Нижний Новгород |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А43-7878/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
Председательствущего Н.Ш. Радченковой,
Судей О.В. Александровой, И.Л. Забурдаевой,
при участии представителей
от заявителя: Штрауб С.И. (доверенность от 17.08.2022),
от заинтересованного лица: Истоминой Е.И. (доверенность от 04.07.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 по делу N А43-7878/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" (ИНН: 5257152276, ОГРН: 1155257005430)
о признании недействительным решения Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, изложенного в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яблоко" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция), изложенного в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23, и об обязании Инспекции включить строящийся Обществом объект капитального строительства в реестр поднадзорных объектов.
Суд решением 25.05.2023 заявленные требования удовлетворил.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.08.2023 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, применили нормы права, не подлежащие применению, а именно пункт 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела. Инспекция указывает, что на момент подачи извещения поднадзорный орган капитального строительства уже строился. Кроме того, в поданном в Инспекцию извещении стоит неправильная дата начала работ - 01.03.2023, так как до момента подачи извещения в инспекцию строительство осуществлялось на протяжении нескольких месяцев.
Подробно доводы Компании изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Инспекции, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство строительства Нижегородской области 25.06.2021 выдало Обществу разрешение на строительство N 52-RU523030002005001-06/07/588-2021 объекта капитального строительства "Комплекс по производству и обработке пиломатериалов. Первый этап строительства. Неотапливаемый склад негорючих материалов, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Коновалова, в районе дома N 15 (кадастровый участок 52:18:0010521:20)".
Общая площадь объекта капитального строительства составляла 1495,82 кв.м, количество этажей - 1, площадь застройки - 1495,82 кв.м. Приказом Министерства строительства Нижегородской области от 21.12.2022 N 202/рд в разрешение на строительство внесены изменения.
В соответствии с внесенными изменениями общая площадь составляет 10307,8 кв.м, количество этажей - 3, площадь застройки 8774,0 кв.м.
В связи с внесенными изменениями строящийся обществом объект стал подлежать государственному строительному надзору. 21.02.2023 общество направило в Инспекцию уведомление от 16.02.2023 N 19 в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации о начале строительства работ по вышеуказанному объекту для принятия под государственный строительный надзор.
Письмом от 02.03.2023 N Исх-519-99048/23 Инспекция, ссылаясь на положения части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказала в удовлетворении заявления общества о включении в реестр поднадзорных объектов, ссылаясь на нарушение срока подачи извещения о начале строительства объекта (на момент подачи извещения о начале строительства на объекте выполнены железобетонные конструкции трех этажей).
Посчитав отказ Инспекции не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 49, 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161, Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2021 N 968 об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что решение Инспекции не соответствует действующему законодательству, им нарушаются права и законные интересы Общества, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161 (далее - Постановление N 2161).
Согласно пункту 2 Постановления N 2161 региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 Постановления N 2161 установлено, что региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
В соответствии с пунктом 21 Постановления N 2161 органы регионального государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляют региональный государственный строительный надзор (далее - реестр).
В силу пункта 24 Постановления N 2161 объект капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществляется региональный государственный строительный надзор, включается в реестр на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора в течение 5 рабочих дней со дня поступления в орган регионального государственного строительного надзора извещения о начале работ.
Пунктом 25 Постановления N 2161 установлено, что объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее: а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется региональный государственный строительный надзор; б) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 ГрК РФ; в) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом; г) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 ГрК РФ.
В случаях, указанных в пункте 25 настоящего документа, извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу (пункт 26 Постановления N 2161).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2021 N 968 утверждено Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области (далее - Положение N 968).
Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1, 2 статьи 54 ГрК РФ.
Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный надзор, является Инспекция (пункт 1.5 Положения N 968).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения N 968 Государственный надзор в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, осуществляется в отношении объектов, соответствующих требованиям, указанным в части 11 статьи 54 ГрК РФ, включенных в реестр поднадзорных объектов.
Согласно пункту 4.3 Положения N 968 основанием для включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов является принятие поданного контролируемым лицом (застройщиком, техническим заказчиком) в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 52 ГрК РФ.
Пунктом 4.4 Положения N 968 установлено, что в целях включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов Инспекцией осуществляется проверка поданного извещения о начале строительства и приложенных к нему документов на соответствие требованиям, установленным частью 5 статьи 52 ГрК РФ, а также оценка проектной документации объекта капитального строительства на соответствие требованиям, установленным частями 1, 11 статьи 54 ГрК РФ.
Проверка поданного извещения о начале строительства и оценка проектной документации осуществляются ответственными должностными лицами, назначенными приказом Инспекции, в течение одного рабочего дня с момента поступления такого извещения.
Согласно пункту 4.5 Положения N 968 основанием для отказа в принятии поданного извещения о начале строительства является: 1) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не подлежит государственному надзору, осуществляемому Инспекцией; 2) извещение о начале строительства подано ненадлежащим субъектом; 3) извещение о начале строительства подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 ГрК РФ; 4) извещение о начале строительства и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 ГрК РФ.
Об отказе во включении объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов Инспекция уведомляет лицо, которым подано извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в течение пяти рабочих дней, письменно - в форме электронного документа либо на бумажном носителе посредством почтового отправления с указанием причины такого отказа.
Объекты, указанные в части 1 статьи 54 ГрК РФ, при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 4.3 - 4.5 настоящего Положения, включаются в реестр поднадзорных объектов на основании приказа Инспекции в течение пяти рабочих дней со дня принятия поданного в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства (пункт 4.6 Положения N 968).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество 21.02.2023 направило в Инспекцию уведомление от 16.02.2023 N 19 о начале строительства работ с 01.03.2023 по объекту для принятия под государственный строительный надзор. Представленные Обществом к извещению документы, соответствуют требованию, установленному частью 5 статьи 52 ГрК РФ. Порядок оформления извещения о начале работ и приложенных к нему документов Обществом соблюден.
При получении извещения у Инспекции возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52 ГрК РФ основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, выполняемых в ходе строительства Обществом объекта капитального строительства.
На момент направления извещения строительство Обществом не завершено, в связи с чем, отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Инспекции осуществлять надзор за текущими строительными работами на объекте до их завершения. Результаты осуществления такого надзора в силу положений части 16 статьи 54 ГрК РФ, пунктов 49-52 Положения N 1291 подлежат оформлению в виде заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, либо в виде решения об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу, что решение Инспекции об отказе во включении в реестр поднадзорных объектов объекта капитального строительства, выраженное в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23, противоречит положениям статей 52, 54 ГрК РФ, Постановления N 2161 и Положения N 968, нарушает законные права и интересы Общества. На основании изложенного суды правомерно признали недействительным решение Инспекции, изложенное в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 по делу N А43-7878/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2023.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент направления извещения строительство Обществом не завершено, в связи с чем, отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Инспекции осуществлять надзор за текущими строительными работами на объекте до их завершения. Результаты осуществления такого надзора в силу положений части 16 статьи 54 ГрК РФ, пунктов 49-52 Положения N 1291 подлежат оформлению в виде заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, либо в виде решения об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу, что решение Инспекции об отказе во включении в реестр поднадзорных объектов объекта капитального строительства, выраженное в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23, противоречит положениям статей 52, 54 ГрК РФ, Постановления N 2161 и Положения N 968, нарушает законные права и интересы Общества. На основании изложенного суды правомерно признали недействительным решение Инспекции, изложенное в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 ноября 2023 г. N Ф01-7351/23 по делу N А43-7878/2023