Нижний Новгород |
|
22 ноября 2023 г. |
Дело N А43-35500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
при участии представителей
от истца: Трапезникова С.И. (доверенность от 20.12.2022),
от ответчика: Рогалевой Ю.А. (доверенность от 09.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023
по делу N А43-35500/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малая Ямская,18" (ОГРН: 1055225032092, ИНН: 5254031900)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ОГРН: 1195275036032, ИНН: 5260464846)
о понуждении к перерасчету размера платы,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малая Ямская, 18" (далее - Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) о понуждении к перерасчету размера платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в 2022 году.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.04.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023, удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды неверно истолковали положения действующего законодательства в отношении изменения порядка размера платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), не учли, что расчет платы исходя из количества и объема вывезенных региональным оператором контейнеров, принадлежащих Управляющей компании, невозможен, поскольку региональный оператор оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в отношении всей площадки накопления ТКО, и не вправе по своему усмотрению оказывать услуги выборочно, тем более использовать такие данные в целях расчета размера платы потребителя; не дали оценки доводу Общества о бездействии Управляющей компании по вопросам урегулирования договорных отношений, поскольку Общество не заявляло о возможности (или невозможности) применения способа коммерческого учета "из количества и объема вывезенных региональным оператором контейнеров". Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
В судебном заседании представитель Управляющей компании возразил относительно доводов Общества, ходатайствовал об оставлении жалобы без удовлетворения.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Нижний Новгород, улица Малая Ямская, дом 18, корпусы 1, 2, 3, от 25.10.2019 Управляющая компания осуществляет управление общим имуществом указанных домов с 01.12.2019.
Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории города Нижнего Новгорода (за исключением Сормовского района), городского округа Дзержинск и Володарского муниципального района Нижегородской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Общество (региональный оператор) и Управляющая компания (потребитель) заключили договор от 17.12.2019 N НЖ/2199/19 по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) их накопления определены сторонами договора в приложении 1.
Срок действия договора составил один год, начиная с 01.01.2019. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 26 и 27 договора).
В связи с отсутствием каких-либо разногласий относительно условий сделки договор продлевался сторонами с 01.01.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.01.2021.
Общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах от 20.12.2020 и 09.06.2021 приняты решения о раздельном накоплении и сборе ТКО.
Региональный оператор уведомлен о принятом решении письмом от 23.08.2021 N 42, в котором Управляющая компания также просила направить дополнительное соглашение к договору в связи с необходимостью расчета платы за услугу исходя из объема вывезенных контейнеров.
Дополнительное соглашение стороны не заключили.
Согласно акту осмотра от 16.09.2021 на контейнерной площадке (Н-443; Нижний Новгород, улица Малая Ямская, дом 18, корпус 2) Управляющая компания установила три зеленых контейнера объемом 1,1 кубического метра, один желтый сетчатый контейнер для накопления отсортированных полезных компонентов объемом 1,1 кубического метра, организован отсек для крупногабаритных отходов объемом 4,06 кубических метра (1,8 х 1,15 х 1,96).
В письме от 07.02.2023 N 4 Управляющая компания известила Общество о прекращении действия договора от 17.12.2019 N НЖ/2199/19 с 01.01.2022 в силу наличия между сторонами неурегулировнных условий относительно порядка расчета платы за услуги, а также о необходимости направления потребителю проекта нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом раздельного накопления отходов.
Проект нового договора потребитель от регионального оператора не получил.
В 2022 году Общество выставляло Управляющей компании счета на оплату услуг, стоимость которых определяла исходя из норматива накопления.
Посчитав, что с 01.01.2022 региональный оператор должен исчислять плату за оказание услуг по обращению с ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров, расположенных на площадке, Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 310, 426, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 (далее - Порядок N 407), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что оплата услуг регионального оператора подлежала исчислению исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в местах накопления ТКО, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации.
Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ)
В силу пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила коммерческого учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
При раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (пункт 8 Правил N 505).
Таким образом, в силу Правил N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО возможен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Именно собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета.
Судами установлено, что Управляющая компания 23.08.2021 уведомила Общество о принятом решении о раздельном накоплении ТКО и необходимости изменения формулы расчета для определения стоимости услуг. Данная заявка получена региональным оператором в сентябре 2021 года.
Соответственно, с 01.01.2022 (после получения уведомления) учет твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах, находящихся в управлении Управляющей компании, подлежал исчислению исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Ответчик не оспорил, что в 2022 году им оказывались услуги Управляющей компании по вывозу ТКО, складированных в контейнеры, находящиеся на специально оборудованной контейнерной площадке в соответствии с территориальной схемой.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оплата услуг регионального оператора подлежала исчислению исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование.
Ссылки регионального оператора на невозможность осуществления расчета таким способом в связи с одновременным использованием контейнерной площадки собственниками нежилых помещений, расположенных в отдельно стоящем здании (Нижний Новгород, улица Малая Ямская, дом 18), и осуществлением для них расчета за услугу исходя из нормативов накопления, а также в связи с несоответствием количества и объема контейнеров, размещенных Управляющей компанией на контейнерной площадке, нормативам накопления отходов обоснованно отклонены судами, поскольку данные обстоятельства не могут лишить истца права на определение стоимости фактически оказанных ему услуг в порядке, гарантированном действующим законодательством.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023 по делу N А43-35500/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила коммерческого учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
При раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (пункт 8 Правил N 505)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 ноября 2023 г. N Ф01-7508/23 по делу N А43-35500/2022