Нижний Новгород |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А79-5059/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "ЕЭС-Гарант": Отыкова А.В.
(доверенность от 29.12.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.08.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023
по делу N А79-5059/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЕЭС-Гарант"
(ИНН: 5024173259, ОГРН: 1175024009918)
к Исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения
(ИНН: 1648018190, ОГРН: 1061673003963)
о взыскании 820 319 рублей 76 копеек
и по встречному иску Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения
к обществу с ограниченной ответственностью "ЕЭС-Гарант"
о признании недействительным энергосервисного контракта от 19.02.2020 N 178,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, -
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕЭС-Гарант" (далее - ООО "ЕЭС-Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения (далее - Комитет) 780 042 рублей задолженности за период с ноября по декабрь 2020 года, с сентября 2021 года по январь 2022 года, а также 40 277 рублей 76 копеек пеней за период с 18.12.2020 по 31.03.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района.
Комитет обратился в суд со встречным иском к Обществу о признании недействительным энергосервисного контракта от 19.02.2020 N 178.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.08.2023 первоначальный иск удовлетворен частично: с Комитета в пользу Общества взысканы 780 042 рубля задолженности за период с ноября по декабрь 2020 года, с сентября 2021 года по январь 2022 года, а также 37 150 рублей 04 копейки пеней за период с 18.12.2020 по 31.03.2022; в остальной части в удовлетворении первоначального иска отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения первоначального иска и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, заявленная Обществом экономия энергетических ресурсов, определенная расчетным методом, а не по приборам учета энергетических ресурсов и ведомостям поставщика электрической энергии, является необоснованной.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя.
Комитет отзыв на кассационную жалобу не представил в суд округа.
Третье лицо и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Комитет (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили энергосервисный контракт от 19.02.2020 N 178, по условиям которого исполнитель осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на объектах заказчика путем реализации перечня энергоэффективных мероприятий (ЭЭМ) на объектах заказчика, а заказчик оплачивает оказанные исполнителем услуги за счет средств, полученных от экономии расходов заказчика на оплату энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2.2 контракта размер экономии (минимальный размер экономии) энергетических ресурсов, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение всего срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, определяемых в соответствии с методикой, должен составить 80% от показателей энергетического базиса (Приложение N 5).
Размер экономии (минимальный размер экономии) электрической энергии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение всего срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, определяемых в соответствии с методикой, должен составить не менее 787 629,12 кВтч, в том числе доля размера минимальной экономии в натуральном выражении за каждый полный календарный месяц исполнения Контракта должна составить не менее (кВтч):
в январе - 14 624,20 кВтч;
в феврале - 11 803,75 кВтч;
в марте - 11 590,46 кВтч;
в апреле - 9635,71 кВтч;
в мае - 8323,35 кВтч;
в июне - 6624,55 кВтч;
в июле - 7000,95 кВтч;
в августе - 9801,33 кВтч;
в сентябре - 9861,55 кВтч;
в октябре - 13 224,01 кВтч;
в ноябре - 14 001,89 кВтч;
в декабре - 14 779,78 кВтч.
Размер экономии (минимальный размер экономии) энергетических ресурсов в денежном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия, с учетом стоимости единицы энергетического ресурса должен составлять не менее 5 143 218 рублей 14 копеек.
Начальный срок достижения предусмотренного контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в приложении N 2 контракта. Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в приложении N 2 контракта (было установлено оборудование), включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце.
На основании пункта 3.1.1 контракта исполнитель обязуется в целях реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на объектах заказчика, выполнить перечень ЭЭМ (по форме Приложение N 2), направленных на энергосбережение и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов объектов в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1).
Исполнитель обязуется оказать услуги по реализации перечня ЭЭМ в сроки указанные в Приложении N 2 к настоящему контракту (пункт 3.1.2 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта цена контракта, определяемая в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, составляет 5 143 218 рублей 14 копеек, что соответствует экономии в натуральном выражении 787 629,12 кВтч, исходя из регулируемых цен (тарифов) на энергетические ресурсы на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса (извещение от 28.12.2019 N 0111300095219000178), указанных в пункте 4.7 контракта, и определяется исходя из подлежащего исполнителю процента экономии, определенного в пункте 4.2 контракта.
В пункте 4.2 контракта стороны согласовали, что процент экономии, подлежащий уплате исполнителю по контракту, составляет 100% от минимального размера экономии энергетического ресурса. Дополнительная экономия энергетического ресурса, обеспеченная сверх установленного пунктом 2.2 контракта размера экономии (минимальный размер экономии), распределяется между исполнителем и заказчиком в той же пропорции, что минимальная экономия энергетических ресурсов. Данный процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения настоящего контракта.
Согласно пункту 4.3 контракта размер экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутый исполнителем в результате исполнения контракта, определяется как разница между энергетическим базисом за базовый период (приложение N 5) и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за соответствующий отчетный период, определенным после реализации исполнителем перечня ЭЭМ в соответствии с Методикой и учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.
Расчетный период по контракту - 1 (один) календарный месяц (пункт 4.8 контракта).
Оплата контракта осуществляется не позднее 30 (тридцати) дней со дня окончания расчетного периода на основании подписанного акта, заказчик осуществляет расчеты с исполнителем путем перечисления денежных средств на его расчетный счет (безналичная форма расчета). Окончательные расчеты по контракту осуществляются между заказчиком и исполнителем по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии (пункт 4.13 контракта).
В соответствии с пунктом 9.2 контракта за неисполнение заказчиком обязательства по оплате контракта начисляется неустойка (штраф, пени), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен заказчиком.
Общество выполнило мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (акты об оказании услуг от 17.11.2020 N 6, от 15.12.2020 N 7, от 31.12.2020 N 8, от 15.10.2021 N 17, от 25.11.2021 N 18, от 16.12.2021 N 20, от 28.02.2022 N 21, от 28.02.2022 N 22) и направило Комитету счета на оплату услуг.
Комитет оказанные услуги не оплатил, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь Комитет, посчитав, что энергосервисный контракт от 19.02.2020 N 178 заключен в нарушение пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратился в суд с встречным иском о признании данного контракта недействительным.
Руководствуясь статьями 166, 181, 196, 197, 199, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 72, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 19, 21 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 34, 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Требованиями к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенностями определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636, Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 N 67, учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 28 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал доказанным факт оказания Обществом услуг Комитету на спорную сумму и частично удовлетворил первоначальный иск. Оснований для признания энергосервисного контракта от 19.02.2020 N 178, заключенного сторонами, суд не установил, в связи с чем отказал в удовлетворении встречного иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
В статье 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) определено, что под энергосервисным договором (контрактом) понимается договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 261-ФЗ энергосервисный договор (контракт) должен содержать: 1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта): 2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов: 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 3 статьи 19 Закона N 261-ФЗ энергосервисный договор (контракт) может содержать, в том числе, условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
В силу статьи 21 Закона N 261-ФЗ в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), которые заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Особенности заключения энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд предусмотрены в статье 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 4-ФЗ).
В целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (часть 1 статьи 108 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 108 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 статьи 108 Закона N 44-ФЗ. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий: 1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом; 2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении; 3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
При заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок (часть 14 статьи 108 Закона N 44-ФЗ).
При заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта (часть 15 статьи 108 Закона N 44-ФЗ).
Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта (часть 18 статьи 108 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт оказания Обществом Комитету в спорных периодах услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на объектах Комитета судами установлен, подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Разногласия сторон касаются определения размера экономии энергетических ресурсов при сравнении объемов потребления энергетического ресурса за отчетный и базовый периоды.
Как следует из пункта 4.3 контракта, размер экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутый исполнителем в результате исполнения контракта, определяется как разница между энергетическим базисом за базовый период (приложение N 5) и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за соответствующий отчетный период, определенным после реализации исполнителем перечня ЭЭМ в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 N 67 (далее - Методика N 67), и учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 утверждены Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) (далее - Требования N 636), в соответствии с пунктом 6 которых определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий осуществляется одним из следующих способов: 1) при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий; 2) при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса: при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований; расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
В пункте 7 Требований N 636 установлено, что выбор порядка определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляется одним из следующих способов: на основании объемов, зафиксированных прибором учета используемого энергетического ресурса в течение определенного сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца; расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
В пункте 1.5 Методики N 67 установлено, что определение объема потребления энергетических ресурсов в базовом и отчетном периодах на объекте заказчика, в отношении которого проводится мероприятие, осуществляется расчетно-измерительным способом с учетом особенностей, установленных главами II - V настоящей Методики, на основе значений параметров: для электрической энергии - мощности и времени работы энергопринимающей установки, в отношении которой проводится мероприятие, либо объема потребления электрической энергии такой энергопринимающей установки и объема потребления электрической энергии иных энергопринимающих установок.
Согласно пункту 2.1 Методики N 67 определение расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения в базовом и отчетном периодах осуществляется одним из следующих способов: на основании показаний прибора учета потребляемой электрической энергии системой внутреннего освещения и иными энергопотребляющими установками в соответствии с пунктом 2.3 настоящей Методики; на основании данных о времени работы системы внутреннего освещения и ее мощности в соответствии с пунктом 2.4 настоящей Методики.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Методики N 67 в случае несоответствия освещенности установленным нормам или наличия неработающих световых приборов объем потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения в базовом периоде определяется в соответствии с пунктом 2.4 настоящей Методики N 67, на основании данных о времени работы системы внутреннего освещения и ее мощности.
В силу пунктов 3.1 - 3.2 Методики N 67 объем потребления электрической энергии на цели наружного освещения (Wнар) в базовом и отчетном периодах определяется исходя из количества часов работы системы наружного освещения и мощности световых приборов на участках определенной категории.
Количество часов работы световых приборов системы наружного освещения (Tнар) определяется на основании графика работы (включения и отключения) установок наружного освещения, утвержденного в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (пункт 3.3 Методики N 67).
Мощность световых приборов в базовом и отчетном периодах определяется на основе измерений, которые проводятся не ранее чем через 100 часов работы световых приборов с момента их установки и не ранее чем через один час после включения светового прибора (пункт 3.5 Методики N 67).
В случае несоответствия освещенности на участке определенной категории установленным нормам или наличия неработающих световых приборов в базовый период вместо мощности световых приборов на участках в базовый период применяется приведенная мощность световых приборов в базовый период с учетом нормативного уровня освещенности на участках, зафиксированного в санитарных правилах и нормах (пункт 3.8 Методики N 67).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что стороны на основании пункта 7 Требований N 636 выбрали порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении расчетно-измерительным способом, что отражено в пункте 4.3 контракта.
Кроме того, судами установлено, что приборы учета потребления электроэнергии по отдельным объектам отсутствуют; сведений о соблюдении заказчиком графика работы (включения и отключения) установок наружного освещения в базисный и отчетный период у Общества не имелось.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным применение при расчете экономии электроэнергии, достигнутой в результате проведенных энергосервисных мероприятий, расчетно-измерительного способа. Применение данного способа позволяет наиболее достоверно определить размер экономии.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет не представил доказательств оплаты услуг в спорной сумме.
В силу пункта 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
Установив факт нарушения Комитетом срока исполнения обязательства по оплате услуг, суды пришли к верному выводу о наличии у Общества оснований для начисления неустойки по пункту 9.2 контракта от 19.02.2020 N 178.
Расчет неустойки судами проверен и признан верным в сумме 37 150 рублей 04 копеек за период с 18.12.2020 по 31.03.2022.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А79-5059/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае несоответствия освещенности на участке определенной категории установленным нормам или наличия неработающих световых приборов в базовый период вместо мощности световых приборов на участках в базовый период применяется приведенная мощность световых приборов в базовый период с учетом нормативного уровня освещенности на участках, зафиксированного в санитарных правилах и нормах (пункт 3.8 Методики N 67).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что стороны на основании пункта 7 Требований N 636 выбрали порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении расчетно-измерительным способом, что отражено в пункте 4.3 контракта.
...
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет не представил доказательств оплаты услуг в спорной сумме.
...
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф01-1095/24 по делу N А79-5059/2022