г. Нижний Новгород |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А43-9386/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Павлова В.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2023 (резолютивная часть от 07.06.2023) и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу N А43-9386/2023
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу (ОГРНИП: 305213406200021, ИНН: 210600002717)
о взыскании долга и процентов
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу (далее - Глава хозяйства) о взыскании 123 721 рубля 20 копеек платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта и 4423 рублей 46 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.10.2022 по 24.03.2023.
Арбитражный суд Нижегородской области в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял решение от 07.06.2023 по делу N А43-9386/2023 в виде резолютивной части, согласно которому исковые требования удовлетворены. 21.06.2023 суд по заявлению ответчика составил мотивированное решение по делу.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Глава хозяйства обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить их, уменьшив плату за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта на время бездействия Общества по каждому вагону.
По мнению заявителя, суды не применили пункт 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации; не дали оценки тому факту, что истец нарушил технологические сроки вывоза порожних вагонов после их разгрузки, бездействие истца влияло на время простоя стоящих на путям общего пользования вагонов; оставили без должной оценки довод о том, что акты общей формы подписаны ответчиком с разногласиями, о чем указано в этих актах, а также представленные в материалы дела доказательства (письма, направленные истцу).
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество (перевозчик) и Глава хозяйства (владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Канаш Горьковской железной дороги от 02.08.2017 N 4/388 (в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2021), по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочными переводами N 13к железнодорожному пути необщего пользования, находящегося на балансе ОАО "РЖД", локомотивом перевозчика.
В порядке параграфа 7 договора (в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2021), количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 24 вагонов, по весу - 2200 тонн.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы (параграф 10 договора).
На железнодорожном пути необщего пользования установлены следующие технологические нормы на выгрузку грузов: Выгрузка: щебень, прочие инертные грузы - 21 минута, удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы - 1 час; тарно-штучные строительные грузы - 2 часа 15 минут (параграф 14 договора). Перерабатывающая способность по основным родам груза: выгрузка - щебень, прочие инертные грузы - 35 вагонов в сутки, удобрения в МКР, прочие тяжеловесные грузы, тарно-штучные грузы - 7 вагонов в сутки (параграф 15 договора). Параграфом 18 пункт "е" договора установлено, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров, независимо от их принадлежности, по правилам и ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1 с применением коэффициентов индексации: за время нахождения вагонов на станции, в случаях предусмотренных п. 2.3 указанного Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1; за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, по правилам пункта 2.4 и ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства. Время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, определяется по данным актов общей формы.
Кроме того, заключено соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок - заявление о присоединении от 23.04.2021 N ЛК-2021/726.
На путях общего пользования станции Канаш простаивали вагоны в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика в периоды с 27.04 по 09.05.2022, с 11.05 по 17.05.2022.
Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования прибывших в адрес ответчика и ожидающих подачи на подъездной путь, подтверждается актами общей формы: N 5/2997, 5/3040, 53112, 5/2899, 5/2951, 5/2990, 5/3099, 5/2947, 5/3009, 5/3030, 5/3038, 5/3050, 5/3184, 5/3239, 5/3244, 5/3308, 5/3113, 5/3156, которые были отклонены.
Занятость путей также подтверждена ведомостями подачи и уборки вагонов N 051091, 051094, 051092, 051095, 051096, 051097, 051101, 051100, 052104, 052103, 052105, 052106, 052107, 052110, 046078, 046079, 046080, 046085, 046084, 046083, 046086, 051089, 051088, 046082, 046083, 046084, 051099, 053122, 053123, 053124, 054125, 054126, 054127, 054128, 054129, 054130, 054131, 054132, 054133, 054134, 054135, 054137, 054138, 054139, 052111, 052112, 052116, 052115, 053119.
Оформлены накопительные ведомости N 080503, 080501, 020511, 040502, 060502, 200512, 200516, 100501, от подписи в которых представитель грузополучателя отказался.
На основании указанных актов общей формы, по накопительным ведомостям начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в общей сумме 123 721 рубля 20 копеек.
Истец направил ответчику претензии от 26.10.2022 N 25132 ГРК ТЦФТО, от 26.10.2022 N 25127 ГРК ТЦФТО, от 02.12.2022 N 28429 ГРК ТЦФТО, от 12.11.2022 N 26650 ГРК ТЦФТО, от 27.10.2022 N 25134 ГРК ТЦФТО с требованием оплатить задолженность.
Данные претензии оставлены ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По правилам части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части одиннадцатой указанной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В части 17 статьи 39 Устава указано, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, Тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих Обществу.
Как следует из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, не принадлежащими Обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приемки владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
Для подтверждения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных указанной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно представленным в материалы дела актам общей формы спорные вагоны задерживались перевозчиком по причинам, зависящим от грузополучателя. Таким образом, у истца имелись основания для начисления ответчику платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Вопреки доводам заявителя, подписание акта с разногласиями не является безусловным основанием для исключения ответственности грузополучателя за простой вагонов на путях общего пользования.
Оснований для снижении платы за пользование путями общего пользования судами не установлено, вагоны подавались и убирались по факту предоставления грузополучателем уведомлений о завершении грузовой операции, следовательно, плата за простой вагонов начислена обоснованно.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о подтверждении факта задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Главы хозяйства не подлежит удовлетворению.
Расходы по делу в виде госпошлины по правилам статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2023 (резолютивная часть от 07.06.2023) и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу А43-9386/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макарова Алексея Николаевича
без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, Тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих Обществу.
Как следует из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, не принадлежащими Обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приемки владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
Для подтверждения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных указанной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 декабря 2023 г. N Ф01-7860/23 по делу N А43-9386/2023