Нижний Новгород |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А79-4373/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Бердникова О.Е.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Компания "Кайрос"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023
по делу N А79-4373/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик Чувашии"
(ИНН: 2130132322, ОГРН:1142130001430)
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Кайрос"
(ИНН: 2122008138, ОГРН: 1222100001650)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик Чувашия" (далее - ООО "Ситиматик Чувашия", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Кайрос" (далее - ООО "Компания "Кайрос", Общество) о взыскании 15 340 рублей 55 копеек задолженности и 1642 рублей 40 копеек пеней за период с 11.10.2022 по 31.05.2023 и далее по день фактической уплаты суммы долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2023 с Общества в пользу Регионального оператора взысканы 15 340 рублей 55 копеек задолженности, 2125 рублей 43 копейки пеней за период с 21.10.2022 по 02.08.2023, а также пени с 03.08.2023 по день фактической уплаты долга за каждый день просрочки исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Компания "Кайрос" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Региональный оператор неправомерно предъявил иск к Обществу. Суды не учли, что Общество не является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) до заключения прямого договора между собственниками помещений многоквартирного жилого дома и Региональным оператором в связи с принятием соответствующего решения на общем собрании собственников помещений.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Ситиматик Чувашия" с 01.10.2018 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Алатырь, улица Кирова, дом 23а, от 07.07.2022 N 3 приняты решения о ликвидации ЖСК "Дружба", заключении договора управления с ООО "Компания "Кайрос", о вывозе ТКО по прямым договорам с ООО "МВК "Экоцентр".
ООО "Компания "Кайрос" (управляющая организация) и собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Алатырь, улица Кирова, дом 23а, заключили договор управления общим имуществом многоквартирного дома от 01.08.2022 N 26.
ЖСК "Дружба" в письме от 20.10.2022 уведомил Регионального оператора о принятых решениях от 07.07.2022, просил расторгнуть договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.10.2018 N ДПУО-452 и перейти на прямые договоры с населением.
Региональный оператор в письме от 24.10.2022 сообщил ответчику о переносе срока заключения договора с собственниками помещений многоквартирного жилого дома до 01.01.2023, указав, что в течение этого срока услуга по обращению с ТКО будет оказываться управляющей компанией.
Общество в письме от 22.11.2022 N 103 указало, что у ресурсоснабжающей организации и Регионального оператора отсутствует право на установление даты заключения прямых договоров при принятии решения общего собрания собственников по этому вопросу; у ресурсоснабжающей организации имеется право на отсрочку начала действия указанных договоров на срок до трех месяцев при условии своевременного уведомления об этом инициатора собрания.
Региональный оператор в письме от 06.02.2023 N 627 сообщил, что ООО "Компания "Кайрос", являясь управляющей компанией в отношении многоквартирного дома N 23а, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО, обязано заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг на срок с 01.09.2022 по 31.12.2022.
В письме от 13.03.2023 N 39 ООО "Компания "Кайрос" указало, что управляющая компания в силу протокольного решения не является исполнителем коммунальной услуги.
В претензии от 25.04.2023 N 2500 истец потребовал от ответчика оплатить задолженность за оказанные услуги за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 в размере 15 340 рублей 55 копеек.
Общество не исполнило требование, изложенное в претензии, что послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 46, 157.2, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал доказанным факт оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО на спорную сумму и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Кодекса установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании пункта 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 16 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В соответствии с пунктом 20 типового договора потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 типового договора).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что истец исполнил обязанность по размещению предложения (публичной оферты) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и направил ответчику проект договора от 14.11.2022 N ДПУО-475.
Договор между сторонами на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен, с иском об урегулировании разногласий по договору ответчик в суд не обращался, в связи с чем Региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО ответчику в спорном периоде на условиях типового договора.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды сочли доказанным факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в спорном периоде.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доказательств ненадлежащего исполнения истцом обязанностей по оказанию услуг материалы дела не содержат.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по уплате долга у истца возникло право требовать выплаты неустойки на основании пункта 22 типового договора.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество не является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО до заключения прямого договора между собственниками помещений многоквартирного жилого дома и Региональным оператором в связи с принятием соответствующего решения на общем собрании собственников помещений, был предметом подробного исследования судов и отклонен в силу следующего.
На основании частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
По общему правилу управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Таким образом, пока не доказано обратное, именно управляющая организация предполагается исполнителем коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При этом наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора.
Как установлено в пункте 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма предоставляются региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с ТКО в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с ТКО указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 11 статьи 161 ЖК РФ установлено, что в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 управляющая организация предоставляет региональному оператору по обращению с ТКО, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанных случаях.
Суды установили, что 07.07.2022 собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией.
Копия протокола общего собрания собственников направлена ЖСК "Дружба" в адрес Регионального оператора письмом от 20.10.2022 N 16.
Региональный оператор в письме от 24.10.2022 N 5162 уведомил ответчика о принятии решения о переносе срока заключения договора с собственниками помещений многоквартирного дома до 01.01.2023, указав, что в течение этого срока услуга по обращению с ТКО будет оказываться управляющей компанией.
Приняв во внимание дату извещения истца о принятом решении собственников о переходе на прямые договоры (письмо от 20.10.2022), суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Региональный оператор обоснованно воспользовался правом на перенос срока заключения договора с собственниками в пределах трех календарных месяцев (с 01.01.2023) на основании пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили иск Регионального оператора к Обществу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А79-4373/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Кайрос" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Компания "Кайрос".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 управляющая организация предоставляет региональному оператору по обращению с ТКО, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанных случаях.
...
Приняв во внимание дату извещения истца о принятом решении собственников о переходе на прямые договоры (письмо от 20.10.2022), суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Региональный оператор обоснованно воспользовался правом на перенос срока заключения договора с собственниками в пределах трех календарных месяцев (с 01.01.2023) на основании пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 апреля 2024 г. N Ф01-251/24 по делу N А79-4373/2023