Нижний Новгород |
|
19 апреля 2024 г. |
Дело N А11-6362/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Кауц К.В. (доверенность от 01.02.2024),
от заинтересованного лица: Аделбекова Т.Т. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023
по делу N А11-6362/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл"
(ИНН: 0816034205, ОГРН: 1160816054695)
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу от 02.06.2023 N 0101/220523/00074 -4ю
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоцикл" (далее - ООО "Водоцикл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - Управление) от 02.06.2023 N 0101/220523/00074-4ю о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.19 КоАП РФ, что подтверждается представленными в дело доказательствами. Общество указывает, что перемещение продукции происходило с помощью автопогрузчика, который не относится к транспортным средствам. Заявитель настаивает на том, что поставка товара производилась по адресу покупателя в городе Лакинск, то есть продукция не выезжала за территорию предприятия. Данный факт не был проверен судами.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, пояснениях и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Управления в судебном заседании возразил относительно доводов ООО "Водоцикл", указав на законность обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.04.2024.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управление в результате анализа сведений единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) установило, что Общество 07.10.2022, 21.11.2022, 22.12.2022 допустило нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленного пунктом 6.2 приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ N 397), а именно в заявках о фиксации информации Общество не заполнило обязательное поле N 16 блока 2 "Государственный номер транспортного средства" в товарно-транспортных накладных от 07.10.2022 N 7288, от 21.11.2022 N 8057, от 22.12.2022 N 8530.
Усмотрев наличие в действиях ООО "Водоцикл" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 22.05.2023 N 0101/220523/00075-1ю и вынесло постановление от 02.06.2023 N 0101/220523/00074-4ю о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 2.1, 14.19 КоАП РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2, пунктом 1 и 4 статьи 14 Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), пунктами 18 и 28 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 (далее - Правила N 2466), пунктом 6.2 Приказа N 397, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях ООО "Водоцикл" состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и замены штрафа на предупреждение, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: товарно-транспортная накладная.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 18 Правил N 2466 организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию.
Направление информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием средств измерения и (или) программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются 6 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, уведомления о начале оборота или декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (пункт 28 Правил N 2466).
В пункте 6.2 Приказа N 397 установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика. Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции.
Блок "II. Транспортный раздел" заполняется оператором заявителя.
Поле "16. Государственный регистрационный номер транспортного средства" заполняется оператором заявителя с указанием государственного регистрационного номера первого транспортного средства, которым осуществляется отгрузка продукции.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о наличии в действиях Общества признаков состава вмененного правонарушения, исходили из того, что Общество допустило нарушение порядка учета объема производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившееся в незаполнении в заявках о фиксации обязательного поля N 16 блока 2 "Государственный регистрационный номер транспортного средства" в товарно-транспортных накладных от 07.10.2022 N 7288, от 21.11.2022 N 8057, от 22.12.2022 N 8530, у Общества имелась возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты меры по их соблюдению.
Между тем Общество, ссылаясь на неправомерность привлечения его к административной ответственности, указывало, что перемещение продукции по спорным товарно-транспортным накладным от 07.10.2022 N 7288, от 21.11.2022 N 8057, от 22.12.2022 N 8530 осуществлялось с помощью погрузчика со склада поставщика на склад покупателя в пределах одной территории, без загрузки и выезда транспортных средств за территорию предприятия. Общество приводило доводы о том, что погрузчик не является транспортным средством, не имеет государственного регистрационного номера, поэтому заполнение поля N 16 блока 2 "Государственный регистрационный номер транспортного средства" не представляется возможным.
В подтверждение довода о необходимости заполнения поля N 16 только в случае перемещения товара транспортными средствами заявитель представил в материалы дела разъяснения Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 05.05.2023 N г-2177/02-16.
Кроме того, Общество в подтверждение адреса места разгрузки продукции по товарно-транспортной накладной от 21.11.2022 N 8057 именно в городе Лакинске представило ответ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 09.08.2023 N г-4464/03-05 на запрос о предоставлении сведений, копию товарно-транспортной накладной от 21.11.2022 N 8057, копию накладной отгрузки с официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Ошибочное отражение в базе данных ЕГАИС иного места поставки продукции объясняет задвоением либо некорректным отражением адреса в связи с наличием у покупателя (ООО "Системные решения") двух обособленных подразделений, расположенных в городе Лакинске и в поселке Юрьевец.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Суды первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установили все фактические обстоятельства дела и не дали правовой оценки представленным доказательствам и всем доводам заявителя, а также не указали мотивы, по которым данные доказательства и доводы не приняты, в связи с чем следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуются установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также осуществление иных процессуальных действий, предусмотренных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, учитывая положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разрешить вопрос о законности оспариваемого постановления с учетом всех представленных сторонами доказательств, принять законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 3) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А11-6362/2023 отменить.
Дело N А11-6362/2023 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Направление информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием средств измерения и (или) программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются 6 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, уведомления о начале оборота или декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (пункт 28 Правил N 2466).
В пункте 6.2 Приказа N 397 установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика. Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2024 г. N Ф01-805/24 по делу N А11-6362/2023