г. Нижний Новгород |
|
04 декабря 2023 г. |
Дело N А17-305/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителя от истца: Молотовой Л.С. (по доверенности от 02.02.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу N А17-305/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные Энергетические Системы - Тейково" (ОГРН: 1203700009325, ИНН: 3711050614)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные Энергетические Системы - Тейково" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) о взыскании 1 141 477 рублей 56 копеек долга по оплате тепловой энергии и теплоносителя, поставленных в августе - октябре 2022 года, 255 693 рублей 18 копеек пеней, начисленных за период с 11.09.2022 по 28.02.2023.
Требование основано на статьях 307, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательство по оплате потребленных тепловой энергии и теплоносителя.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2023, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023, иск удовлетворен.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что взыскание долга за тепловую энергию и теплоноситель, рассчитанного по тарифам на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, поставляемую с использованием закрытых и открытых систем горячего водоснабжения, утвержденным постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 21.01.2022 N 41-Т/2, неправомерно. По мнению кассатора, Общество должно производить расчет размера долга по более низким тарифам, установленным истцу постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2021 N 58-ГВ/5. Кассатор не согласен с взысканием с него расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Подробно доводы Учреждения изложены в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Коммунальные Энергетические Системы - Тейково" в судебном заседании просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить оспариваемые судебные акты в силе.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в заседание суда округа не направило. Жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество является единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Тейково.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 21.10.2022 N 41-т/2 для потребителей Общества установлены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду.
В отсутствие заключенных государственных контрактов истец в период с августа по октябрь 2022 года поставил ответчику тепловую энергию, теплоноситель на отопление и горячую воду, неоплата которых послужила ему основанием для обращения в Арбитражный суд Ивановской области.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя кассационной жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьями 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлены и ответчиком не оспорены факт и объемы поставки коммунальных ресурсов на его объекты в спорный период.
Разногласия сторон связаны с применением Обществом тарифа, установленного ему с 21.10.2022, при определении стоимости поставленных ресурсов.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), реализация тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на тепловую энергию, теплоноситель устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
Под тарифами в сфере теплоснабжения понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Законом N 190-ФЗ.
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 93 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих: а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности); б) средневзвешенная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.
При этом презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 1 - 3).
В силу части 1 статьи 23.6 Закона N 190-ФЗ предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 21.01.2022 N 41-Т/2, ответ Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на запрос суда от 07.07.2023, суды установили, что тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду установлены истцу названным постановлением на период с 21.10.2022 по 31.12.2022. Расчет тарифов осуществлен Департаментом исходя из годовых затрат и объемов производства тепловой энергии с применением уровней цен второго полугодия 2022 года на приобретение материалов, топливно-энергетических ресурсов и иных товаров. Таким образом, экономически обоснованные уровни тарифов, установленные постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 21.10.2022 N41-т/2, являются плановыми величинами, которые Департамент мог бы установить для Общества на любой период в диапазоне с 1 июля по 30 ноября 2022 года (включительно).
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что истцом обоснованно при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных ответчику, применена цена, равная установленному в последующем регулирующим органом тарифам, учитывающим экономически обоснованные затраты истца при осуществлении регулируемой деятельности, в том числе в период август - октябрь 2022 года.
Довод кассатора о необходимости расчета стоимости поставленных ресурсов по тарифу, установленному Обществу постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2021 N 58-ГВ/5 судом округу отклоняется, поскольку этим постановлением установлены тарифы для ООО "Тепловик", а не для Общества.
Довод ответчика о том, что Учреждение согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, судом округа отклоняется, как необоснованный.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные истцом на уплату государственной пошлины за рассмотрение иска.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку направлено на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, имеющихся в деле, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустима.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с ответчика за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как он в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу N А17-305/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 23.6 Закона N 190-ФЗ предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2023 г. N Ф01-7609/23 по делу N А17-305/2023