Нижний Новгород |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А43-16598/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей заявителя:
Кузнецовой Т.В. (доверенность от 01.11.2022),
Орловой А.М. (доверенность от 10.07.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023
по делу N А43-16598/2023
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
о привлечении индивидуального предпринимателя Митрохиной Натальи Викторовны (ИНН: 772322645794, ОГРНИП: 315500900005712)
к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Митрохиной Натальи Викторовны (далее - Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2023 заявление удовлетворено, Предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 решение суда по жалобе Предпринимателя отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Управление не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод апелляционного суда об истечении срока давности привлечения Предпринимателя к административной ответственности. По мнению Управления, днем обнаружения совершенного Предпринимателем длящегося правонарушения является день проведения проверки - 10.05.2023. На момент вынесения судом первой инстанции решения срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов заявителя, просил оставить жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение жалобы было отложено на 24.04.2024.
В соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании поступившей от директора автономной некоммерческой организации "Комитет по защите животных" информации в период с 02.05.2023 по 10.05.2023 должностное лицо Управления провело внеплановую выездную проверку (согласована с Прокуратурой Нижегородской области) в отношении Предпринимателя по вопросу соблюдения обязательных требований действующего законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 10.05.2023 N 2023-52-00-11-665-ВП, в котором зафиксированы допущенные Предпринимателем нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Управление составило в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении от 05.06.2023 N 23110004, согласно которому Предприниматель нарушил пункт 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), пункт 134 Главы IV СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21), что выразилось в том, что в ветеринарной лаборатории ИП Митрохиной Н.В. проводятся работы с возбудителями инфекционных заболеваний III - IV групп патогенности (опасности) в отсутствие лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов, осуществляемую в замкнутых системах; части 1, 3 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), пункт 135 Главы IV СанПиН 3.3686-21, поскольку работы в ветеринарной лаборатории с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами Предприниматель осуществлял в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. Кроме того, работу с ПБА в лаборатории осуществляли сотрудники, не прошедшие обучение (дополнительную подготовку) по специальности, отвечающей требованиям и характеру работ, что является нарушением пункта 149 Главы IV СанПиН 3.3686-21.
Управление выдало Предпринимателю предписание от 10.05.2023 N 2023-52-00-11-665-ВП об устранении требований действующего законодательства и направило материалы дела в арбитражный суд для разрешения вопроса о наличии оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона N 52-ФЗ, Федерального закона N 99-ФЗ, СанПиН 3.3686-21, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения и удовлетворил заявленное требование, привлек Предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, однако установил факт истечения срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21, которые разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации (пункт 1 СанПиН 3.3686-21).
В силу пункта 2 САнПиН 3.3686-21 санитарные правила устанавливают обязательные требования: к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации; к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, белковоподобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способных вызывать патологический процесс в организме человека или животного, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (далее - ПБА): к порядку учета, хранения, передачи и транспортирования ПБА, а также объектов и материалов, содержащих или подозрительных на содержание ПБА.
В соответствии с подпунктами 9 и 12 пункта 3 СанПиН 3.3686-21 правила распространяются на работы, связанные с забором клинического, секционного или любого иного биологического материала людей и животных, содержащего или подозрительного на содержание ПБА, в том числе при патологоанатомическом исследовании трупов людей и павших животных, для проведения исследований по обнаружению и идентификации ПБА; другие виды работ с использованием ПБА или с использованием объектов и материалов, содержащих ПБА или подозрительных на содержание ПБА.
Санитарные правила распространяются на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 4 СанПиН 3.3686-21).
В пункте 134 СанПиН 3.3686-21 предусмотрено, что организации, подразделения которых выполняют работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности (опасности), должны иметь лицензию на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерномодифицированных организмов, осуществляемую в замкнутых системах. Если работа с ПБА осуществляется в медицинских целях - лицензию на осуществление медицинской деятельности, с указанием выполняемых в подразделениях видов работ (услуг), связанных с использованием ПБА.
Порядок лицензирования деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах предусмотрен Положением о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерномодифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N 46 (далее - Положение). Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление лицензируемой деятельности, перечислены в пункте 4 Положения.
В пункте 3 Положения предусмотрено, что лицензируемая деятельность включает работы и услуги по перечню согласно приложению.
В Перечень выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемую деятельность, включены экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение простейших, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности (пункт 3); экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности (пункт 4); диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов III - IV групп патогенности (пункт 5).
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, Предприниматель 08.02.2023 в арендуемой ветеринарной лаборатории, расположенной по адресу город Нижний Новгород, улица Малая Ямская, дом 65/4, помещение П3, провел исследования биоматериала кошки на наличие простейших и яйца гельминтов в отсутствие соответствующей лицензии (протокол исследования от 08.02.2023 N 000062747).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд признал доказанным наличие в действиях Предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП.
Суд правомерно указал, что осуществленный Предпринимателем вид деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерномодифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемый в замкнутых системах, подлежит лицензированию.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Предприниматель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем апелляционный суд установил, что на момент принятия судом первой инстанции решения от 27.07.2023 трехмесячный срок привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Суд округа отклоняет довод заявителя жалобы о том, что совершенное Предпринимателем правонарушение является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае действия Предпринимателя (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), образующие объективную сторону вмененного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не могут быть квалифицированы в качестве длящегося административного правонарушения, поскольку Управлением доказан лишь один факт проведения исследований без лицензии - 08.02.2023. Вопреки доводам кассационной жалобы других фактов безлицензионного фактического оказания услуг не установлено, продолжение Предпринимателем такой деятельности после 08.02.2023 материалами дела не подтверждено.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Предпринимателя к административной ответственности в данном конкретном случае необходимо исчислять со дня совершения рассматриваемого однократного административного правонарушения, а именно с 08.02.2023.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления.
Вопреки позиции Управления отсутствие в мотивировочной части судебного акта отдельного описания каждого приведенного стороной довода и имеющегося в деле доказательства не означает, что какое-либо из них не было предметом исследования и оценки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы окружным судом не рассматривался, так как в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А43-16598/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что индивидуальный предприниматель привлекался к административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии, однако апелляционный суд отменил решение первой инстанции, указав на истечение срока давности. Кассационная жалоба управления была отклонена, так как суды не нашли оснований для изменения решения о наличии правонарушения, но подтвердили истечение срока привлечения к ответственности.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2024 г. N Ф01-352/24 по делу N А43-16598/2023