-6-14387/22 о расторжении данных договоров с 01.09.2022.
Компания посчитала, что она с 01.09.2022 по 31.12.2022 оказала Обществу услуги по транспортировке воды и сточных вод, отсутствие оплаты которых явилось основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Для возникновения неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания для такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно статье 11 Закона N 416-ФЗ в целях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод (часть 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, пункт 46 Правил N 644).
В соответствии с положениями части 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Договоры транспортировки холодной воды и сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом статей 16, 17 Закона N 416-ФЗ и пунктов 47, 51 Правил N 644, устанавливающих особенности заключения таких договоров.
В силу статей 16, 17 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку воды и сточных вод.
Транспортировка воды, включая распределение воды, прием и транспортировку сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности (подпункт "а" пункта 1 части 1, пункт 2 части 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ). В соответствии с частями 2 и 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулированию подлежат тарифы на транспортировку воды и сточных вод (аналогичная норма содержится и в подпунктах "а" и "в" пункта 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406).
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены определенных видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом N 416-ФЗ и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены пунктами 45(1), 45(2). Из пункта 45(1) названных Правил следует, что отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 45(2) Правил, либо в совокупности критериям, установленным в пункте 45(1) Правил на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 11(2) Правил регулирования тарифов основанием для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на транспортировку холодной воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку горячей воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку сточных вод в отношении собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них является его соответствие критериям отнесения к транзитным организациям.
В силу пункта 8 (абзацы 2 и 3) Правил регулирования тарифов тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренным Правилами горячего водоснабжения и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, не устанавливаются. Критерии отнесения владельцев водопроводных (канализационных) сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2009 применяются с 01.09.2022. До указанной даты транзитными организациями признаются собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной и сточных вод.
Тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 01.09.2022.
Таким образом, собственник или иной законный владелец водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них для получения соответствующего тарифа на услуги по транспортировке холодной и горячей воды, сточных вод должен соответствовать критериям отнесения к транзитным организациям.
Собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, не соответствующие этим критериям, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также соблюдать запрет на препятствование транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Региональная служба по тарифам Нижегородской области включила Компанию в перечень организаций, не соответствующих критериям отнесения к транзитным организациям, предусмотренным Правилами N 644, а также решением от 30.08.2022 N 31/4 признала утратившим силу с 01.09.2022 решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.10.2021 N 38/23, которым Компании были установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод с использованием водопроводных и канализационных сетей, находящихся на территории города Нижнего Новгорода.
Таким образом, суды обеих инстанций обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения требований Компании.
Ссылка Компании на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств сторон о рассмотрении дела по общим правилам искового производства обоснованно отклонена судами первой и апелляционной инстанций с учетом следующего.
Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, определен в статье 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), при принятии искового заявления (заявления) к производству суд решает вопрос о том, относится ли дело к категориям дел, указанным в частях 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству. Согласия сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
В пункте 31 Постановления N 10 разъяснено, что переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства должно содержаться обоснование вывода суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Доказательств наличия одного из обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих необходимость перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, сторонами не представлено, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Наличие возражений стороны против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства само по себе не является основанием для рассмотрения дела по общим правилам.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно рассмотрели настоящее дело в порядке упрощенного производства.
Довод Компании о необходимости привлечения к рассмотрению настоящего спора в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Региональной службы по тарифам Нижегородской области, не принята судом округа, поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили круг лиц, участвующих в деле, и отсутствуют основания, предусмотренные в части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из содержания обжалуемых судебных актов не следует, что они приняты о правах и обязанностях названного лица, ему созданы препятствия для реализации субъективного права или надлежащего исполнения обязанностей.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и направлены на их переоценку, что является недопустимым на стадии кассационного производства с учетом предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов компетенции суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей, и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А43-7245/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.Н. Чих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 (абзацы 2 и 3) Правил регулирования тарифов тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренным Правилами горячего водоснабжения и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, не устанавливаются. Критерии отнесения владельцев водопроводных (канализационных) сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2009 применяются с 01.09.2022. До указанной даты транзитными организациями признаются собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной и сточных вод.
...
Собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, не соответствующие этим критериям, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также соблюдать запрет на препятствование транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2023 г. N Ф01-6903/23 по делу N А43-7245/2023