Нижний Новгород |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А82-18038/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Департамента имущественных и земельных отношений
администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023
по делу N А82-18038/2022
по иску Государственной службы охраны
объектов культурного наследия Ярославской области
(ИНН: 7604281999, ОГРН: 1157627011630)
к Департаменту имущественных и земельных отношений
администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
(ИНН: 7610070227, ОГРН: 1067610046570) и
администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
(ИНН: 7610070153, ОГРН: 1067610046459)
о понуждении исполнить обязательства в натуре,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Большаков Сергей Александрович, Отдел опеки и попечительства города Рыбинска, Большакова Марина Сергеевна, Большакова Анна Сергеевна, Прокуратура
Ярославской области и Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области,
и установил:
Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области (предыдущее наименование до 01.09.2023 - Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области; далее - Служба) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - Департамент) с требованиями:
- обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предотвращению несанкционированного доступа третьих лиц в следующие выявленные объекты культурного наследия, расположенные по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Бурлацкая, д. 25: "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: административный корпус", 1891-1892 гг., литера А, "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: дом жилой", 1884-1885 гг., литера Б, "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: приемный покой", 1892 г., литера В, В1, "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: терапевтический корпус", 1892 г., литера Д, "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: хирургический корпус", 1892 г., литера З;
- обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу выполнить комплекс консервационных (противоаварийных) работ в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), на выявленных объектах культурного наследия.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - Администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Большаков Сергей Александрович, отдел опеки и попечительства города Рыбинска, Большакова Марина Сергеевна, Большакова Анна Сергеевна, прокуратура Ярославской области, уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 29.08.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с названными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на недостаточность срока для принятия мер по предотвращению несанкционированного доступа третьих лиц в объекты культурного наследия, а также для выполнения комплекса консервационных (противоаварийных) работ в отношении данных объектов; подготовка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, ее согласование, выделение денежных средств из городского бюджета могут быть выполнены в течение 2024-2025 годов; работы по консервации объектов культурного наследия будут проводиться в 2026-2027 годах, на данные работы также в городской бюджет будут заложены необходимые денежные средства; сохранение объекта подразумевает под собой не только консервацию, но также ремонт и реставрацию, являющиеся первоочередной задачей для сохранения спорных объектов культурного наследия; Департаментом предпринимаются действия по консервации и охране спорных объектов. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, в соответствии с Постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 N 329 "Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области" в перечень выявленных объектов культурного наследия включен "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих", 1884-1892 гг., расположенный по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Бурлацкая (бывшая улица Рыбинская), д. 25, в составе шести выявленных объектов культурного наследия: административный корпус, 1891-1892 гг. (литера А), дом жилой, 1884-1885 гг. (литера Б), приемный покой, 1892 г. (литера В, В1), терапевтический корпус, 1892 г. (литера Д), терапевтический корпус, 1892 г. (литер Е); хирургический корпус, 1892 г. (литера 3) (далее - объекты культурного наследия, ансамбль).
Собственником указанного объекта культурного наследия является городской округ город Рыбинск.
Согласно пункту 1.2 Положения об Администрации, утвержденного решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 30.01.2020 N 110, администрация городского округа город Рыбинск Ярославской области - постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Рыбинск Ярославской области, наделенный Уставом городского округа город Рыбинск Ярославской области полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных городскому округу город Рыбинск Ярославской области федеральными законами и законами Ярославской области.
Администрация осуществляет от имени города Рыбинска права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном Муниципальным Советом (статья 35 Устава городского округа город Рыбинск Ярославской области).
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного решением муниципального Совета городского округа города Рыбинск от 24.02.2022 N 264, Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации, обладающим правами юридического лица, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности городского округа город Рыбинск Ярославской области, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа город Рыбинск Ярославской области.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности городского округа город Рыбинск на объекты недвижимого имущества, входящие в состав объекта культурного наследия, зарегистрировано:
- на административный корпус, 1891-1892 гг. (литера А) кадастровый номер 76:20:030723:127, площадью 253,9 квадратного метра - 03.11.2020;
- на приемный покой, 1892 г. (литера В, В1) кадастровый номер 76:20:030723:162, площадью 81,3 квадратного метра - 03.11.2020;
- на терапевтический корпус, 1892 г. (литера Д) кадастровый номер 76:20:030723:182, площадью 236,3 квадратного метра - 03.11.2020;
- на терапевтический корпус, 1892 г. (литера Е) кадастровый номер 76:20:030723:163, площадью 238,1 квадратного метра - 03.11.2020;
- на хирургический корпус, 1892 г. (литера 3) кадастровый номер 76:20:030723:135, площадью 316,5 квадратного метра - 31.10.2020;
- дом жилой, 1884-1885 гг. (литера Б) принят в собственность 03.11.2020 в виде двух жилых помещений с кадастровыми номерами 76:20:030723:260, площадью 180,9 квадратного метра, и 76:20:030723:261, площадью 184,1 квадратного метра.
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ истец 09.06.2021 уведомил Администрацию письмом N ИХ.43-2146/21 об отнесении перечисленных объектов недвижимости к выявленным объектам культурного наследия и о необходимости выполнения определенных пунктами 1-3 статьи 47.3 указанного закона требований к содержанию и использованию выявленных объектов культурного наследия.
Кроме того, в адрес Администрации направлены акты технического состояния указанных объектов культурного наследия от 14.05.2021, которыми установлено текущее техническое состояние данных объектов, и определены виды и сроки проведения работ по их сохранению.
В связи с тем, что выявленные объекты культурного наследия находились в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, актами технического состояния объектов культурного наследия от 14.05.2021 определен состав (перечень) видов работ по их сохранению и сроки проведения таких работ, а именно: в срок до 31.05.2022 предписано провести работы по консервации объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона N 73-ФЗ.
По итогам проведенного Службой мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия был составлен акт осмотра от 06.12.2021, которым установлено, что объекты культурного наследия по-прежнему находятся в ненадлежащем техническом состоянии; кровельное покрытие зданий отсутствует, либо имеет значительные утраты; на объектах культурного наследия: "административный корпус" (литера А), "приемный покой" (литера В, В1), "терапевтический корпус" (литера Д), "терапевтический корпус" (литера Е) стропильная система вместо кровельного покрытия покрыта баннерным материалом; остекление большинства оконных проемов утрачено, при этом часть оконных проемов заколочена досками или закрыта баннерным материалом; входные двери объектов культурного наследия "дом жилой" (литера Б), "терапевтический корпус" (литера Е), "хирургический корпус" (литера 3) не заперты, часть дверных полотен утрачена. Отсутствие или частичная утрата кровельного покрытия объектов культурного наследия "дом жилой" (литер Б) и "хирургический корпус" (литера 3) ведет к попаданию атмосферных осадков внутрь зданий, следствием чего является намокание и гниение стропильной системы и обрешетки крыш, перекрытий и стен зданий. Незапертые входные двери и не заколоченные оконные проемы, не имеющие остекления, создают возможность свободного доступа посторонних лиц внутрь объектов культурного наследия: дом жилой, 1884-1885 гг. (литера Б), терапевтический корпус, 1892 г. (литера Д), терапевтический корпус, 1892 г. (литера Е), хирургический корпус, 1892 г. (литер 3).
Подготовленным на основании данного акта осмотра предписанием от 09.12.2021 с N ИХ.43-5138/21 Департамент повторно проинформирован о необходимости выполнения требований подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, в том числе о необходимости проведения работ, направленных на предотвращение свободного доступа посторонних лиц внутрь отдельных выявленных объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля.
Должностным лицом Службы 04.10.2022 подготовлены акты технического состояния выявленных объектов культурного наследия, входящих в состав выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих", 1884-1892 гг., которыми установлены признаки, свидетельствующие о ненадлежащем текущем техническом состоянии выявленных объектов культурного наследия и продолжающихся деструктивных процессах.
Согласно актам технического состояния от 04.10.2022 с момента осмотра перечисленных выявленных объектов культурного наследия, проведенного 14.05.2021, их техническое состояние ухудшилось: "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: административный корпус" 1891-1892 гг., литера А: на отдельных участках стропильной системы крыши появились следы гнили; "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: дом жилой", 1884-1885 гг., литера Б: почти полностью утрачены стены и ограждение террасы, надломилась и провисла часть подзора, на южном фасаде обвалился балкон; "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: терапевтический корпус", 1892 г., литера Д: временное отсутствие кровельного покрытия вследствие попадания атмосферных осадков внутрь здания привело к намоканию гниению перекрытий, обрушению их штукатурного слоя на отдельных участках; "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: терапевтический корпус", 1892 г., литера Е: временное отсутствие кровельного покрытия вследствие попадания атмосферных осадков внутрь здания привело к намоканию гниению перекрытий, обрушению их штукатурного слоя на отдельных участках, утрачена лестница тамбура северного входа; "Ансамбль бывшей биржевой больницы судорабочих: хирургический корпус", 1892 г., литера 3: имеются следы поражения плесенью стен здания, в декоративном убранстве наблюдаются следы намокания и поражения плесенью.
В соответствии с актом технического обследования от 04.10.2022 в целях физического сохранения объектов культурного наследия необходимо проведение работ по их сохранению, в первую очередь консервационных (противоаварийных) работ, также необходимо проведение работ, направленных на предотвращение свободного доступа посторонних лиц внутрь выявленных объектов культурного наследия.
Полагая, что после перехода права собственности на указанные объекты культурного наследия к городскому округу город Рыбинск их техническое состояние продолжает ухудшаться, меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объектов культурного наследия, ответчиками не предпринимаются, до настоящего времени работы по консервации рассматриваемых объектов культурного наследия собственником не проведены, Служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 3 статьи 2 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии со статьей 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
В силу статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Право на объекты культурного наследия зарегистрировано за городским округом город Рыбинск в 2020 году.
Обстоятельства ненадлежащего содержания указанного объекта культурного наследия подтверждается материалами дела, по существу ответчиками не оспаривается.
Соответственно, собственник данного имущества должен был знать о необходимости выполнения мероприятий, установленных Законом N 73-ФЗ, принимать меры для сохранности объектов, в том числе, связанные с формированием бюджетных средств на данные цели.
При этом истец ранее обращался к Департаменту с предписанием об устранении выявленных нарушений, которое не было исполнено в добровольном порядке.
Установленные сроки будут способствовать побуждению собственников объектов к выполнению требований Закона N 73-ФЗ.
Вопреки позиции кассатора, мероприятия по предотвращению несанкционированного доступа третьих лиц в выявленные объекты культурного наследия (под которыми истец понимает закрытие дверных проемов, заколачивание окон) не требуют значительных финансовых затрат.
Срок для проведения комплекса консервационных (противоаварийных) работ является приемлемым и обусловлен, в том числе состоянием объектов.
Запланированное ответчиками проведение работ по консервации объектов культурного наследия в 2026-2027 годах создает угрозу ухудшения состояния памятников истории и культуры, их утраты, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и не отвечает целям законодательного регулирования соответствующих отношений.
С учетом изложенного судебные инстанции на основе оценки представленной в материалы дела доказательственной базы пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Службой требований.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебного акта являться не может, поскольку такая позиция кассатора не свидетельствуют о нарушении норм материального и/или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки, и по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А82-18038/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
...
Обстоятельства ненадлежащего содержания указанного объекта культурного наследия подтверждается материалами дела, по существу ответчиками не оспаривается.
Соответственно, собственник данного имущества должен был знать о необходимости выполнения мероприятий, установленных Законом N 73-ФЗ, принимать меры для сохранности объектов, в том числе, связанные с формированием бюджетных средств на данные цели.
...
Установленные сроки будут способствовать побуждению собственников объектов к выполнению требований Закона N 73-ФЗ.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2024 г. N Ф01-871/24 по делу N А82-18038/2022