г. Нижний Новгород |
|
15 ноября 2023 г. |
Дело N А11-15826/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Соколовой Л.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бриз" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А11-15826/2021
по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской, Костромской и Ивановской областям (ИНН: 3328103250, ОГРН: 1053301538773)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" (ИНН: 5047200540, ОГРН: 1175029018174)
об обязании провести рекультивацию земель
и установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской, Костромской и Ивановской областям (далее - Управление) обратилось в Александровский городской суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (далее - ООО "Экоресурс", Общество) о возмещении 5 400 000 рублей ущерба, причиненного земельному участку сельскохозяйственного назначения как объекту окружающей среды, и об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нарушенных земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Определением Александровского городского суда Владимирской области от 25.11.2021 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от требования о взыскании с ответчика убытков в размере 5 400 000 рублей, а также уточнил исковые требования и просил обязать ответчика провести рекультивацию нарушенных земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:01:000513:157 в соответствии с проектом рекультивации.
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 25.01.2023 произведена замена ответчика - ООО "Экоресурс" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 принят отказ от иска в части требования о взыскании ущерба в размере 5 400 000 рублей, производство по делу в данной части прекращено; в остальной части иск удовлетворен, суд обязал ООО "Бриз" провести рекультивацию нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:157 в соответствии с проектом рекультивации.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Бриз" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку на момент принятия искового заявления к производству у Управления имелись сведения о составлении проекта рекультивации земельного участка. Доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от исполнения обязанности по рекультивации земель, Управление не представило. В рассматриваемом случае суд принял решение, направленное на потенциальную защиту прав истца.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
ООО "Бриз" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании приказа от 27.03.2020 N 32-УФ-05 и в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от 22.04.2020 N 34 Управление 22.04.2020 провело плановый (рейдовый) осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровом номером 33:01:000513:157 площадью 114 000 квадратных метров, разрешенное использование - "крестьянское фермерское хозяйство", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - населенный пункт, участок находится примерно в 920 метрах от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Владимирская обл., Александровский р-н, д. Машково.
В ходе осмотра выявлено, что восточная и юго-восточная части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровом номером 33:01:000513:157 граничат с земельным участком с кадастровым номером 33:01:000513:204, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204 огорожен металлическим забором, с внешней стороны забора вдоль всей границы с земельным участком с кадастровым номером 33:01:000513:157 прорыта водоотводная канава, которая переполнена стекающими с полигона дождевыми, талыми и др. стоками с частью отходов, которые растекаются вдоль восточной и юго-восточной границы участка сельскохозяйственного назначения, вызывая подтопление, заболачивание и захламление земель сельскохозяйственного назначения.
На момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:157 вдоль юго-восточной границы на площади примерно 0,9 га выявлено подтопление и захламление отходами производства и потребления с полигона ТБО (автомобильные покрышки, ветошь, ящики и др.). В ходе проведения планового (рейдового) осмотра, вдоль юго-восточной границы участка, на площади примерно 0,9 га (в местах подтопления и захламления) в соответствии с актом от 22.04.2020 отобрано 8 образцов почвы для проведения лабораторных исследований на содержание тяжелых металлов и бенз(а)приена в почве. Отобранные образцы направлены в Московскую испытательную лабораторию Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ ЦНМВЛ) для проведения анализа.
По результатам лабораторных исследований почвенных образцов, отобранных в местах подтопления и захламления отходами производства и потребления с полигона ТБО земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:01:000513:157, установлено, что в соответствии с ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве", ГН 2.1.7.2511-09 "Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве" содержание химических токсикантов в исследуемых образцах не соответствует установленным нормативам по показателю подвижной формы меди (в восьми отобранных образцах превышение ПДК составило от 3 до 61 процента), что подтверждается протоколами испытаний Московской испытательной лаборатории ФГБУ ЦНМВЛ от 27.05.2020 N 1616 МВ, 1617 МВ, 1618 МВ, 1619 МВ, 1620 МВ, 1621 МВ, 1622 МВ, 1623 МВ.
Согласно заключению эксперта Владимирского филиала ФГБУ ЦНМВЛ от 08.07.2020 содержание химических токсикантов в исследуемых образцах, отобранных с земельного участка с кадастровым номером 33:03:000513:157, расположенного по адресу: Владимирская область, Александровский район, примерно в 920 м по направлению на северо-запад от д. Машково, площадью 11,4 га, не соответствует установленным нормативам по показателю медь (подвижная форма) в восьми почвенных образцах (превышение ПДК от 3,6 до 61 процента при норме не более 3 мг/кг). На обследуемой части указанного земельного участка площадью 11,4 га на площади 0,9 га (9000 квадратных метров) произошло загрязнение плодородного слоя почвы тяжелыми металлами, а именно подвижной формой меди.
Земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204 находится в собственности муниципального образования Александровский район и на основании договора аренды от 29.08.2017 данный земельный участок передан в пользование обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир"; фактическое пользование земельным участком осуществляет ООО "Экоресурс" на основании договора субаренды от 12.11.2019 для размещения ТБО (Александровская городская свалка ТБО).
Постановлением Управления по делу об административном правонарушении от 18.09.2020 N 226 ООО "Экоресурс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
С целью недопущения в дальнейшем нарушений земельного законодательства Управление вынесло представление от 18.09.2020 N 1, в котором обязало ООО "Экоресурс" принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, провести рекультивацию нарушенных земель.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2021 по делу N А11-11087/2020, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.09.2021, ООО "Экоресурс" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановления Управления от 18.09.2020 N 226 и представления от 18.09.2020 N 1.
Управление обратилось к ООО "Экоресурс" с претензией от 25.05.2021 N УФС-В-4/994, в которой потребовало принять меры по рекультивации нарушенных земель на участке с кадастровым номером 33:01:000513:157, а также в срок до 25.06.2021 сообщить Управлению о принятых мерах с приложением подтверждающих документов либо в добровольном порядке оплатить ущерб в размере 5 400 000 рублей.
В добровольном порядке ООО "Экоресурс" требования не исполнило, поэтому Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьями 57, 58, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 4, 51, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск, признав обоснованным требование Управления о возложении на ООО "Бриз" обязанности по проведению рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:157 в соответствии с проектом рекультивации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (пункт 1). На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2).
В пунктах 1, 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ закреплено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктами 30, 31, 32 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются: а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств. В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил. В случае если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа в соответствии с положениями пунктов 30 и 31 настоящих Правил.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается факт загрязнения ООО "Экоресурс" (правопреемником прав и обязанностей которого является ООО "Бриз") части земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:157 в результате осуществления хозяйственной деятельности на смежном земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:204, используемом под полигон ТБО.
Судами также установлено, что ООО "Экоресурс" (заказчик) заключило с ФГБУ ЦНМВЛ (исполнитель) договор возмездного оказания услуг от 16.08.2021 N ВОУ-2021-245 по разработке плана (проекта) рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 33:03:000513:157, площадью 0,9 га, расположенного по адресу: Владимирская обл., Александровский р-н, д. Машково.
Во исполнение данного договора ФГБУ ЦНМВЛ 16.11.2021 подготовило план рекультивации части земельного участка, согласно которому рекультивация части земельного участка с кадастровым номером: 33:01:000513:157 на площади 0,9 га требует очистки почвы от загрязняющих веществ и применения мелиоративных и противоэрозионных мероприятий и осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает очистку рекультивируемой территории на площади 9000 квадратных метров, снятие и вывоз загрязненного грунта на площади 4500 квадратных метров в объеме 900 кубических метров; планировку земельного участка на площади 9000 квадратных метров; отсыпку защитного вала планировочным (неплодородным) грунтом на площади 4500 квадратных метров в объеме не менее 4500 кубических метров; землевание плодородным грунтом на территории защитного вала в объеме 900 кубических метров, высев древесно-кустарниковой растительности; обработку почвы (вспашку) на площади 4500 квадратных метров, создающую необходимые условия для дальнейшего проведения мероприятий на биологическом этапе. Биологический этап включает комплекс фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение санитарных свойств почвы на площади 0,9 га, а именно: метод фитоэкстракции - посев особых культур на площади 4500 квадратных метров; лесозащитная полоса древесно-кустарниковых насаждений (мелиоративные мероприятия на площади 0,2 га).
В плане рекультивации указаны следующие планируемые сроки окончания работ:
- технический этап: ноябрь 2021 года - подготовка к исполнению рекультивационных работ; ноябрь 2021 года - июнь 2022 года - уборка территории (вывоз отходов); июнь 2022 года - ноябрь 2022 года - снятие и вывоз загрязненного грунта с части площадью 4500 кв. м; ноябрь 2022 года - март 2023 года - панировка поверхности рекультивируемого участка; июнь 2023 года - октябрь 2023 года - вспашка (предпосевная обработка почвы до 30 см) рекультивируемого участка;
- биологический этап: май 2024 года - июнь 2024 года - посев многолетних трав; посев древесно-кустарниковой растительности; ноябрь 2024 года - создание сомкнутого травостоя на участках рекультивации.
В ходе судебного разбирательства Управление провело выездное обследование земельного участка с кадастровым номером 33:03:000513:157, по результатам которого составило протокол осмотра и заключение от 27.09.2022 N 158.
Согласно заключению ФГБУ "ВНИИЗЖ" о качественном состоянии почв части земельного участка от 22.11.2022 технический этап рекультивации произведен в соответствии с проектом рекультивации в полном объеме; проведение биологического этапа возможно только в весенне-летний период.
При этом из материалов дела не следует, что на момент рассмотрения спора по существу рекультивация земельного участка завершена. Согласно проекту рекультивации и пояснениям ответчика осталось провести работы биологического этапа, сроки которых установлены с мая по ноябрь 2024 года.
Принимая во внимание изложенное и учитывая отсутствие в материалах дела доказательств завершения работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 33:03:000513:157, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования Управления об обязании ответчика провести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации.
Довод ООО "Бриз" о том, что им добровольно проводятся работы по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:157, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Управления не имелось, отклоняется.
В соответствии со статьей 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
В данном случае Управлением предъявлен иск в связи с выявлением факта причинения ответчиком вреда почве как объекту охраны окружающей среды. При этом на момент предъявления иска в суд ответчик, несмотря на выданное уполномоченным органом 18.09.2020 представление, не принял мер к устранению вреда почве. Договор возмездного оказания услуг по разработке плана (проекта) рекультивации земельного участка заключен ответчиком лишь в процессе рассмотрения дела в суде - 16.08.2021.
Доказательств проведения рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации в полном объеме, завершения работ по рекультивации земельного участка, подписания акта о рекультивации земель в материалах дела не имеется, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, на момент рассмотрения спора по существу требования истца в добровольном порядке ответчик не удовлетворил.
Вопреки мнению ООО "Бриз", проведение ответчиком работ по рекультивации земельного участка, в том числе с опережением планируемого срока, установленного в проекте рекультивации, само по себе не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А11-15826/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бриз" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Бриз".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 30, 31, 32 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются: а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств. В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил. В случае если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа в соответствии с положениями пунктов 30 и 31 настоящих Правил."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 ноября 2023 г. N Ф01-7273/23 по делу N А11-15826/2021