Нижний Новгород |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А82-6186/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Ткачева К.В. (доверенность от 01.07.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Мишель"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.10.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023
по делу N А82-6186/2023,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Мишель" (ОГРН: 1117606004988, ИНН: 7606085044)
к заместителю Переславского межрайонного прокурора В.А. Годину,
Прокуратуре Ярославской области о признании недействительным решения,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Мишель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к заместителю Переславского межрайонного прокурора В.А. Годину о признании недействительным решения от 26.09.2022 N 84 о проведении проверки Общества на предмет соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности объектов и безопасности в энергетике.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 29.12.2023 Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, он не относится к субъектам контроля за соблюдением законодательства о промышленной безопасности объектов и безопасности в энергетике, указанным в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Суды не применили закон, подлежащий применению, а именно статьи 22 и 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре). Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Прокуратура Ярославской области в отзыве возразила против доводов кассационной жалобы, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.05.2024.
Законность принятых решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником котельной, расположенной в с. Кубринск Переславского района Ярославской области, на основании договора купли-продажи от 02.06.2022 N 5.
В Правительство Ярославской области поступило обращение гражданина по вопросу законности продажи имущества котельной Обществом, которое передано на рассмотрение в Прокуратуру Ярославской области.
Заместителем Переславского межрайонного прокурора В.А. Годиным 26.09.2022 принято решение N 84 о проведении в отношении Общества проверки с целью выявления фактов нарушений требований законодательства о промышленной безопасности объектов и безопасности в энергетике.
Предметом проверки являлось соблюдение Обществом требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и безопасности в энергетике.
Полагая, что у заместителя Переславского межрайонного прокурора В.А. Година отсутствовали правовые основания для принятия решения N 84 о проведении проверки, Общество обратилось в суд.
Руководствуясь Законом о прокуратуре, Законом N 116-ФЗ, суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров регламентированы положениями Закона о прокуратуре.
Согласно пункту 2 статьи 1 названного Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В пункте 2 статьи 21 Закона о прокуратуре предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17.02.2015 N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного закона служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемое решение прокуратуры было принято на основании поручения Прокуратуры Ярославской области от 06.09.2022 N 7-293-2022 по обращению Корнеевой Т.А., приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" (далее - Приказ N 140).
В силу пункта 1 Приказа N 140 надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
Пунктами 2.1, 2.5, 2.6 данного приказа органам прокуратуры Российской Федерации предписано сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества; пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов.
Действия заместителя Переславского межрайонного прокурора были осуществлены в пределах представленных полномочий в соответствии с Законом о прокуратуре. Превышение прокурором полномочий при проведении проверки не установлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания решения заместителя Переславского межрайонного прокурора от 26.09.2022 N 84 недействительным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Общества о нарушении его прав, связанных с привлечением к административной ответственности не принимаются, поскольку не относятся к предмету спора.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.10.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 по делу N А82-6186/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Мишель" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Мишель" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.02.2024 N 4.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о проведении проверки в отношении общества, установив, что прокуратура действовала в рамках своих полномочий. Суд первой инстанции и апелляционный суд подтвердили законность действий прокурора, не усмотрев оснований для признания решения недействительным. Общество не доказало нарушения своих прав, связанных с проверкой.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2024 г. N Ф01-1181/24 по делу N А82-6186/2023