Нижний Новгород |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А79-8984/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.07.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023
по делу N А79-8984/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юность"
(ИНН: 2130105706, ОГРН: 1122130008307)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юность" (далее - Компания) о взыскании 35 533 рублей 85 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в июне и июле 2022 года.
Суд первой инстанции решением от 18.07.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023, иск удовлетворил частично, взыскал с Компании 10 428 рублей 02 копейки задолженности.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы Общество указывает, что объем тепловой энергии, поставленной для приготовления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с индивидуальным тепловым пунктом в отсутствие соответствующего норматива потребления горячей воды подлежит определению исходя из норматива, установленного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.09.2012 N 370 (в редакции постановления от 24.05.2017 N 203) (далее - Постановление N 370), для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Компания в отзыве на кассационную жалобу просила оставить в силе состоявшиеся судебные акты.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Компания осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам город Чебоксары, проспект Максима Горького, дом 32/25, улица Университетская, дома 34, 36, 34, корпус 1, проспект Московский, дом 21, корпус 2, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества (теплообменника, бойлера).
Многоквартирные дома оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии и холодной воды, общедомовыми приборами учета горячей воды не оборудованы.
Собственники помещений в многоквартирных домах приняли решения о заключении с поставщиками коммунальных ресурсов прямых договоров ресурсоснабжения.
В июне и июле 2022 года истец в отсутствие заключенного договора теплоснабжения поставил в многоквартирные дома тепловую энергию для подогрева холодной воды и выставил ответчику корректировочную счет-фактуру на общую сумму 35 533 рубля 85 копеек.
Неоплата ответчиком поставленной тепловой энергии послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве, заслушав представителя Общества, суд округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено и сторонами не оспорено, что между Обществом и Компанией фактически сложились отношения по отпуску и потреблению тепловой энергии для приготовления горячей воды посредством общедомого имущества (теплообменника, бойлера), использованной на содержание общего имущества многоквартирных домов. В спорный период Общество осуществляло поставку в многоквартирные дома тепловой энергии, АО "Водоканал" - холодную воду.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354), так и платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341, в формуле 20.1, данной в приложении 2 к Правилам N 354, учтен объем ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Из указанной формулы следует, что величина qvкр вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом.
Согласно формуле 20 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению (удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, величины qvкр) и соответствующего тарифа.
В формуле 20.2 приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, размер обязательств управляющей компании по оплате тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды, ограничен нормативом расхода соответствующего коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
На основании пункта 22(1) Правил N 354 объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, определяется по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, предусмотрен в пункте 11 приложения N 2 Правил N 354 и определяется по формуле 11.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, установлен пунктом 21(1) Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 21(1) Правил N 124 при наличии договорных отношений между потребителями в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией, между последней и исполнителем заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется согласно формулам, предусмотренным данным пунктом.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
В случае если объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354, превышает или равна объему коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного, (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0.
Величина, на которую объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354, превышает объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного, (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
На основании пункта 27 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при применении расчетного метода, определяется по формуле 23.1, приведенной в пункте 24.1 приложения N 1 к Правилам N 306.
В силу пункта 5 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в отношении холодной воды - кубический метр на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; в отношении горячей воды - кубический метр холодной воды и гигакалории на подогрев кубического метра холодной воды на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или кубический метр горячей воды на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункты "а", "б" пункта 7.1 Правил N 306).
Порядок определения норматива потребления горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома, предусмотренный пунктом 27 приложения N 1 к Правилам N 306, не предполагает каких-либо особенностей по установлению нормативов потребления воды на содержание общего имущества в зависимости от типа системы горячего водоснабжения (централизованная/нецентрализованная, открытая/закрытая), поэтому по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлен единый норматив потребления горячей воды на содержание общего имущества в отношении многоквартирного дома с централизованным и нецентрализованным горячим водоснабжением.
В соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлениями N 306 и N 354 Кабинетом Министров Чувашской Республики принято Постановление N 370, которым утверждены, в том числе, нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики, определенные расчетным методом.
В приложении N 4 к Постановлению N 370 установлены единые нормативы потребления холодной воды, в том числе, в отношении многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, размер которых зависит от этажности многоквартирных домов.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, сведения о показаниях общедомовых приборов учета холодной воды, установленных в многоквартирных домах, суды установили, что в июне и июле 2022 года объем холодной воды, выставленный к оплате АО "Водоканал" потребителям - собственникам (владельцам) помещений в многоквартирных домах 34, 36, 34, корпус 1 по улице Университетская, превышает объем, зафиксированный общедомовым прибором учета холодной воды.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что в целях взаиморасчетов между АО "Водоканал" и ответчиком по этим многоквартирным домам объем холодной воды на общедомовые нужды и объем тепловой энергии, определяемый на основании норматива на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, принимаются равными 0. Соответственно, у ответчика не возникли обязательства по оплате тепловой энергии за спорные расчетные периоды по указанным многоквартирным домам.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам город Чебоксары, проспект Максима Горького, дом 32/25, и проспект Московский, дом 21, корпус 2, суды пришли к выводу о том, что ответчик обязан оплатить тепловую энергию, поставленную в июне и июле 2022 года. При определении объема тепловой энергии суды правильно применили нормативы, установленные в приложении N 4 к Постановлению N 370.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда округа не имеется, поскольку аргументы подателя жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела и применительно к сложившимся правоотношениям, не опровергают выводы судов двух инстанции, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора, по сути, направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и второй инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А79-8984/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение первой инстанции о частичном удовлетворении иска о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, установив, что объем поставленной энергии должен определяться в соответствии с нормативами, установленными местными правовыми актами. Кассационная жалоба истца отклонена, так как доводы не опровергли выводы судов о правомерности расчетов.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 мая 2024 г. N Ф01-46/24 по делу N А79-8984/2022