Нижний Новгород |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А39-5025/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью
"Мордовская сетевая компания":
Шипелева А.А. по доверенности от 27.02.2024,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью
"Мордовская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.08.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023
по делу N А39-5025/2023
по иску публичного акционерного общества "Россети Волга"
(ОГРН: 1076450006280, ИНН: 6450925977)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Мордовская сетевая компания"
(ОГРН: 1121326000399, ИНН: 1326220846)
о взыскании неустойки
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания" (далее - Компания) о взыскании 15 099 рублей 27 копеек пеней, начисленных с 21.04.2023 по 15.08.2023 за несвоевременную оплату услуг по передаче электрической энергии, оказанных в марте 2023 года по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.02.2023 N 2310-000324. Неустойка начислена на основании пункта 2 (пятый абзац) статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Суд первой инстанции решением от 28.08.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023, удовлетворил иск.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что оказание Обществом услуг в марте 2023 года (далее - спорный период) им не оспорено, акт об оказании услуг подписан с разногласиями в связи с применением сторонами договора разных тарифов при расчете платы за оказанные услуги: расчет Общества произведен по единому (котловому) тарифу с учетом пункта 6.2 договора, в отношении которого у Компании при заключении договора возникли возражения, оформленные в протоколе разногласий к договору, и пункта 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178); расчет Компании выполнен на основании индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии с учетом подпункта 3 пункта 3 (абзац 10) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования). Компания полагает, что действующее законодательство предусматривает применение индивидуального тарифа для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями при оказании услуг по передаче электрической энергии, без исключений в виде расчетов по единым (котловым) тарифам.
По мнению кассатора, к спорным правоотношениям сторон и требованию Общества о взыскании задолженности в рассматриваемом случае подлежат применению нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации о возврате неосновательного обогащения, поэтому суды необоснованно удовлетворили требование Общества о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 2 (пятый абзац) статьи 26 Закона об электроэнергетике.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в заседании суда округа.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему отклонило указанные доводы, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Определением от 14.05.2024 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Трубниковой Е.Ю. на судью Голубеву О.Н. После изменения состава суда рассмотрение жалобы начато с начала.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (исполнитель) и Компания (заказчик) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.02.2023 N 2310-000324, по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по передаче электрической энергии и мощности в точках присоединения исполнителя к электрическим сетям заказчика путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности, или ином законном основании, а заказчик обязался оплачивать оказанные услуги.
Общество в спорный период оказало Компании услуги по передаче электрической энергии на сумму 588 905 рублей 68 копеек.
Неоплата Компанией оказанных услуг по передаче электроэнергии в сумме 498 875 рублей 75 копеек, послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Задолженность в сумме 498 875 рублей 75 копеек погашена Компанией после обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Компании, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии со статьей 3, пунктам 2, 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
На основании пункта 2 (абзац пятый) статьи 26 Закона об электроэнергетике потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Компания нарушила срок исполнения обязательства по оплате оказанных услуг.
Объем и стоимость услуг по передаче электрической энергии за спорный период Компанией не оспорены, соответствующая задолженность Компанией погашена.
Суды проверили расчет неустойки и посчитали его соответствующим действующему законодательству.
С учетом установленных обстоятельств и указанных норм права суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии оснований для взыскания с Компании пеней.
Доводы Компании о неприменимости к спорным правоотношениям пункта 36 Правил N 1178 и о необходимости считать спорную сумму задолженности возвратом неосновательного обогащения отклоняются судом округа по следующим основаниям.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочих, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
Законодательство, регулирующее правоотношения по передаче электроэнергии, исходит из того, что в силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования.
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил N 1178).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из сетевых организаций ("котлодержателем") вне зависимости от того, сколько сетевых организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до этого потребителя. При модели "котел снизу" услуги оплачиваются сетевой организации, к которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, далее эта сетевая организация передает денежные средства вышестоящей сетевой организации. Индивидуальные тарифы для расчетов между сетевыми организациями устанавливаются таким образом, чтобы сетевые организации последовательно передавали в вышестоящие сетевые организации разницу между собранными с потребителей денежными средствами за оказанные услуги по передаче электроэнергии по единым котловым (котловым) тарифам и своей необходимой валовой выручкой (далее - НВВ), учтенной регулирующим органом для содержания сетей.
Цены на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые по сетям территориальной сетевой организации, устанавливаются на период регулирования (как правило, не менее чем на календарный год) исходя из плановых величин, характеризующих затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которыми сетевая организация будет на законном основании владеть и использовать в своей деятельности в регулируемом периоде, и объем перетока электроэнергии через эти объекты (раздел III Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний N 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Собственники и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (пункты 5 и 6 Правил N 861).
Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12 и 25 Правил N 1178).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
В основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает соблюдение баланса интересов сетевых организаций.
Подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той НВВ и тем способом (то есть посредством использования объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.
Вместе с тем применение котловой модели не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано в том числе с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Если новые электросетевые объекты получены сетевой организацией от иного владельца, то есть, когда при принятии тарифного решения регулятором не устанавливался индивидуальный тариф на передачу электрической энергии, то должно быть обеспечено экономическое восстановление котловой модели взаиморасчетов таким образом, как если бы она фактически была соблюдена всеми ее участниками, что согласуется с практикой Верховного Суда Российской Федерации (определения от 28.06.2018 N 306-ЭС17-23208, от 13.09.2019 N 306-ЭС18-25562).
Этот вывод следует из того, что законодательством установлены равные критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии по одним и тем же объектам электросетевого хозяйства вне зависимости от их принадлежности к конкретной сетевой организации. К тому же законодательством в ряде случаев допускается распределение между сетевыми организациями котловой выручки, при котором не нарушается по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяется механизм корректировки выручки (пункты 6, 18 Правил N 1178).
Являясь субъектом предпринимательской деятельности, сетевая организация действует в обороте на рисковых началах. К ее деятельности применим повышенный стандарт поведения в гражданских правоотношениях (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) и стандарт ожидаемого добросовестного поведения при ведении деятельности предпринимателями (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2016 N 308-ЭС14-1400).
Использование сетевой организацией после утверждения тарифа новых объектов электросетевого хозяйства само по себе не является противозаконным. Однако сетевая организация, как профессиональный участник рынка электроэнергетики, сознательно принимая во владение новые электросетевые объекты посреди тарифного периода, не учтенные регулирующим органом при установлении тарифов, не может не осознавать экономические последствия своих действий и должна соотносить эти последствия и правила взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как деятельность такой организации ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели расчетов. Очевидным их результатом будет являться перераспределение котловой тарифной выручки не в соответствии с утвержденным тарифным решением, чем нарушается сам принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии.
Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации, своей волей принявшей в пользование дополнительные сети, несет данная организация, и он не должен перекладываться на иных участников гражданского оборота.
В спорный период в Республике Мордовия действовала котловая модель расчетов за услуги по передаче электроэнергии "котел снизу", при которой оплата услуг по передаче электрической энергии производится той сетевой организации, к сетям которой технологически присоединен потребитель, по единому котловому тарифу и с соблюдением правил, по которым утвержден тариф. Получатель тарифной выручки от потребителя обязан перераспределить ее вышестоящей сетевой организации с применением индивидуальных тарифов.
Как следует из материалов дела и позиций сторон, Обществом оказаны услуги, в том числе по следующим спорным точкам поставки: ПС 110/10 кВ Сайгуши ВЛ 10 кВ яч.2 (ТП 10/0,4 кВ N 254-0202А), ПС 110/10 кВ Сайгуши ВЛ 10 кВ яч. N 7 (оп. 12), ПС 35/10 кВ Чамзинка ВЛ 10 кВ яч. N 13 (отп. 13-3), имеющим непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства, которыми Компания владеет с 01.01.2023 на основании договоров, заключенными с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства.
Стороны не оспорили, что спорные объекты электросетевого хозяйства не учитывались при установлении индивидуального тарифа для расчетов между парой сетевых организаций, а котловую выручку Компания получила от гарантирующего поставщика на основании договора на оказание услуг по передаче электроэнергии, в который включены соответствующие точки поставки, непосредственно присоединенные к сетям, поступившим во владение Компании с 01.01.2023, то есть в период тарифного регулирования.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2019 N 306-ЭС18-25562 сетевая организация при действующей в регионе модели расчетов "котел снизу" вне зависимости от учета объектов электросетвого хозяйства в котловом тарифе и наличия (отсутствия) индивидуального тарифа обязана оказывать услуги по передаче электроэнергии любому обратившемуся к ней потребителю, а оплата услуг таким потребителем по котловому тарифу названной сетевой организации считается надлежащим исполнением соответствующего обязательства. Коль скоро действующее законодательство, истолкованное в указанном определении Верховного Суда Российской Федерации, обязывает такую сетевую организацию заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с обратившимся к ней потребителем, то сетевая организация, следуя установленной в регионе модели расчетов, обязана заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией и оплатить последней за услуги по передаче электроэнергии по котловому тарифу. Поскольку денежные средства за оказанные услуги по передаче электроэнергии получены сетевой организацией от гарантирующего поставщика на законном основании, то обязательство по их оплате вышестоящей сетевой организации нельзя считать возникшим вследствие неосновательного обогащения. К тому же Компания не оспаривала при заключении с Обществом договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.02.2023 N 2310-000324 наличие обязанности оплатить Обществу за услуги по передаче электроэнергии по спорным точкам поставки, настаивая на том, что услуги должны оплачиваться по индивидуальному, а не котловому тарифу.
Таким образом, суды правомерно усмотрели основания для взыскания неустойки.
Нарушений норм материального права, примененных судами с учетом установленных ими конкретных фактических обстоятельств по делу, а также процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023 по делу N А39-5025/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания неустойки с заказчика за несвоевременную оплату услуг по передаче электрической энергии, указав на законность расчетов и применение котлового тарифа. Суд первой инстанции и апелляционной инстанции установили, что задолженность была погашена, однако обязательства по уплате пеней остались в силе, что обосновало отказ в удовлетворении кассационной жалобы.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2024 г. N Ф01-831/24 по делу N А39-5025/2023