Нижний Новгород |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А43-31939/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Дашиной М.А. (доверенность от 09.08.2023 N 436)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Горьковской железной дороге
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023
по делу N А43-31939/2022
по иску войсковой части 5561 (ОГРН: 1031624001232, ИНН: 1656001017)
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН: 1037701021841, ИНН: 7701330105)
в лице филиала на Горьковской железной дороге
о взыскании 303 800 рублей 15 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала на Горьковской железной дороге, войсковая часть 6916,
и установил:
войсковая часть 5561 (далее - войсковая часть 5561) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Горьковской железной дороге (далее - ФГП ВО ЖДТ, Предприятие) о взыскании 303 800 рублей 15 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала на Горьковской железной дороге (далее - ОАО "РЖД"), войсковая часть 6916.
Решением от 10.05.2023 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. ФГП ВО ЖДТ России указывает, что истец при отправке груза в открытом подвижном составе не предпринял всех должных мер заботливости и осмотрительности для сохранности груза. По его мнению, вина ответчика в причинении истцу убытков в заявленной сумме не доказана.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании
Войсковая часть 5561 в письменном отзыве отклонила доводы заявителя.
Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 12.01.2012 федеральным казенным учреждением "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФКУ "ГЦСП МВД России") и ФГП ВО ЖДТ заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N УВО-3063 с приложениями и дополнительными соглашениями к нему, по условиям которого охрана обязуется в соответствии с главой 39 ГК РФ оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункт 2.1).
В силу пункта 2.2 договора прием (выдача) грузов в вагонах, контейнерах от заказчика (уполномоченного лица заказчика, перевозчика) охране и от охраны заказчику (уполномоченному лицу заказчика, перевозчику) осуществляется в соответствии с Порядком передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (приложение N 2 к договору).
Охрана обязана обеспечивать охрану грузов на территории Российской Федерации в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4.1 договора).
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта, и/или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
В случае недостачи, утраты, повреждения груза по вине охраны при выполнении обязательств по настоящему договору, охрана возмещает заказчику причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного, поврежденного груза, на основании письменной претензии заказчика (пункт 5.3 договора).
В пункте 5.4 договора указаны случаи, когда охрана не несет ответственности за ущерб, причиненный Заказчику вследствие утраты, недостачи, повреждения груза.
Согласно пункту 1 Порядка передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (приложение N 2 к договору) прием грузов в вагонах, контейнерах для сопровождения и охраны сменным способом осуществляется охраной от уполномоченного лица заказчика на железнодорожных путях (местах) общего пользования железнодорожной станции отправления по акту приема (выдачи) грузов одновременно или после приема груза к перевозке и оформления перевозочных документов в установленном порядке.
Акт приема (выдачи) грузов составляется заказчиком (уполномоченным лицом заказчика) в двух экземплярах, один из которых выдается охране.
Выдача грузов в вагонах, контейнерах осуществляется охраной заказчику (уполномоченному лицу заказчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения по акту приема (выдачи) грузов.
Акт приема (выдачи) грузов составляется представителем охраны в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику (уполномоченному лицу заказчика).
Моментом приема грузов охраной от заказчика (уполномоченного лица заказчика) является подписание обеими сторонами акта приема (выдачи) грузов с указанием времени окончания передачи.
Моментом выдачи грузов охраной заказчику (уполномоченному лицу заказчика) является подписание обеими сторонами акта приема (выдачи) грузов с указанием времени окончания передачи.
На основании пункта 4.3 Порядка передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (приложение N 2 к договору) при передаче грузов производится визуальный осмотр исправности кузова (котла) вагона, контейнера, пола, обшивки стен, крыши, дверей, загрузочных (заливных) люков, а также наличия ЗПУ, пломб и соответствия их контрольных знаков (при возможности их проверки) сведениям, указанным в акте приема (выдачи) груза.
При приеме грузов охрана проверяет сведения, указанные заказчиком (уполномоченным лицом заказчика) в акте приема (выдачи) грузов: с фактически предъявленными под охрану грузами (N вагонов, контейнеров, сведения о ЗПУ, пломбах и их контрольных знаках); соответствие наименования и кода груза по ЕТ СНГ наименованию и коду груза, входящего в Перечень грузов, требующих сменного сопровождения и охраны (пункт 4.4 Порядка передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (приложение N 2 к договору)).
Из раздела 5 Порядка передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (приложение N 2 к договору) следует, что охрана грузов на железнодорожных путях (местах) общего пользования станции назначения, осуществляется охраной в соответствии с настоящим договором до момента передачи установленным порядком заказчику (уполномоченному лицу заказчика) или до подачи вагонов, контейнеров с грузами на железнодорожные пути (места) необщего пользования.
Выдача грузов осуществляется охраной заказчику (уполномоченному лицу заказчика) на станции назначения: в открытом подвижном составе путем визуального осмотра состояния грузов; в крытых вагонах, контейнерах по наличию ЗПУ, пломб и их контрольных знаков.
В случае наличия попутного акта общей формы в акте приема (выдачи) грузов напротив номера вагона, контейнера в графе "примечание" указывается номер акта и дата его составления.
На основании распоряжения Управления Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 23.03.2022 N 400/12-5621 войсковой частью 6916 (грузоотправитель) в июле 2022 года организована отправка для приема-передачи малого катера серии "Платон", заводской номер, с транспортировочной тележкой для катера N Х6У810160Е0001763 в войсковую часть 5561 (грузополучатель). Старшим команды по отправке малого катера назначен начальник морской службы войсковой части 6916 Николов Т.В.
Как указывает грузоотправитель, в процессе отправки малого катера Николов Т.В. руководствовался требованиями, предъявляемыми Крымской железной дорогой, что подтверждается схемой размещения и крепления катера Платон и эскизом погрузки крепления груза прицеп автомобильный, представленными ОАО "РЖД", а также указаниями сотрудников охраны.
В соответствии с условиями договора ответчик принял от представителя грузоотправителя Николова Т.В. на станции отправления Севастополь - Товарный Крым Крымской железной дороги для сопровождения и охраны в пути следования до станции назначения Тихорецкая Горьковской железной дороги вагон-платформу N 43248749 с малым катером (железнодорожная транспортная накладная N АА001819) и вагон-платформу N 44436772 с прицепом (железнодорожная транспортная накладная N АА001820) без замечаний и возражений, что подтверждается актом приема (выдачи) грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серия П51881 от 29.07.2022.
Указанные грузы приняты к перевозке 28.07.2022, что подтверждается дорожными ведомостями N АА001819, АА001820
При отправке грузов они были опломбированы запорно-пломбировочным устройством (ЗПУ) оттиск N 16 (свинцовые, 4 шт.), что подтверждается актом приема (выдачи) грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серия П51881 от 29.07.2022
Представителем грузоотправителя Николовым Т.В. составлена опись имущества, находящегося в катере, в четырех экземплярах: первый экземпляр описи помещен внутри малого катера, при этом малый катер накрыт чехлом и опечатан оттиском N 16; второй экземпляр остался у представителя грузоотправителя; третий экземпляр передан сотруднику ФГП ВО ЖДТ России, четвертый экземпляр передан сотруднику Крымской железной дороги (перевозчика).
В железнодорожных накладных N АА001819, АА001820 указано, что от станции отправления до станции назначения вагоны-платформы сопровождались ФГП ВО ЖДТ России на основании договора ВОХР УВО-3063 от 12.01.22 (предположительно опечатка дате в железнодорожных накладных), опись ТР17/16127. В дорожной ведомости N АА001819 также имеется указание на договор ВОХР УВО-3063 от 12.01.12, воинский транспорт N 17/16127.
Согласно железнодорожным накладным N АА001819, АА001820 станция передачи - Вышестеблиевская-Мост Северо-Кавказской железной дороги.
При прибытии поезда N 3243 индекс 8672-699-5253 при коммерческом осмотре 31.07.2022 на платформе N 43248749 обнаружено нарушение целостности чехла на грузе; вагон простаивает на путях станции Тамань-пассажирская до устранения неисправности, о чем сотрудниками ОАО "РЖД" составлен акт общей формы от 31.07.2022 N 9.
Грузоотправитель указывает, что через Симферопольский отдел специальных перевозок 02.08.2022 поступило указание немедленно направить представителя воинской части, осуществлявшего отправку катера, в Тамань и устранить повреждение чехла.
В связи с нахождением Николова Т.В. в служебной командировке начальником морской службы Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации принято решение о направлении военнослужащих других воинских частей для устранения повреждения чехла на малом катере.
Из акта общей формы от 01.08.2022 N 1/8382 (станция Вышестеблиевская-Мост Северо-Кавказской железной дороги) следует, что на платформе N 43248749 коммерческая неисправность устранена силами ВНГ России в 21:00 по станции Вышестеблиевска. Данные обстоятельства также подтверждаются актом общей формы от 01.08.2022 N 2/1563 перевозчика, ФГУП "КЖД".
На станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги также обнаружена и устранена коммерческая неисправность на платформе N 43248749 (неплотное крепление, нарушение укрывного материала), что подтверждается копиями актов общей формы N 51000-3-1/13789, 51000-5-15/196 от 03.08.2022.
Данные коммерческие неисправности (нарушение укрывного материала, а также ослабление крепления) и их устранение также указаны в актах общей формы от 05.08.2022 N 60000-4-П3/1809, от 08.08.2022 N 22000-1-1А/14502, N 25000-4-2/1695, от 10.08.2022 N 25000-4-2/1696.
На станцию назначения Тихорецкая Горьковской железной дороги 13.08.2022 по железнодорожным накладным N АА001819, АА001820 прибыли вагоны-платформы N 43248749, 44436772, что также подтверждается дорожными ведомостями N АА001819, АА001820.
Начальнику станции Тихорецкая Горьковской железной дороги представителем грузополучателя (истца) 15.08.2022 подано заявление о приеме-передаче груза с платформ N 43248749, 44436772 и составлении коммерческого акта с участием сотрудника ОАО "РЖД" в связи с утратой комплектного имущества.
Письмом от 16.08.2022 начальник станции Тихорецкая сообщил грузополучателю об отсутствии оснований для комиссионной выдачи грузов, в связи с чем выдача грузов осуществляется без участия перевозчика.
При приемке грузов грузополучателем из-под охраны от работников ответчика 22.08.2022 выявлено, что груз прибыл разукомплектованным, с признаками хищения имущества - отсутствуют наименования, указанные в описи, о чем составлен акт N 5 приемки патрульного катера "Платон" от 22.08.2022 зав. N 2.
Также в данном акте указано, что патрульный катер "Платон" зав. N 2 технически исправен, соответствует формуляру, за исключением перечисленных в описи семи пунктов с ущербом в 431 500 рублей. В ЛОП на транспорте зарегистрировано КУСП N 3136 от 14.08.2022 по данному факту.
Согласно акту выдачи грузов в вагонах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, серия В N 24417/654 от 22.08.2022 груз принят представителем истца с разногласиями, ЗПУ не повреждены, указано на составление актов общей формы от 01.08.2022, от 08.08.2022.
22.08.2022 оформлены памятки приемосдатчика N 7294 на подачу вагонов и N 7298 на уборку вагонов (место подачи ГрДвор09 в/ч 5561), согласно отметкам в которых груз принят с разногласиями представителем грузополучателя.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 23.08.2022 N 5041/25-543 с требованием о возмещении стоимости утраченного груза в размере 431 500 рублей.
Письмом ответчика от 05.09.2022 N К-14/836 претензия оставлена без рассмотрения и удовлетворения, что послужило войсковой части 5561 основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 15, 307, 309, 310, 393, 401, 404, 421, 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования" (далее - Правила N 70), Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Следовательно, заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и действиями указанного лица и вину причинителя вреда.
На основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В пункте 2 статьи 401 ГК РФ определено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что факт недостачи груза подтверждается актом N 5 приемки патрульного катера "Платон" зав. N 2 от 22.08.2022, а также постановлением о направлении сообщения по подследственности от 23.08.2022, согласно которому в рамках доследственной проверки по материалу КУСП Казанского ЛУ МВД России на транспорте от 14.08.2022 N 3136 установлено, что в результате преступных действий неустановленного лица воинской части N 5561 причинен материальный ущерб.
Истец рассчитал размер убытков на основании отчета N 99/23 об оценке рыночной стоимости движимого имущества от 21.02.2023, выполненного оценщиком Шпякиной Ю.Л. (ООО "Церебро"), согласно которому итоговая величина рыночной стоимости утраченного имущества составляет 303 800 рублей.
Суды сделали вывод о том, что причинно-следственная связь между ненадлежащим исполнением обязательств ответчиком и наступившими для истца неблагоприятными последствиями заключается в том, что ответчик не обеспечил предусмотренную договором сохранность груза в пути следования, вследствие этого истец понес убытки в виде разукомплектованного груза (малого катера), который по этой причине невозможно использовать по назначению, что может привести к срыву выполнения служебно-боевых задач истца.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности истцом факта недостачи (утраты части) груза, размера убытков, а также того обстоятельства, что утрата груза произошла в период следования груза по путям общего пользования до станции Тихорецкая до момента выдачи груза грузополучателю. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии вины грузоотправителя либо перевозчика, не установлено. Доказательства иного в материалы дела не представлены.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприятием не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие действий (бездействия) истца и перевозчика, либо что утрата груза произошла после его передачи грузополучателю.
Доводы ответчика о недоказанности факта хищения груза в период нахождения под охраной и, соответственно, вины ответчика, отклонены судами в силу следующего.
Согласно статье 23 Устава охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо грузоотправителями или грузополучателями.
В статье 17 Устава определено, что перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2019 N 70 утверждены Правила N 70 и Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования.
Согласно разделу 2 Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования (строки таблицы 11 и 12) перевозимый груз: катер (код груза 391) и прицеп (код груза 381) относится к грузам, требующим обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Таким образом, в силу статьи 17 Устава охрана этого груза обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
В пункте 2 Правил N 70 установлено, что сопровождение грузов осуществляется лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
При сопровождении грузов сменным способом выполняется комплекс организационных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение защиты грузов от противоправных посягательств. Такое сопровождение осуществляется ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Сопровождение грузов сменным способом осуществляется со сменой работников (нарядов) ведомственной охраны в пути следования. Пункты смены работников (нарядов) определяются ведомственной охраной по согласованию с перевозчиком.
При сопровождении грузов сменным способом прием и сдача грузов, осуществление охраны в пути следования, а также предъявление и рассмотрение претензий между грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору и ведомственной охраной осуществляются на основании соответствующего договора.
Из пункта 3 Правил N 70 следует, что прием от грузоотправителей или уполномоченных ими лиц вагонов, контейнеров с грузами для сопровождения осуществляется не позднее внесения в транспортную железнодорожную накладную соответствующей отметки перевозчика, подтверждающей прием груза к перевозке.
Пунктом 5 Правил N 70 установлено, что сдача грузополучателю вагона с грузом, контейнером работником ведомственной охраны осуществляется одновременно с передачей вагонов с грузом, контейнера перевозчиком в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 29.
В силу пункта 18 Правил N 79 выдача грузополучателям на железнодорожной станции назначения грузов при отсутствии неисправности по причине коммерческой непригодности, влияющей на сохранность перевозимого груза (отсутствие или несоответствие ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу), осуществляется без участия перевозчика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 Устава.
Пунктом 19 Правил N 70 предусмотрен порядок передачи работником ведомственной охраны грузов перевозчику в случае, если сопровождаемые сменным способом грузы, прибывшие на железнодорожную станцию назначения, подлежат выгрузке перевозчиком в местах общего пользования.
Пунктом 13 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 установлено, что выдача грузов в вагонах, контейнерах, прибывших в сменном или постоянном сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя), производится перевозчиком без проверки.
На основании статьи 118 Устава перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Из пункта 5.2 договора следует, что охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта, и/или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
В силу пункта 3.21 приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.09.2010 N 400 "Об утверждении Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта" (далее - приказ N 400) постоянное сопровождение грузов осуществляется непрерывно одними и теми же работниками ФГП ВО ЖДТ России от момента приема груза от грузоотправителя (перевозчика) до момента сдачи его грузополучателю (перевозчику) или уполномоченному лицу, согласно условиям договора и организационно-распорядительным документам ФГП ВО ЖДТ России.
Согласно пункту 3.5 приказа N 400 при оказании услуг по сменному сопровождению и охране грузов применяются различные методы охраны грузов силами и средствами ФГП ВО ЖДТ России.
Таким образом, при осуществлении перевозки в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя (сменное сопровождение) акты общей формы, коммерческие акты составляются по заявлению представителя охраны, сопровождающего груз по договору охраны
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что у перевозчика отсутствовала обязанность принимать груз комиссионно и составлять коммерческий акт.
На основании пункта 15.5 Правил N 70 в случае обнаружения в процессе перевозки нарушения крепления и размещения сопровождаемого груза или неисправности по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона проводник сообщает об этом уполномочившему его лицу, а также перевозчику, которого уведомляет о необходимости отцепки вагона для принятия решения о дальнейших действиях с грузом.
В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, перевозчик при необходимости вправе отцепить вагон для устранения нарушений. В случае отцепки вагона для устранения нарушений крепления и размещения сопровождаемого груза составляется акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов.
Согласно пункту 15.7 Правил N 70 в случае обнаружения в пути следования на контейнерах с грузом, вагонах наличия признаков доступа к грузу, отсутствия или неисправного состояния ЗПУ, или несоответствия ЗПУ перевозочным документам, а также наличия признаков хищения груза, на основании письменного заявления проводника или работника ведомственной охраны перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном Правилами составления актов.
При необходимости, на основании заявления проводника или работника ведомственной охраны, перевозчик должен предоставить проводнику или работнику ведомственной охраны исправные ЗПУ, возмещение расходов на которые осуществляется грузополучателем, грузоотправителем или уполномоченными ими лицами по договору на основании составленного перевозчиком акта общей формы, коммерческого акта в соответствии с Правилами составления актов.
Ответчик не представил доказательств того, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, а также принял все необходимые меры для их надлежащего исполнения.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 303 800 рублей убытков.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А43-31939/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Горьковской железной дороге - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Горьковской железной дороге.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.5 приказа N 400 при оказании услуг по сменному сопровождению и охране грузов применяются различные методы охраны грузов силами и средствами ФГП ВО ЖДТ России.
...
На основании пункта 15.5 Правил N 70 в случае обнаружения в процессе перевозки нарушения крепления и размещения сопровождаемого груза или неисправности по причине коммерческой непригодности контейнера с грузом, вагона проводник сообщает об этом уполномочившему его лицу, а также перевозчику, которого уведомляет о необходимости отцепки вагона для принятия решения о дальнейших действиях с грузом.
...
Согласно пункту 15.7 Правил N 70 в случае обнаружения в пути следования на контейнерах с грузом, вагонах наличия признаков доступа к грузу, отсутствия или неисправного состояния ЗПУ, или несоответствия ЗПУ перевозочным документам, а также наличия признаков хищения груза, на основании письменного заявления проводника или работника ведомственной охраны перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном Правилами составления актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 ноября 2023 г. N Ф01-7541/23 по делу N А43-31939/2022