Нижний Новгород |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А43-4476/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023
по делу N А43-4476/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
(ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
к администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области
(ИНН: 5222072372, ОГРН: 1235200001376)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация) о взыскании 210 154 рублей 08 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января по декабрь 2020 года и неустойки за нарушение сроков оплаты, начисленной с 11.01.2023 по 11.01.2023 в размере 121 рубля 24 копеек и далее за период по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения иска в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Администрации, факт оказания Обществом услуг не доказан, поскольку на спорных объектах отсутствуют контейнерные площадки для сбора ТКО.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зонах деятельности N 7 и 8.
Общество (региональный оператор) направило администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области (правопредшественник Администрации; потребитель) проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 29.11.2022 N Н-Д/13711/2022/ОФ, в соответствии с пунктом 1 которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В приложении N 1 к проекту договора Общество указало адрес объекта потребителя, наименование категории объекта потребителя, наименование и количество расчетных единиц, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информацию о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним.
Согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01.01.2020.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене за один кубический метр ТКО, равной единому тарифу на услугу регионального оператора, действующему в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, - 596,71 руб./куб.м (налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не облагается). Единый тариф утверждается (устанавливается и изменяется) в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (цен) на соответствующий период действия регионального оператора (пункт 5 договора).
На основании пункта 5.3 договора стоимость услуг составляет 210 154 рубля 08 копеек в год (НДС не облагается).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
В пункте 6.1 договора предусмотрено, что по итогам месяца, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, региональный оператор направляет потребителю акт оказанных услуг, счет, счет-фактуру. В случае несогласия с актом, потребитель представляет мотивированный отказ от подписания акта в течение пяти рабочих дней со дня получения.
В случае неполучения региональным оператором в указанный срок подписанного потребителем акта либо письменного мотивированного отказа от подписания акта, услуги считаются оказанными качественно и в срок и признаются принятыми потребителем (пункт 6.2 договора).
В соответствии с пунктом 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, на территории Нижегородской области, утвержденных в установленном законом порядке и выраженных в количественных показателях объема.
Договор в виде единого письменного документа, подписанного обеими сторонами, не заключен.
Общество в 2020 году оказало услуги по обращению с ТКО путем их вывоза с территории кладбищ муниципального образования, расположенных по адресам: Нижегородская область, Княгининский район, село Ананье, 160 метров на север от дома N 1 по улице Лебединая, общей площадью 6620 квадратных метров; село Егорьевское, 360 метров на запад от дома 20 по улице Осиновка, общей площадью 11 793 квадратных метра; село Островское, улица Колхозная, один метр на юг от дома 18, общей площадью 8881 квадратный метр; село Троицкое, 77 метров на северо-восток от дома 15 по улице Центральная, общей площадью 16 549 квадратных метров.
Администрация услуги по обращению с ТКО не оплатила.
По расчетам Общества, задолженность Администрации по оплате услуг за период с января по декабрь 2020 года составила 210 154 рубля 08 копеек.
Общество направило Администрации претензию с требованием оплатить задолженность.
Администрация претензию не удовлетворила, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 329 (пункт 1), 330 (пункт 1), 779 (пункт 1), 781 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 8 (часть 4), 24.7 (пункты 1, 5) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статьей 7 (пункт 2) Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 16 (подпункт 24 пункта 1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), подпунктом 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", пунктом 40 постановления Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", Арбитражный суд Нижегородской области посчитал доказанным факт оказания Обществом Администрации услуг по обращению с ТКО в спорный период и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" предусмотренные данным Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются, в том числе, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Постановлением (далее - Типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 8(10) Правил N 1156).
В силу пункта 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил (пункт 8(12) Правил N 1156).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" утверждены нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема, в том числе в отношении объектов - кладбищ.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, и это не противоречит материалам дела, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан.
На основании положений пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в силу которых отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, приняв во внимание, что оказание Обществом услуг всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное, суды пришли к выводу о том, что Администрация обязана оплатить оказанные Обществом услуги на условиях типового договора.
При этом суды обоснованно исходили из того, что неорганизация органом местного самоуправления, вопреки требованиям действующего законодательства, на спорном объекте контейнерной площадки для сбора ТКО, а также использование для этих целей контейнеров, удаленных от местонахождения кладбища, не освобождает Администрацию от оплаты услуг, оказанных региональным оператором в зоне деятельности в соответствии с заключенным Соглашением и территориальной схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе акты об оказании услуг от 31.12.2022, договор на оказание услуг по транспортированию ТКО от 12.11.2020 N М-Р/0001149/2020, путевые листы грузового автомобиля, фотоматериалы места (площадки) накопления ТКО, суды посчитали доказанным факт оказания Обществом услуг по обращению с ТКО.
Доказательства оплаты оказанных услуг, как и доказательства того, что услуги по обращению с ТКО Администрации фактически оказывала иная организация, в материалах дела отсутствуют.
Расчет задолженности Общества по оплате услуг, оказанных на условиях типового договора, за спорный период, а также неустойки судами проверен и признан правильным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по делу N А43-4476/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
...
На основании положений пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в силу которых отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, приняв во внимание, что оказание Обществом услуг всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное, суды пришли к выводу о том, что Администрация обязана оплатить оказанные Обществом услуги на условиях типового договора.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 ноября 2023 г. N Ф01-7512/23 по делу N А43-4476/2023