Нижний Новгород |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А17-6547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023
по делу N А17-6547/2023
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Лухского муниципального района "Тепловик"
(ИНН: 3706027377, ОГРН: 1193702015650)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
(ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671)
о взыскании убытков
и установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Лухского муниципального района "Тепловик" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент) о взыскании 98 960 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, основания для предоставления спорной суммы субсидии отсутствуют. Предприятие обратилось в Департамент за выплатой остатка субсидии за пределами срока, предусмотренного Порядком предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п. Кроме того, Департамент обращает внимание, что в результате проверки оборотно-сальдовой ведомости за 2021 год были выявлены расхождения в сведениях о фактических объемах начисления потребителям за коммунальные услуги по котельным N 1 и 2, что послужило основанием для возврата излишне полученных бюджетных средств в 2021 году.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Департамента.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент и Предприятие заключили соглашение от 24.12.2021 N 9/211-п -21(12), по условиям которого Департамент обязался предоставить из бюджета Ивановской области в 2021 году Предприятию субсидию на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на теплоэнергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на теплоэнергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды за декабрь 2021 года в размере 724 179 рублей.
В течение 2021 года Департамент перечислил Предприятию субсидии на общую сумму 8 770 094 рубля.
В связи с уточнением расходов Предприятия 06.05.2022 между Департаментом и Предприятием заключено дополнительное соглашение, согласно которому изменен размер субсидии за декабрь 2021 года - 603 774 рубля.
Разница в размере 120 405 рублей перечислена Предприятием Департаменту платежным поручением от 11.05.2022 N 203.
После произведенного перерасчета субсидии за весь 2021 год потребность Предприятия за январь - декабрь 2021 года составила 8 748 649 рублей.
Письмом от 14.02.2023 Предприятие обратилось к Департаменту за выплатой остатка субсидии в сумме 98 960 рублей.
Департамент отказал Предприятию в выплате указанной суммы, ссылаясь на истечение сроков обращения для получения субсидии за декабрь 2021 года (письмо от 16.03.2023).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 11, 12, 15, 16, 125, 424, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Законом Ивановской области от 23.12.2020 N 89-03 "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", постановлением Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома", а также учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу об обязанности Департамента предоставить Предприятию спорную сумму субсидии и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ деятельность в сфере теплоснабжения должна осуществляться с учетом принципов экономической обоснованности расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1).
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Ивановской области от 09.12.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" (далее - Закон N 103-ОЗ) компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется путем предоставления субсидий, грантов в форме субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии, гранты в форме субсидий). Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 настоящего Закона льготных тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды (далее - Порядок N 211-п), согласно пункту 1.2 которого органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что в соответствии с соглашением от 24.12.2021 N 9/211-п-21(12) спорная субсидия предоставлялась Предприятию в целях возмещения недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на теплоэнергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на теплоэнергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды.
Факт надлежащего оказания Предприятием коммунальных услуг по теплоснабжению населения судами установлен, подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Каких-либо претензий относительно несоответствия Предприятия условиям предоставления субсидии или нарушения обязательств по соглашению от 24.12.2021 N 9/211-п-21(12) со стороны Департамента не поступало.
Довод Департамента о нарушении Предприятием срока на обращение за выплатой остатка субсидии, установленного Порядком N 211-п, суды правомерно отклонили, поскольку наличие у истца права на получение субсидии за декабрь 2021 года в полном объеме Департаментом не оспаривается, при этом первоначально Департамент также в полном объеме исполнил обязательство по выплате всей суммы субсидии.
Методика расчета фактического объема поставленных Предприятием коммунальных ресурсов и размер недополученных расходов Департаментом не оспорены.
На основании изложенного, при отсутствии доказательств предоставления субсидии в полном объеме, суды правомерно удовлетворили иск Предприятия.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.10.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А17-6547/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания убытков с государственного органа за отказ в выплате остатка субсидии теплоснабжающей организации, указав на отсутствие оснований для отказа и соблюдение всех условий соглашения. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 мая 2024 г. N Ф01-1389/24 по делу N А17-6547/2023