г. Нижний Новгород |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А43-9577/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Павлова В.Ю., Чиха А.Н.,
при участии представителей от товарищества собственников жилья "Суворовский": Кашириной С.Е. (по доверенности от 23.10.2023); от открытого акционерного общества "Дзержинский водоканал": Калинина С.Ю. (по доверенности от 11.01.2022 N 16)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - товарищества собственников жилья "Суворовский" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А43-9577/2022
по иску товарищества собственников жилья "Суворовский" (ОГРН: 1125249006629, ИНН: 5249124229)
к открытому акционерному обществу "Дзержинский водоканал" (ОГРН: 1055238104822, ИНН: 5260154749)
об обязании совершить действия
и установил:
товарищество собственников жилья "Суворовский" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Дзержинский водоканал" (далее - Водоканал) об обязании опломбировать приборы учета холодной воды, установленные в многоквартирных домах N 76 и 78, расположенных на проспекте Ленина в городе Дзержинске Нижегородской области, и об обязании производить расчет количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, введенных в эксплуатацию 16.02.2016.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.03.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу об отсутствии у Водоканала оснований для опломбирования приборов учета, поскольку Товарищество не представило техническую документацию, необходимую для допуска узлов учета в эксплуатацию, также не усмотрели оснований для расчета количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, введенных в эксплуатацию 16.02.2016.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "Суворовский" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.03.2023 и постановление от 24.07.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы Товарищество указывает, что узлы учета смонтированы и введены в эксплуатацию на основании проектно-технической документации, разработанной и выданной ответчиком в 2009 году организации, ранее управляющей спорными многоквартирными домами; о проведении работ по замене приборов учета ответчик был уведомлен письмом от 18.10.2021.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Водоканал и его представитель в судебном заседании 21.11.2023 отклонили доводы кассатора, посчитав обжалованные судебные акты законными и обоснованными, просили оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность состоявшихся судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, истец является управляющей организацией многоквартирных домов 76 и 78, расположенных на проспекте Ленина в городе Дзержинск Нижегородской области.
Сторонами 16.02.2016 подписаны акты о принятии в эксплуатацию коллективных приборов учета воды, установленных в указанных многоквартирных домах (СВМ N 21880621 и СВМ N 21880602 соответственно).
Истец письмом от 18.10.2021 известил ответчика о необходимости обеспечить явку представителя Водоканала для проведения демонтажа приборов учета и опломбировки вновь смонтированных приборов учета в спорных домах, указав время начала работ - 9.00, даты: 28.10.2021 и 29.10.2021 соответственно и место проведения работ.
Ответчик составил акт от 29.10.2021, которым отказал во введении в эксплуатацию спорных приборов учета, ввиду не представления Товариществом проектно-технической документации на узлы учета, а также по причине самовольной замены приборов учета (без представителей ресурсоснабжающей организации).
Истец неоднократно обращался к ответчику с требованием произвести опломбировку установленных приборов учета СВМ-32 N 47744894 и СВМ-32 N 47744872, в ответ на которое ответчик сообщал истцу об отсутствии у него проектно-технической документации и технических условий на узлы учета, установленные в названных многоквартирных домах, а также об осуществлении Товариществом демонтажа/монтажа приборов учета в отсутствие представителя Водоканала, что послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 39 Правил N 776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.
В подпункте "е" пункта 95 Правил N 644 предусмотрено, что требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к средствам измерений (приборам учета) воды в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета должны указываться в условиях о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения. Аналогичные требования определены в пункте 30 Правил N 776.
Таким образом, состав узла учета, включающего помимо прибора учета иные устройства и компоненты, необходимые для обеспечения измерений, и места их расположения, определяется на стадиях получения технических условий на проектирование узла учета и проектирования узла учета.
В пункте 50 Правил N 776 определено, что лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.
Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Товарищество в отсутствие представителя Водоканала 28.10.2021 и 29.10.2021 демонтировало приборы учета и осуществило монтаж новых приборов учета в домах 76 и 78, расположенных на проспекте Ленина в городе Дзержинске Нижегородской области. Таким образом, демонтаж приборов учета воды, осуществленный в отсутствие представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, сопряженный с повреждением знаков визуального контроля - пломб, свидетельствует о нерасчетности таких приборов учета.
Однако выявление факта самовольного демонтажа прибора учета, осуществленного абонентом, не препятствует организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществить допуск вновь установленных приборов учета воды и их опломбировке.
Суды, отказывая в иске, сослались на непредставление истцом проектной и технической документации на оборудование узла учета, указав, что истец не доказал, в том числе, что указанная документация имелась у ответчика в спорный период.
Вместе с тем, судами установлено и из материалов дела следует, что узлы учета, в состав которых входили приборы учета воды СВМ N 21880602 (в многоквартирном доме 78 на проспекте Ленина в городе Дзержинске Нижегородской области) и СВМ N 21880621 (в многоквартирном доме 76 на проспекте Ленина в городе Дзержинске Нижегородской области), ранее прошли процедуру допуска к эксплуатации, эксплуатировались абонентом, использовались сторонами для коммерческого учета потребляемой воды. Данное фактическое обстоятельство подтверждено актами от 16.02.2016. Паспорта на вновь установленные приборы учета представлены Водоканалу с заявлением 18.10.2021.
Истец мотивировал замену приборов учета истечением срока их поверки.
Из содержания пунктов 8, 28 и 34 Правил N 776 следует, что проектирование узла учета осуществляется в случаях установки вновь смонтированных и допускаемых к эксплуатации узлов учета на объектах капитального строительства.
Следовательно, у Водоканала, как организации водопроводно-канализационного хозяйства, выдавшей технические условия и допустившей узлы учета к эксплуатации в соответствии с пунктом 36 Правил N 776, должны иметься техническая и проектная документация на весь узел учета.
Отсюда следует, что непредставление абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства истребуемых у него документов (проектной документации), не является достаточным основанием для признания правомерным отказа Водоканала в проведении проверки приборов учета, входящих в состав узлов учета. Указанная правовая позиция нашла свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.05.2018 N Ф01-1584/2018 по делу N А17-5113/2017, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2021 N Ф01-6194/2021 по делу N А43-9555/2020, определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2022 N 301-ЭС22-303 по делу N А43-9555/2020.
Согласно пункту 40 Правил N 776 при выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 Правил N 776, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.
Суды при вынесении обжалуемых судебных актов в качестве основания для отказа в обязании Водоканала произвести опломбировку приборов учета воды сослались только на непредставление Товариществом технической и проектной документации на весь узел учета. Наличие оснований для отказа в опломбировке и допуске к эксплуатации приборов учета воды, указанных в пункте 40 Правил N 776, суды не устанавливали и не исследовали.
Однако, заявляя требование об обязании провести опломбировку вновь установленных приборов учета, истец не представил в материалы дела необходимые и достаточные доказательства, однозначно свидетельствующие о соответствии узла учета после замены приборов учета и об отсутствии несоответствий требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 Правил N 776, несоответствие которым могли быть основаниями для недопуска спорных приборов учета в эксплуатацию, в связи с чем судебные акты в указанной части, хотя мотивированы неверно, но не привели к принятию неправильного решения.
При рассмотрении кассационной жалобы стороны пояснили, что в настоящий момент требование об опломбировке спорных приборов учета воды является неактуальным, ввиду внесудебного урегулирования спора сторонами, спорные приборы учета опломбированы, в связи с чем кассатор уточнил просительную часть кассационной жалобы, исключив из нее требование об удовлетворении иска в части обязания производить расчет количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в части обязания ответчика производить расчет исходя из количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета.
Суд округа пришел к выводу, что требование истца об обязании ответчика производить расчет исходя из количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 9 (абзац второй) Правил N 766 по истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена прибора учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией (пункт 47 Правил N 776).
Пунктом 51 Правил N 776 предусмотрено, что установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.
Суды не учли, что из обращения истца к ответчику следует, что представитель Водоканала приглашен, в том числе для опломбировки замененных счетчиков воды, к заявке приложены документы на вновь устанавливаемые счетчики воды, содержащие сведения об их поверке.
Из акта, составленного представителем Водоканала, следует, что причиной отказа в опломбировке явилось не представление проектно-технической документации на узел учета. Ответчик не отрицает, что проверку приборов учета, установленных взамен приборов учета, у которых истек срок поверки, он не проводил.
Последствия уклонения ресурсоснабжающей организации от проведения проверки смонтированных абонентом узлов учета указаны в пункте 41 Правил N 776, согласно которому в случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации, и, соответственно, определение объема потребляемого ответчиком коммунального ресурса исходя из нормативов потребления не обоснованно.
Таким образом, поскольку истец уклонился от проведения проверки приборов учета, установленных взамен приборов учета с истекшим сроком поверки и прошедших поверку уполномоченным органом, вывод судов об отсутствии оснований для проведения расчета объема коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний вновь установленных общедомовых (коллективных) приборов учета, является неверным, а жалоба в указанной части, подлежащей удовлетворению.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку новый судебный акт принят в пользу истца в части требования об обязании производить расчет исходя из количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, судебные расходы в указанной части подлежат отнесению на ответчика. В силу этого с Водоканала в пользу Товарищества подлежат взысканию 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, а также апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А43-9577/2022 в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика производить расчет количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, введенных в эксплуатацию 16.02.2016.
Принять в указанной части новый судебный акт: Обязать открытое акционерное общество "Дзержинский водоканал" производить расчет количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, введенных в эксплуатацию 16.02.2016 в многоквартирных домах N 76 и 78, расположенных на проспекте Ленина в городе Дзержинске Нижегородской области.
В остальной части оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Суворовский" без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Дзержинский водоканал" в пользу товарищества собственников жилья "Суворовский" 3000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением иска; 1500 государственной пошлины, связанной с рассмотрением апелляционной жалобы; 1500 государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 34 Правил N 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.
...
Последствия уклонения ресурсоснабжающей организации от проведения проверки смонтированных абонентом узлов учета указаны в пункте 41 Правил N 776, согласно которому в случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации, и, соответственно, определение объема потребляемого ответчиком коммунального ресурса исходя из нормативов потребления не обоснованно.
...
Отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А43-9577/2022 в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика производить расчет количества коммунального ресурса, отпущенного с 01.11.2021 и до момента выхода узлов учета из строя, исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, введенных в эксплуатацию 16.02.2016."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2023 г. N Ф01-7213/23 по делу N А43-9577/2022