г. Нижний Новгород |
|
12 декабря 2023 г. |
Дело N А43-15953/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Морозовой М.А. (доверенность от 27.12.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу N А43-15953/2022
по заявлению непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" (ИНН: 5250029210, ОГРН: 1025201987073)
о признании недействительными решений Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, Федеральное агентство по недропользованию,
и установил:
непубличное акционерное общество Научно-технологический центр "Нефтеотдача" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 22.04.2022 N 4-Д и от 27.06.2022 N 17-д. Требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Решением суда от 31.01.223 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Общества, право пользования недрами прекращено неправомерно, примененная мера принуждения является несоразмерной. Судами не учтено, что оспариваемое решение принято Департаментом до истечения срока устранения нарушений, установленных Управлением; выявленные нарушения лицензионных требований устранены, и Общество начало осуществлять добычу кварцевого песка и исполнять иные лицензионные требования; решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято с нарушением установленного срока.
Департамент в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области в отзыве изложил позицию по жалобе.
Роснедра в отзыве возразили против позиции заявителя.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 05.12.2023.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Обществу в соответствии с лицензией от 01.12.2006 N НЖГ 13855 ТЭ предоставлено право пользования недрами сроком до 10.11.2026. Целевое назначение лицензии - разведка и добыча кварцевых песков на Писаревском месторождении.
Условиями лицензионного соглашения предусмотрены следующие сроки выполнения работ: подготовка и утверждение проекта разведки месторождения кварцевых песков с получением положительного заключения государственной экспертизы о проведение работ по разведке и добыче кварцевых песков - до 10.05.2007 (абзац "а" пункта 4.1); начало разведочных работ - до 10.08.2007 (абзац "б" пункта 4.1); завершение разведки месторождения и представление изготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов кварцевых песков на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых - до 10.02.2009 (абзац "в" пункта 4.1); подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности - до 10.09.2009 (абзац "г" пункта 4.1); начало строительства инфраструктуры горнодобывающего предприятия - до 10.11.2010 (абзац "д" пункта 4.1); начало промышленной добычи песков - до 10.05.2011 (абзац "е" пункта 4.1); выход горнодобывающего предприятия на проектную производительность в соответствии с техническим проектом, но не менее 200 000 тонн в год - до 10.11.2011 (абзац "ж" пункта 4.1); подготовка и согласование в установленном порядке не позднее, чем за шесть месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения проекта на ликвидацию горнорудного предприятия, объектов обустройства инфраструктуры, проекта мероприятий по приведению их в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую природную среду (абзац "з" пункта 4.1).
В пункте 10.1 лицензионного соглашения предусмотрено, что в случае невыполнения условий, оговоренных в абзацах "а", "в", "г", "е", "ж" пункта 4.1, пунктах 5.2 и 5.4 право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах.
В случае невыполнения условий, оговоренных разделе 4 (кроме абзацев "а", "в", "г", "е", "ж" пункта 4.1) и пунктах 5.1, 7.2, 7.4 и 5.8 лицензионного соглашения, право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах (пункт 10.2 лицензионного соглашения).
В ходе проведенной в 2019 году внеплановой выездной проверки Департамент установил, что в нарушение абзацев "д", "е" и "ж" пункта 4.1 и абзаца "б" пункта 4.2 лицензионного соглашения Общество не обеспечило начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия; работы по добыче кварцевых песков на Писаревском месторождении не ведутся, выход на проектную мощность не осуществлен (акт от 27.09.2019 N 190-вн).
Обществу выдано предписание от 27.09.2019 N 190-п/1н об устранении нарушений.
Акт проверки и предписание направлены в Роснедра для решения вопроса об инициировании процедуры по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии НЖГ13855ТЭ (письмо от 24.04.2020 N СЖ-08-01-30/13050).
Департамент направил Обществу уведомление от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 об устранении в течение 6 месяцев нарушений условий пользования недрами (получено Обществом 28.09.2020, срок устранения нарушений до 28.03.2021).
По результатам проверки исполнения предписания от 27.09.2019 N 190-п/1н Управление установило выполнение только пункта 1 предписания; нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, абзаца "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения не устранено (акты от 18.03.2021 N 43-вн, от 19.05.2021 N 82-н).
Обществу выдано предписание от 19.05.2021 N 82-вн об устранении нарушений (начать промышленную добычу) в срок до 01.03.2022 (продлен на 90 дней).
Роснедра направило Департаменту приказ от 05.04.2022 N 167 "О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами на твердые полезные ископаемые, в отношении которых выданы уведомления о допущенных нарушениях, сроки устранения которых истекли". В соответствии с приказом в срок до 29.04.2022 надлежало завершить процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям на твердые полезные ископаемые, в отношении которых выданы уведомления о допущенных нарушениях и сроки устранения которых истекли до 14.03.2022.
Департамент направил Обществу извещение от 13.04.2022 N ПФО-01-06-06/557 о рассмотрении Комиссией Департамента по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами (далее - комиссия Департамента) материалов о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с неисполнением уведомления от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678.
Комиссия Департамента приняла решение от 22.04.2022 N 4-д досрочно прекратить право пользования недрами, предоставленное Обществу по лицензии НЖГ13855 ТЭ.
Выписка из протокола заседания Комиссии от 22.04.2022 N 4-д направлена Обществу (письмо от 29.04.2022 N НИ-ПФО-02-00-08/271), информация о результатах рассмотрения данного вопроса размещена в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (ФГИС АСЛН).
Общество не согласилось с решением Комиссии Департамента и обратилось с жалобой в Роснедра, указав на неполное рассмотрение представленных к заседанию комиссии документов.
Роснедра направило Департаменту поручение от 14.06.2022 N ОК-04-30/11369 о необходимости повторного рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии НЖГ 13855 ТЭ с учетом представленных Обществом документов.
При повторном рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами комиссия Департамента приняла решение оставить без изменения ранее принятое решение, оформленное протоколом от 22.04.2022 N 4-д, и досрочно прекратить право пользования недрами, поскольку информацию об устранении нарушений, указанных в уведомлении Департамента от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678, Общество фактически не представило.
Данное решение Комиссии оформлено протоколом заседания Комиссии от 27.06.2022 N 17-д. Выписка из протокола заседания Комиссии от 27.06.2022 N 17-д направлена Обществу письмом от 08.07.2022 N НИ-ПФО-02-00-80/440.
Общество оспорило решения Департамента в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона о недрах, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент), Порядком прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды России N 743, Роснедр N 08 от 13.10.2021 (далее - Порядок), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулирует Закон о недрах.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (подпункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр условий лицензии, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами; в случае, если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена в статье 21 Закона о недрах, Административном регламенте (действующим до 01.01.2022), в Порядке (действующим с 01.01.2022).
В пункте 94 Административного регламента установлено, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий. Решение о досрочном прекращении права пользовании недрами может быть принято в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Согласно пункту 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках осуществления государственных функций являются, в том числе: представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (подпункт 2); представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации (подпункт 3); данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 4).
На основании пункта 99 Административного регламента принятие Роснедрами и его территориальными органами решений о досрочном прекращении права пользования недрами включает: регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур; рассмотрение полученных документов, подготовку и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами; рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
На заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения, в частности, о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 107 Административного регламента).
В соответствии с пунктами 109 и 110 Административного регламента в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Уведомление должно содержать указание на нарушения условий пользования недрами, требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения, предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления. Уведомление направляется пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копия этого уведомления направляется в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
Согласно пункту 111 Административного регламента в течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии. При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
В силу пункта 115 Административного регламента должностное лицо Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
В пунктах 117, 118 Административного регламента предусмотрено, что приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр. Копия приказа направляется пользователю недр с заказным письмом с уведомлением о вручении.
В пункте 7 Порядка (действует с 01.01.2022) предусмотрены случаи досрочного прекращения права пользования недрами. Нарушение пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, и если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами, относятся к случаям досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно пункту 14 Порядка основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами является, в том числе, информация, полученная при осуществлении полномочий Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами, подведомственными учреждениями Федерального агентства по недропользованию, из федеральных информационных систем и государственных информационных ресурсов Федерального агентства по недропользованию, а также от уполномоченных федеральных органов государственной власти, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), и иных уполномоченных органов государственной власти о возникновении случаев, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка.
В пунктах 34 и 41 Порядка предусмотрена возможность принятия Комиссией уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами по истечении срока, предусмотренного в уведомлении для устранения нарушений, который не может быть менее трех и более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях. Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных пунктом 7 Порядка, по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях, предусмотренного главой V Порядка, при условии, что в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
В пункте 27 Порядка предусмотрено, что пользователь недр вправе направить Комиссии письменные пояснения и (или) возражения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами и сведения о представителе пользователя недр, направляемом для участия в заседании комиссии, не позднее 1 рабочего дня до даты ее заседания.
На заседании комиссии осуществляется рассмотрение комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами. По результатам рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, Комиссия вправе принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами (пункты 29, 33 Порядка).
В соответствии с пунктом 44 Порядка решение, предусмотренное пунктом 33 Порядка, оформляется протоколом заседания Комиссии в виде электронного документа, подписанного всеми присутствующими на заседании членами Комиссии с использованием электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи". Подписанный протокол заседания Комиссии размещается в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования".
Таким образом, Административным регламентом было предусмотрено, что завершить процедуру досрочного прекращения права пользования недрами возможно только после поступления в Департамент акта надзорного органа (Управления) о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных нарушениях.
Согласно Порядку, действующему с 01.01.2022, получение от надзорных органов акта проверки устранения (неустранения) нарушений в целях дальнейшего рассмотрения и принятия Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами не требуется. Обязательным условием для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами является надлежащее уведомление пользователя недр о нарушении и их не устранение в срок, установленный в уведомлении.
При этом Порядок не содержит специальных переходных положений, предусматривающих возможность применения Административного регламента в отношении процедур досрочного прекращения права пользования недрами, которые начаты уполномоченными органами до 01.01.2022 и не окончены после вступления в силу Порядка. Следовательно, завершение такой процедуры осуществляется в соответствии с Порядком.
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали, что Департаментом была соблюдена последовательность действий в части, касающейся процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Суды установили, что административная процедура досрочного прекращения права пользования недрами начата до 01.01.2022 в порядке пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпункта 2 пункта 95 Административного регламента, пункта 10.1 лицензионного соглашения. Основанием для ее инициирования послужили представленные в Роснедра материалы проверки Управления (акт от 27.09.2019 N 190-вн), содержащие сведения о невыполнении Обществом требований абзацев "е", "ж" пункта 4.1 лицензионного соглашения. Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято Департаментом 27.06.2022 в период действия Порядка.
До рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами Обществу направлено уведомление, в котором указаны допущенные нарушения условий лицензии и установлен шестимесячный срок для их устранения (получено Обществом 28.09.2020, срок устранения нарушения до 28.03.2021).
За время действия уведомления информацию об устранении выявленных нарушений Общество в Департамент не представило.
При этом суды правомерно указали, что срок устранения нарушений, установленный в уведомлении Департамента, не поставлен в зависимость от срока исполнения предписаний, выданных Управлением, как надзорным органом в рамках реализации предоставленных им законом самостоятельных полномочий.
Документы по досрочному прекращению права пользования недрами переданы на рассмотрение комиссии, заседания которых состоялись 22.04.2022 и 27.06.2022. Общество воспользовалось правом, предусмотренным Порядком, и направило на заседания комиссии документы, свидетельствующие, по его мнению, об устранении выявленных нарушений, возражения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами.
Комиссия Департамента по результатам рассмотрения и анализа документов, в том числе дополнительно представленных к заседанию 27.06.2022 и возражений пользователя недр установила, что Общество не устранило нарушения условий лицензий, фактически к работам по промышленной добыче песков в объеме, указанном в лицензии, не приступило (работы должны быть начаты до 10.05.2011).
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что комиссия Департамента, действуя в пределах предоставленных полномочий, установив по результатам административных процедур наличие оснований, предусмотренных Законом о недрах (часть 2 статьи 20), Порядком (подпункт 2 пункта 7), правомерно приняла решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии НЖГ 13855 ТЭ.
Ссылка заявителя на нарушение Комиссией Департамента двенадцатимесячного срока, установленного частью 4 статьи 21 Закона о недрах и пункта 34 Порядка, правомерно отклонена судами, поскольку данный срок следует исчислять со дня получения Обществом (28.09.2020) уведомления Департамента от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 о допущенных нарушениях условий пользования недрами лицензии (истек 28.09.2021).
Вопреки аргументам Общества Комиссия Департамента и суды дали оценку его доводам о причинах невыполнения условий лицензии, предпринятым мерам и признали их несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что причины, которые заявитель приводит в качестве объяснений невыполнения условий лицензии, находились вне пределов его контроля.
Принятие Обществом некоторых подготовительных мероприятий для выполнения возложенных на него обязательств не свидетельствует об устранении вмененных нарушений, не является безусловным обстоятельством, освобождающим пользователя недр от надлежащего исполнения условий лицензии и проведению работ по добыче песка. Фактически Общество не исполняло обязанности, предусмотренные лицензионным соглашением на протяжении более 10 лет, не приступило к промышленной добыче полезных ископаемых на предоставленном ему участке недр, в том числе в объеме, указанном в лицензии (не менее 200 тысяч тонн). Доказательства, подтверждающие факт добычи Обществом полезных ископаемых не представлены.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом установленных судами обстоятельств доводы Общества о том, что досрочное прекращение права пользования недрами в отношении него является чрезмерной мерой принуждения ограничения осуществления предпринимательской деятельности, не соответствует требованиям справедливости и соразмерности, характеру совершенного деяния, отклоняются.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу N А43-15953/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу непубличного акционерного общества Научно-технологический центр "Нефтеотдача" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что административная процедура досрочного прекращения права пользования недрами начата до 01.01.2022 в порядке пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпункта 2 пункта 95 Административного регламента, пункта 10.1 лицензионного соглашения. Основанием для ее инициирования послужили представленные в Роснедра материалы проверки Управления (акт от 27.09.2019 N 190-вн), содержащие сведения о невыполнении Обществом требований абзацев "е", "ж" пункта 4.1 лицензионного соглашения. Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято Департаментом 27.06.2022 в период действия Порядка.
...
Ссылка заявителя на нарушение Комиссией Департамента двенадцатимесячного срока, установленного частью 4 статьи 21 Закона о недрах и пункта 34 Порядка, правомерно отклонена судами, поскольку данный срок следует исчислять со дня получения Обществом (28.09.2020) уведомления Департамента от 18.09.2020 N НИ-ПФО-02-00-08/678 о допущенных нарушениях условий пользования недрами лицензии (истек 28.09.2021)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 декабря 2023 г. N Ф01-6736/23 по делу N А43-15953/2022