Нижний Новгород |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А11-7350/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Владимирской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024
по делу N А11-7350/2023
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Владимирской области
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2
Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области"
о взыскании штрафа
и установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (далее - Учреждение) штрафа в размере 167 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2023 заявление удовлетворено частично: с Учреждения в пользу Фонда взыскан штраф в размере 16 750 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Фонд не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Фонд указывает, что положения статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), устанавливающие обязанность страхователя представлять отчетность, не признаны утратившими силу, с 01.01.2023 изменилась только форма предоставления таких сведений. Фонд считает, что в действиях Учреждения имеется состав правонарушения, установленный в статье 17 (абзац 3) Федерального закона N 27-ФЗ, поэтому оно было законно и обоснованно привлечено к ответственности.
Подробно доводы Фонда изложены в кассационной жалобе.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд выявил, что Учреждение представило 18.01.2023 сведения по форме СЗВ-М с типом "Исходная" за декабрь 2022 года в отношении 335 застрахованных лиц, чем нарушило установленные в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) сроки предоставления сведений.
Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 24.01.2023 N 043S18230000214.
По результатам проверки Фонд принял решение от 20.02.2023 N 043S19230000647 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 167 500 рублей.
Фонд направил Учреждению требование от 13.03.2023 N 043S01230000898 об уплате в добровольном порядке штрафа в сумме 167 500 рублей в срок до 05.04.2023.
Учреждение не исполнило требование в установленный срок, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 8, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что Учреждение обоснованно привлечено к ответственности, однако посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа в 10 раз, до суммы 16 750 рублей.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 1, 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 15 Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, пунктами 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление N 37), пришел к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с Учреждения штрафа на основании статьи 17 (абзац 3) Федерального закона N 27-ФЗ за непредоставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года не имелось, и отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральный закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (статья 1 Федерального закона N 27-ФЗ).
В части 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 -2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом N 237-ФЗ статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует.
В части 1 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2023, предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.
Таким образом, как верно указал апелляционный суд, сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года подлежали представлению в Фонд не позднее 16.01.2023, а фактически были представлены Учреждением 18.01.2023.
В абзаце 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, было предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2023, применение к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что статья 17 (абзац 3) Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2023, не устанавливает ответственность страхователя за несвоевременное предоставление им сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Ответственность за предоставление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года не предусмотрена и переходными положениями Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть предусмотрено непосредственно в законе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления N 37 в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Учреждения штрафа на основании статьи 17 (абзац 3) Федерального закона N 27-ФЗ, и правомерно отказал в удовлетворении заявления Фонда.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу N А11-7350/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отделение СФР считает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 г.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Суд указал, что закон в редакции, действующей с 01.01.2023, не устанавливает ответственность страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных по форме СЗВ-М. Ответственность за представление сведений по данной форме за декабрь 2022 г. не предусмотрена и переходными положениями закона.
Поэтому оснований для взыскания со страхователя штрафа нет.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2024 г. N Ф01-1647/24 по делу N А11-7350/2023