г. Нижний Новгород |
|
08 декабря 2023 г. |
Дело N А28-11376/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова" на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.03.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу N А28-11376/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова" (ИНН: 4345496348, ОГРН: 1194350011613)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 02.08.2022 N 54/Ч/152/2022.
Решением суда от 27.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Суды неправомерно не приняли во внимание, что спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, выполнение изложенных в оспариваемом предписании работ может привести к разрушению конструктивных элементов дома, выявленные дефекты возможно устранить только при выполнении работ капитального характера, что не относится к обязанностям управляющей организации.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 09.12.2019 N 000314.
Решением Инспекции от 22.12.2021 N 1755/21 многоквартирный дом по адресу: город Киров, улица Молодой Гвардии, 14 (далее - МКД), включен в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества.
Инспекция 02.08.2023 провела в отношении Общества инспекционный визит в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля с целью проверки выполнения ранее выданного предписания от 12.05.2022 N 54/Ч/97/22.
В ходе инспекционного визита при визуальном осмотре коммунальной квартиры на первом этаже МКД выявлено, что визуально оценить техническое состояние межэтажного перекрытия между первым и вторым этажами без инструментального обследования не представляется возможным, перекрытия пола в коридоре, в помещении, расположенном в углу дома разрушены, кирпичные стены повреждены
Инспекция пришла к выводу о несоблюдении Обществом пунктов 4.2.1.1 и 4.3.1 Правил N 170, пунктов 3 и 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень). Нарушение этих требований влечет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью. Результаты проверки отражены в акте от 02.08.2022 N 54/Ч/152/2022.
В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание от 02.08.2022 N 54/Ч/152/2022, обязывающее обеспечить безопасные условия для проживания граждан с целью недопущения обрушения ограждающих конструкций (стены, перекрытия) в коммунальной квартире на первом этаже МКД; восстановить надлежащее техническое состояние перекрытия, стен в коммунальной квартире первого этажа МКД.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами N 170, Минимальным перечнем, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и исполнимости предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил указанное решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ. Оказываемые услуги и выполняемые работы должны обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По договору многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность (часть 2 статьи 162 Кодекса).
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а" и "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Минимальным перечнем определены работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (пункт 3); работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 4).
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития.
Из приведенных норм следует, что управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание многоквартирного дома, в том числе исправное состояние жилого дома, своевременное устранение повреждений общего имущества многоквартирного дома для предотвращения их развития, и, как следствие, угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.
Суды установили, что Общество осуществляет управление спорным МКД, следовательно, должно соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и содержания общего имущества дома в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, поддержания общего имущества дома в надлежащем и технически исправном состоянии.
Факт несоблюдения Обществом обязательных требований при содержании общего имущества МКД (разрушены перекрытия пола в коридоре, в помещении, расположенном в углу дома, повреждены кирпичные стены) судами установлен, материалами дела подтвержден и заявителем, по существу, не оспаривается.
Несмотря на то, что постановлением администрации города Кирова от 20.03.2020 N 618-п МКД признан аварийным, установлен срок отселения (31.07.2020), на момент проведения Инспекцией проверки дом не снесен, жильцы не расселены. Выявленные нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку создают угрозу безопасности жизни и здоровью людей.
Таким образом, в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома) Общество обязано принять меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ либо осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Инспекции оснований для выдачи Обществу предписания.
Указание на необходимость устранения выявленных нарушений при проведении капитального ремонта в предписании отсутствует. Способ исполнения выданного предписания определяет сама управляющая организация. Содержащиеся в предписании требования направлены на устранение выявленных нарушений и соблюдение Обществом требований действующего законодательства, неисполнимость предписания не доказана.
С учетом изложенного суды сделали правильные выводы о законности и обоснованности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.03.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу N А28-11376/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а" и "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
...
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2023 г. N Ф01-6998/23 по делу N А28-11376/2022