Нижний Новгород |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А11-6952/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024
по делу N А11-6952/2023
по иску публичного акционерного общества
"Территориальная генерирующая компания N 2"
(ОГРН: 1057601091151, ИНН: 7606053324)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
(ОГРН: 1133340004401, ИНН: 3329056771)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, ПАО "ТГК N 2") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление) о взыскании 19 126 рублей 61 копейки задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в апреле 2023 года, 571 рубля 18 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 11.05.2023 по 12.09.2023 и далее за период по день фактической оплаты долга.
Требование заявлено на основании статей 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), и мотивировано тем, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательство по оплате потерь тепловой энергии, возникших в принадлежащих ему сетях.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами нижестоящих судов, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 23.10.2023 и постановление суда второй инстанции от 15.01.2024 и принять судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку тепловые сети протяженностью 167 метров, расположенные по адресу город Ярославль, улица Базовая, дом 5, принадлежит на праве оперативного управления Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области" (далее - Учреждение), поэтому обязанность по оплате коммунального ресурса, поставленного на спорный объект, несет Учреждение.
По мнению кассатора, требование о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга неправомерно, поскольку в соответствии это противоречит пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы не согласен с отнесением на него расходов по уплате государственной пошлины.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
ПАО "ТГК N 2" в отзыве просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить оспариваемые судебные акты в силе.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество в спорный период в отсутствие договора теплоснабжения осуществляло теплоснабжение потребителей через тепловые сети протяженностью 167 метров, расположенные по адресу город Ярославль, улица Базовая, дом 5, являющиеся федеральной государственной собственностью Российской Федерации, и выставила счет-фактуру для оплаты тепловой энергии, отпущенной в апреле 2023 года с целью компенсации потерь тепловой энергии, возникших в спорной сети, неоплата которого послужила основанием для обращения истца в суд.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя и представителя истца, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законодательство о теплоснабжении обязывает лицо, владеющее на каком-либо законном праве объектами теплопотребления, оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808)).
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (пункт 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил N 808).
По общему правилу субъектами, обязанными оплачивать потери тепловой энергии, являются сетевые организации и иные владельцы объектов теплосетевого хозяйства.
Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 209, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного анализа указанных положений, предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери тепловой энергии, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии. Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, не принадлежащих ей. Таким образом, истец вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе выписку из Единого государственного реестра прав от 02.08.2019 N 99/2019/276131437, свидетельство о государственной регистрации права от 08.04.2015, установили, что спорные тепловые сети принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальных образований от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) закреплено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 432), а также осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций (пункт 5.47 Положения N 432).
Таким образом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
В силу пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия, предусмотренные названным документом, и несет правовые последствия совершения соответствующих действий.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Управление выступает в суде от имени собственника имущества (Российской Федерации), которое в силу закона обязано нести расходы по содержанию имущества, в том числе и оплачивать потери тепловой энергии, возникшие в его сетях.
Факт отпуска истцом коммунального ресурса в спорный период подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле, не опровергнут.
Довод кассатора о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком, суд округа отклонил, как необоснованный.
В соответствии с частью 1 статьи 131, с частью 1 статьи 299, с пунктом 5 (абзац второй) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Судами установлено и ответчиком не оспорено, что право оперативного управления на спорный объект в установленном законом порядке за Учреждением не зарегистрировано, следовательно, Российская Федерация (в лице Управления), как законный владелец спорного участка тепловых сетей, несет обязанность по оплате стоимости потерь тепловой энергии, возникающих в данном объекте.
Довод кассатора о необоснованном начислении процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными по день фактической оплаты долга, суд округа отклонил, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, не применяется к правоотношениям, возникшим в результате неисполнения гражданско-правового обязательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном возложении на него бремени оплаты государственной пошлины, суд округа отклонил, как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные истцом на уплату государственной пошлины за рассмотрение иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для иных выводов суд округа не усмотрел.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены принятых судебных актов являться не может, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Суды не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию, указав, что ответчик обязан оплачивать потери в принадлежащих ему тепловых сетях. Кассационная жалоба была отклонена, так как суды первой и апелляционной инстанций правильно установили фактические обстоятельства и применили нормы материального права, подтверждающие обязательства ответчика по оплате.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2024 г. N Ф01-1734/24 по делу N А11-6952/2023