г. Нижний Новгород |
|
10 ноября 2023 г. |
Дело N А39-8501/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.02.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А39-8501/2022
по иску Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ОГРН: 1051326063942, ИНН: 1326194787)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный научно-исследовательский информационный центр" (ОГРН: 1031316000792, ИНН: 1326186923)
о расторжении договора аренды, демонтаже за счет арендатора объектов, привидении арендуемого лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования, взыскании 50 450 рублей 64 копеек недополученного дохода в федеральный бюджет,
и установил:
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство, Минлесхоз, уполномоченный орган) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный научно-исследовательский информационный центр" (далее - ООО "РНИИЦ", Общество) о досрочном расторжении договора аренды лесного участка от 25.03.2019 N 41/8, сносе (демонтаже) за счет арендатора одноэтажного рубленного деревянного строения площадью 19 квадратных метров, тесового пристроя площадью 18 квадратных метров, малой архитектурной формы (беседки), привидении арендуемого лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования, о взыскании 50 450 рублей 64 копеек недополученного дохода в федеральный бюджет.
Иск основан на статьях 328, 422, 424, 450, 614 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 71, 73, 74 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивирован внесением ответчиком арендной платы в размере, не соответствующем регулируемым ставкам, а также нарушением условий договора аренды в части целевого использования участка.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 02.02.2023 оставил без рассмотрения иск Министерства о расторжении договора аренды, отказал в удовлетворении остальной части иска.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.07.2023 принял отказ уполномоченного органа от иска в части требования о досрочном расторжении договора аренды лесного участка от 25.03.2019 N 41/8, прекратил производство по делу в данной части, в остальной части оставил решение суда первой инстанции без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить в части рассмотренного по существу требования и удовлетворить иск о взыскании неполученного дохода в федеральный бюджет в полном объеме.
Кассатор в жалобе настаивает, что факт нахождения лесного участка на расстоянии ближе одного километра по отношению к договорам общего пользования подтверждается пунктом 5 предписания Рослесхоза от 13.07.2021 N 9/2021 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия переданных полномочий в области лесных отношений", актом проверки Рослесхоза от 30.04.2021.
Представитель кассатора направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Отзыва на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Министерство (арендодатель) и ООО "РНИИЦ" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 25.03.2019 N 41/8, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, имеющий следующие характеристики: площадь - 1,32 гектара, местоположение: Республика Мордовия, Болынеберезниковский муниципальный район, Березниковское территориальное лесничество, Березниковское участковое лесничество, квартал 234, часть выдела 8, кадастровый номер 13:04:0218010:12, зарегистрированный в государственном лесном реестре за N 1011-2009-03, категория защитности: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности, целевое назначение лесов - защитные леса (пункт 1.2 договора).
Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении 2 к договору (пункт 1.4 договора).
Договор аренды лесного участка от 25.03.2019 N 41/8 зарегистрирован в установленном законом порядке 20.06.2019.
В приложении 2 к договору аренды лесного участка указаны его характеристики: общая площадь - 3,2 гектара, в которые входят лесные земли, покрытые лесными насаждениями на площади 1,32 гектара.
Срок действия договора аренды - по 21.01.2032 (пункт 6.1 договора аренды).
Лесной участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 25.03.2019 (приложение N 5 к договору).
По утверждению истца, при проведении проверки деятельности Министерства Рослесхоз выявил ошибку, допущенную при определении размера арендной платы по договору. В частности, использование заниженного коэффициента, учитывающего приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования, - 3 вместо 3,5.
Ссылаясь на статьи 450, 452, 606, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации и условия договора аренды лесного участка Министерство направило ответчику претензию от 04.07.2022 N 2800, в которой потребовало расторгнуть договор аренды лесного участка, снести (демонтировать) одноэтажное рубленное деревянное строение площадью 19 квадратных метров, тесовый пристрой площадью 18 квадратных метров, малую архитектурную форму (беседку), оплатить недополученный доход в федеральный бюджет в сумме 50 450 рублей 64 копейки.
В своем ответе на досудебную претензию общество "РНИИЦ" сообщило о том, что не возражает против досрочного расторжения договора аренды N 41/8 от 25.03.2019 (сообщение ООО "РНИИЦ" от 29.07.2022 N 331 получено Министерством 29.07.2022). Также ответчик просил Минлесхоз сообщить о порядке расторжения договора аренды, а также представить полный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить до процедуры расторжения договора аренды.
Указывая на нарушение прав и законных интересов, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Предметом кассационной жалобы Министерства являются выводы судов первой и апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска о взыскании 50 450 рублей 64 копеек недополученного дохода в федеральный бюджет в связи с неверным применением в расчете арендной платы коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования.
Учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд округа проверяет законность и обоснованность решения и постановления в обжалуемой части.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи (пункт 1).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 4).
Пунктом "б" таблицы 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 при определении размера арендной платы за лесные участки предусмотрено применение коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.
Согласно позиции Министерства, при заключении и исполнении договора аренды его сторонами неверно определен коэффициент, учитывающий приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования (3,0 вместо 3,5), в связи с чем федеральный бюджет недополучил 50 450 рублей 64 копейки арендной платы за 2019 - 2020 годы.
Документального обоснования нахождения арендованного лесного участка ближе одного километра по отношению к дорогам общего пользования кассатор в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Проанализировав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что при отсутствии доказательств обоснованности заявленного требования, правовые основания для его удовлетворения отсутствуют.
Вопреки позиции кассатора акт проверки Рослесхоза от 30.04.2021 предписание Рослесхоза N 9/2021 от 13.07.2021, составленные в отношении Министерства, не могут служить объективными доказательствами нахождения арендованного лесного участка на расстоянии менее 1 километра от дороги общего пользования.
С учетом изложенного судебные акты в обжалуемой части являются законными и обоснованными. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы Министерства, приведенные в жалобе, основаны на иной оценке собранных по делу доказательств, а потому в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены обжалованных судебных актов.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущены.
Суд округа не распределял расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.02.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А39-8501/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи (пункт 1).
...
Пунктом "б" таблицы 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 при определении размера арендной платы за лесные участки предусмотрено применение коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 ноября 2023 г. N Ф01-6821/23 по делу N А39-8501/2022