г. Нижний Новгород |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А28-2970/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А28-2970/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280)
к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Кирова" (ИНН: 4346013360, ОГРН: 1024301340513)
о взыскании убытков
и установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Кирова" (далее - Учреждение) о взыскании 2 997 363 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в рассматриваемом случае отсутствовали основания для предоставления специальной социальной выплаты фельдшерам (медицинским сестрам, медицинским братьям) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, поскольку данные лица не принимали непосредственного участия в диагностике и лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19, сбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие инфекции не производили и не контактировали с гражданами, у которых выявлено указанное заболевание.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Фонда.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2023 произведена замена судьи Соколовой Л.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел камеральную проверку по вопросу полноты и достоверности сведений, представленных Учреждением для назначения и выплаты медицинским и иным работникам специальной социальной выплаты в соответствии с Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Правила N 1762), за период с 01.11.2020 по 31.12.2021, результаты которой отразил в акте от 09.09.2022 N 38.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Правил N 1762 Учреждение представило сведения для назначения специальной социальной выплаты в общем размере 3 023 354 рубля 85 копеек в отношении фельдшеров (медицинских сестер, медицинских братьев) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, которые не принимали участия в диагностике и лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19, не контактировали с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19 (или имели риск ее выявления).
Фонд 12.10.2022 направил Учреждению уведомление с предложением в срок до 11.11.2022 возместить излишне понесенные расходы в связи с представлением недостоверных сведений или документов.
Учреждение исполнило данное требование частично, на сумму 25 988 рублей 85 копеек, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Правилами 1762, Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н, Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что спорные выплаты произведены правомерно, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Постановлением
Правительством Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 утверждены Правила N 1762, пунктом 2 которых установлено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену; фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену; водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) -1215 рублей за одну нормативную смену; члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
На основании пункта 3 Правил N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В пункте 4 Правил N 1762 установлено, что для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Согласно пункту 8 Правил N 1762 специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
В силу пункта 10 Правил N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 12 Правил N 1762 расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н утвержден Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Порядок N 198н).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 2 к Порядку N 198н руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь поручено определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388 утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (далее - Порядок N 388), которым установлено, что в состав выездных бригад входят: в общепрофильную фельдшерскую - два фельдшера и водитель, либо фельдшер, медицинская сестра (медицинский брат) и водитель; в общепрофильную врачебную - врач, фельдшер и водитель, либо врач, медицинская сестра и водитель, либо врач, фельдшер и фельдшер или медицинская сестра и водитель.
Согласно пункту 7 Порядка N 388 выездные бригады скорой медицинской помощи направляются на вызов фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинской сестрой по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи с учетом профиля выездной бригады скорой медицинской помощи и формы оказания медицинской помощи
В статье 15 Гражданского кодекса установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что на основании представленных Учреждением сведений Фонд произвел специальную социальную выплату фельдшерам (медицинским сестрам, медицинским братьям) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Согласно представленной Учреждением должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи (диспетчера подстанции) в должностные обязанности входят: при поступлении вызова незамедлительно передавать его бригаде; при необходимости регистрировать поступивший вызов в журнал регистрации после передаче вызова; контролировать плотность поступающих вызовов и регулировать их поток в зависимости от срочности и повода к вызову; в соответствии с оперативной обстановкой вносить предложения в оперативный отдел по перераспределению вызовов между подстанциями, не допуская задержек в облуживании вызовов; обеспечивать профильность направления бригад, учитывая предложения АСУ по срочности вызова; контролировать своевременный выезд бригад с подстанции; при поступлении информации об ухудшении состояния пациента и изменения группы срочности вызова принимать необходимые меры для уменьшения времени ожидания; давать исчерпывающую информацию выездной бригаде согласно контрольному талону вызова; контролировать своевременность и правильность заполнения медицинской документации выездным персоналом, принимать своевременные меры к устранению недостатков в оформлении документации; на основании карт вызова заполняет журнал регистрации вызовов; своевременно представляет информацию в оперативный отдел; при необходимости самостоятельно вводит информацию в протоколы обслуженных вызовов; вести сбор оперативной статистической информации, ее анализ.
В соответствии с должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи в должностные обязанности входит: осуществлять прием и своевременную, в рамках существующих нормативов, передачу вызовов выездным бригадам, без права самостоятельного отказа в приеме вызова; вести прием вызовов от населения по строго определенному алгоритму приема вызовов; при необходимости давать необходимые рекомендации вызывающему по оказанию первой помощи до прибытия бригады в пределах своей компетенции, предоставлять справочную информацию по запросу выездной бригады о работе дежурных стационаров; обеспечивать взаимодействие в органами местной власти, УВД, ГИБДД, пожарными частями.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды признали доказанным обеспечение фельдшерами (медицинскими сестрами, медицинскими братьями) оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID19 в силу возложенных на них должностных обязанностей и, как следствие, наличие у данных лиц права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил N 1762.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Фонда, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании Правил N 1762, были предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А28-2970/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 15 Гражданского кодекса установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
...
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды признали доказанным обеспечение фельдшерами (медицинскими сестрами, медицинскими братьями) оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID19 в силу возложенных на них должностных обязанностей и, как следствие, наличие у данных лиц права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил N 1762.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф01-8103/23 по делу N А28-2970/2023