Нижний Новгород |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А29-6524/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от Фонда: Распоповой Е.Л.по доверенности от 21.08.2023,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2023
и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023
по делу N А29-6524/2023,
по иску государственного учреждение "Республиканская детская клиническая больница" к государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
о признании недействительным акта проверки от 12.04.2023 в части установления штрафа и его снижении
и установил:
государственное учреждение "Республиканская детская клиническая больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта проверки государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) от 12.04.2023 в части установления штрафа и его снижении.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным акт проверки от 12.04.2023 в части требования об уплате штрафа в размере, превышающем 32 471 рубль 06 копеек.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения иска и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления. Фонд настаивает, что доказательства чрезмерности штрафных санкций Учреждение не представило.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Учреждение отзыв не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фондом проведена плановая комплексная проверка использования Учреждением средств ОМС за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, в ходе которой, в частности, установлено нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 3 247 106 рублей 53 копеек.
По результатам проверки Фонд предложил Учреждению возместить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 3 247 106 рублей 53 копейки, а также Учреждение привлечено к ответственности за нецелевое использование средств, предусмотренной частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в виде штрафных санкций в размере 324 710 рублей 65 копеек (10% от сумм нецелевого использования средств ОМС).
Результаты проверки отражены в акте от 12.04.2023.
Не согласившись с актом проверки в части привлечения к ответственности, Учреждение направило Фонду протокол разногласий и просило уменьшить размер штрафа.
Представленные Учреждением разногласия на акт проверки оставлены Фондом без удовлетворения.
Не согласившись с актом комплексной проверки в части размера штрафа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался положениями Закона N 326-ФЗ, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П и от 19.01.2016 N 2-П и пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Учреждения к ответственности в виде наложения штрафа, размер которого снизил до 32 471 рубля 06 копеек.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Факт нецелевого использования средств ОМС в сумме 3 247 106 рублей 53 копеек Учреждением не оспаривается.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ Фонд правомерно применил к Учреждению штрафные санкции в размере 324 710 рублей 65 копеек.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для снижения суммы штрафа до 32 471 рубля 06 копеек.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А29-6524/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ Фонд правомерно применил к Учреждению штрафные санкции в размере 324 710 рублей 65 копеек.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 апреля 2024 г. N Ф01-1113/24 по делу N А29-6524/2023