г. Нижний Новгород |
|
15 декабря 2023 г. |
Дело N А29-12938/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей от заявителя: Оботуровой Л.Д. (доверенность от 28.02.2023), от заинтересованного лица: Изъюровой Н.А. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А29-12938/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) в лице филиала в Республике Коми
о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26.07.2022 N 01-119/5816,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Информационные технологии" (ИНН: 1101076336, ОГРН: 1091101007381), общество с ограниченной ответственностью "Смарт-Термо" (ИНН: 1102055307, ОГРН: 1071102002014),
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) от 26.07.2022 N 01-119/5816.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Информационные технологии" (далее - ООО "Информационные технологии"), общество с ограниченной ответственностью "Смарт-Термо" (далее - ООО "Смарт-Термо").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Общество настаивает на том, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы не представили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представители сторон участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления от 04.02.2022 N 12 в марте 2022 года проведена плановая выездная проверка в отношении Общества. Предметом проверки являлось соблюдение Обществом требований статей 10, 11, 11.1, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В ходе проведения проверки антимонопольный орган установил, что Обществом организована и проведена закупка в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки - 21К0731060.0383. Оказание услуг по техническому обслуживанию тахографов и тахографического оборудования для нужд ПО "ЦЭС" Общества, номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) - 32110964204 (далее - закупка).
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), утвержденным советом директоров ПАО "Россети" (протокол от 17.12.2018 N 334, в редакции протоколов от 28.05.2020 N 417, от 24.11.2020 N 440, от 07.04.2021 N 452, от 28.06.2021 N 462).
Положение о закупке является внутренним документом ПАО "Россети", разработанным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, а также в развитие закупочной политики ПАО "Россети", утвержденной советом директоров ПАО "Россети". Стандарт регламентирует процедуры закупок товаров, работ, услуг (далее - продукция), в том числе для целей коммерческого использования, независимо от их стоимости в ПАО "Россети" и в обществах, присоединившихся к стандарту в порядке, установленном действующим законодательством. ПАО "Россети", дочерние общества ПАО "Россети", иные юридические лица, присоединившиеся к стандарту в порядке, установленном действующим законодательством, также именуются как "заказчики" в совокупности или "заказчик", как любое из юридических лиц, включая филиалы и представительства.
Согласно выписке из протокола заседания Совета директоров ПАО "МРСК Северо-Запада" от 30.06.2021 N 401/2, размещенной в ЕИС, принято решение о присоединении к Положению о закупке.
Извещение о закупке утверждено решением закупочной комиссии Общества (протокол от 20.12.2021 N 142зд/кон) и размещено в ЕИС 28.12.2021.
В извещении о закупке начальная (максимальная) цена договора указана следующим образом: "Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 497 000 рублей без НДС / 596 400 рублей с НДС" (пункт 7 информационной карты закупки в извещении).
В пункте 21 информационной карты извещения о закупке порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке указаны следующим образом: "Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок (извещением о закупке), и содержит наиболее низкую цену договора без учета НДС (исходя из расчетов, осуществляемых в целях применения приоритета)".
Как следует из заявок участников закупки, ООО "Смарт-Термо" в заявке предложена стоимость 407 000 рублей без НДС / 488 400 рублей с НДС, ООО "Информационные технологии" в заявке предложена стоимость 408 900 рублей (без НДС), ООО "Автоконтроль" в заявке предложена стоимость 423 900 рублей (без НДС).
Из протокола заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок и подведению итогов от 19.01.2022 N 10кон следует, что цены, предложенные участниками закупки, оценивались и сравнивались без учета НДС.
Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, так как установленный при проведении закупки порядок сопоставления и оценки заявок участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, свидетельствует о создании преимущественных условий для отдельных участников.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16.03.2022 N 1.
Приказом Управления от 11.05.2022 N 64 возбуждено дело N 011/01-17-391/2022 по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Решением Управления от 26.07.2022 N 01-119/5816 Общество признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ в части установления в извещении о закупке N 32110964204 положения об оценке и сопоставлении заявок без учета НДС, без учета режимов налогообложения участников закупки, что создало преимущественные условия участия в закупке участнику, применяющему общий режим налогообложения.
Общество не согласилось с данным решением Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона N 135-ФЗ, Закона N 223-ФЗ, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В пунктах 3, 5 части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является: обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ документация о закупке должна содержать требования, предъявляемые к участникам такой закупки.
В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В рамках настоящего дела суды установили, что требования к начальной (максимальной) цене договора (цене лота) установлены заказчиком в пункте 7 информационной карты закупки в извещении: Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 497 000 рублей без НДС / 596 400 рублей с НДС.
Пунктами 5.3.1, 5.3.2 извещения установлено, что заявки участников закупки оцениваются исходя из единственного критерия - цена договора. Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок (извещением о закупке), и содержит наиболее низкую цену договора (исходя из расчетов, осуществляемых в целях применения приоритета).
Согласно пунктам 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4 извещения в рамках подведения итогов осуществляется оценка и сопоставление заявок участников, допущенных до участия в закупке по результатам рассмотрения заявок. Заявки участников закупки оцениваются исходя из единственного критерия - цена договора.
Заявке, в которой содержатся наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер. При этом, в целях применения приоритета при оценке ценового предложения участника закупки стоимость заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, принимается в расчет по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.
Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок (извещением о закупке), и содержит наиболее низкую цену договора (исходя из расчетов, осуществляемых в целях применения приоритета).
В пункте 21 информационной карты извещения о закупке критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены следующим образом: "Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок (извещением о закупке), и содержит наиболее низкую цену договора без учета НДС (исходя из расчетов, осуществляемых в целях применения приоритета)".
Антимонопольным органом установлено, что на участие в закупке поданы 3 заявки: ООО "Смарт-Термо" в заявке предложена стоимость 407 000 рублей без НДС и 488 400 рублей с НДС, ООО "Информационные технологии" в заявке предложена стоимость 408 900 рублей (без НДС), ООО "Автоконтроль" в заявке предложена стоимость 423 900 рублей (без НДС).
На основании протокола заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок и подведению итогов от 19.01.2022 N 10кон заказчик признал победителем запроса котировок участника, занявшего первое место в ранжировке заявок по цене, а именно ООО "Смарт-Термо" (сравнение ценовых предложений происходило по цене заявки без НДС).
Антимонопольный орган установил, что извещение содержало два значения начальной (максимальной) цены договора в зависимости от применяемой участниками закупки системы налогообложения. С учетом формулировки начальной (максимальной) цены договора указанным образом фактически допускается уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, оставляет неизменными, что может создавать неравные условия участникам закупки.
Таким образом, документация о закупке содержит различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от применяемых ими систем налогообложения.
Установленный заказчиком при проведении запроса котировок порядок сопоставления и оценки заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о создании преимущественных условий для отдельных участников - плательщиков НДС по сравнению с участниками, не являющимися плательщиками НДС, что противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
Как верно указали суды, установленные в документации о закупке правила оценки предложений должны обеспечивать равенство участников гражданского оборота.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае действия заказчика противоречат требованиям Закона N 135-ФЗ, а обжалуемое решение Управления не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявления.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и принятии оспариваемого решения суды не усмотрели.
Вопреки доводам Общества, дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на основании обнаруженных признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Судом кассационной инстанции не установлены нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А29-12938/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.09.2023 N 52738.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
...
Установленный заказчиком при проведении запроса котировок порядок сопоставления и оценки заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о создании преимущественных условий для отдельных участников - плательщиков НДС по сравнению с участниками, не являющимися плательщиками НДС, что противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае действия заказчика противоречат требованиям Закона N 135-ФЗ, а обжалуемое решение Управления не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф01-7999/23 по делу N А29-12938/2022