Нижний Новгород |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А29-16787/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республике Коми от 21.10.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023
по делу N А29-16787/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (ИНН: 1116004493, ОГРН: 1021101053654),
третье лицо: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (ИНН: 1101465149, ОГРН: 1021100527744),
о взыскании задолженности и неустойки,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - Учреждение) о взыскании 581 539 рублей 85 копеек задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2021 года по май 2022 года, 75 984 рублей 28 копеек неустойки по состоянию на 31.03.2023, с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - Управление).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 21.10.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023, удовлетворил исковые требования Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение и Управление обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителей, судами не учтено, что Учреждение не согласовывало договорное условие о начислении пени исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заявители полагают, что при расчете пеней подлежит применению 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Подробно доводы заявителей изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили. Отзыв на жалобу не представлен.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и с 01.11.2018 осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
В спорный период у Учреждения в оперативном управлении находилось недвижимое имущество, расположенное в городе Микунь Усть-Вымского района Республики Коми, а именно: штаб Учреждения, административное здание Управления, автогараж, здание пожарной части ВПК-1, здание ОПП и здание конторы.
Общество (региональный оператор) посредством почты направляла Учреждению (потребителю) проекты договоров N 1552/РО-П/2021, N 5951/Р-П/2021, N 1950/РО-П/2022, в соответствии с которыми региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пункт 12 проекта договора предусматривает, что учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО.
Ни один из проектов договора ответчиком не подписан. Таким образом, договоры считаются заключенными на условиях типового договора.
За период с января 2021 года по май 2022 года истцом ответчику оказаны услуги по вывозу ТКО на сумму 581 539 рублей 85 копеек, что подтверждается универсальными передаточными документами.
Оказанные услуги ответчиком не оплачены.
Претензией от 01.07.2022 Общество потребовало от Учреждения оплатить задолженность. Претензия оставлена последним без ответа и без удовлетворения.
Неисполнение Учреждением обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском о взыскании долга и пеней, начисленных за просрочку оплаты.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил требования Общества.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, является публичным договором и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункты 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (пункт 8 (12) Правил N 1156).
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, и это не противоречит материалам дела, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан, поэтому у Учреждения возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях типового договора. Расчет задолженности правильно произведен истцом с применением расчетной единицы количество человек, норматива накопления ТКО, установленного приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республика Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т (в редакции приказа от 16.04.2019 N 15/2-Т), с применением тарифов, утвержденных приказами Комитета по тарифам от 18.12.2020 N 16/4, 16/6, от 20.12.2021 N 70/1, 70/2.
Оказание Обществом услуг всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Доказательств неоказания услуг региональным оператором или оказания услуг ненадлежащего качества в материалы дела ответчиком не представлено.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды посчитали доказанным факт оказания Обществом Учреждению услуг по обращению с ТКО на сумму 581 539 рублей 85 копеек, и, в отсутствие доказательств оплаты, правомерно удовлетворили данное требование в заявленном размере.
В связи с неоплатой задолженности истцом ответчику начислена неустойка в размере 75 984 рублей 28 копеек за период с 11.03.2021 по 31.03.2022, а также заявлено требование о начислении неустойки с 03.10.2022 по день фактической оплаты долга.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Довод заявителей жалобы о неправомерном начислении неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования, договор сторонами не подписан, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонен.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзацах 9, 10 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Приняв во внимание, что договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, установив, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности своевременно заключить, подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, апелляционный суд правомерно признал договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключенным на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты и начисления неустойки.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование Общества о взыскании пеней в полном объеме.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что заявители освобождены от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А29-16787/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности и неустойки за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные учреждению. Договор не был подписан, что не освобождает ответчика от обязательств по оплате. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационные жалобы отклонены.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2024 г. N Ф01-1382/24 по делу N А29-16787/2022