Нижний Новгород |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А43-21261/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от истца: Денисовой Н.П. (доверенность N 720 от 07.12.22),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Континент"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024
по делу N А43-21261/2022
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
(ОГРН: 1055238038316, ИНН: 5260148520)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Континент"
(ОГРН: 1145246001152, ИНН: 5246045674),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье",
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Континент" (далее - Компания) о взыскании 190 412 рублей 91 копейки задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в марте - мае 2022 года на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся под управлением Компании, 134 916 рублей 28 копеек пеней, начисленных с 17.07.2021 по 08.08.2023 и далее за период начиная с 09.08.2023 по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - Россети).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024, иск удовлетворен.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в спорный период невыбранный объем социальной нормы в конкретном помещении в любом случае учитывался в объеме электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, и в названной части должен оплачиваться по тарифу в пределах социальной нормы, а не только при наличии решения общего собрания собственников многоквартирных домов.
По мнению кассатора, расчеты задолженности, предоставленные Обществом в части расчета объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды сверх нормативов, произведены неверно - без применения льготного тарифа в отношении тех жилых помещений, в которых граждане не превысили установленную для них индивидуальную норму социального потребления данной услуги.
Представленные ответчиком альтернативные расчеты задолженности, произведенные с учетом подлежащей применению социальной нормы, в нарушение норм процессуального права не были оценены судами.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество и его представитель просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить оспариваемые судебные акты в силе по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Россети, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явился в заседание суда округа, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество, которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Нижегородской области, в спорный период поставило электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся под управлением Товарищества, и выставила для оплаты соответствующие счета-фактуры, неоплата которых послужила основанием для обращения истца в суд.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факты поставки истцом коммунального ресурса в спорный период и обязанность Товарищества по его оплате подтверждены материалами дела и лицами, участвующими в деле, не опровергнут.
Проверив уточненный расчет задолженности, произведенный истцом с учетом доводов ответчика, суды признали его арифметически и методологически верным.
Разногласия сторон возникли в отношении тарифа, подлежащего применению при определении стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх установленного норматива.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В силу пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.09.2022 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92), которым внесены изменения в Правила N 491 и Правила N 124.
Согласно новой редакции пункта 29 (2) Правил N 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12 (2), 15, 17, 20 (2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется, в том числе, в следующем порядке: в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения к Правилам N 491, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29 (3) Правил N 491 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "в" пункта 29 (2) Правил N 491); в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по формулам 11 - 12 (2), 17, 20 (2), 24 и 28, предусмотренным приложением N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "г" пункта 29 (2) Правил N 491).
Порядок определения стоимости электрической энергии, которая подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации установлен Правилами N 124.
Согласно новой редакции подпункта "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, до сентября 2022 года у пользователей помещений в многоквартирном доме отсутствовала обязанность по оплате всего объема электрической энергии, приходящегося на содержание общедомового имущества.
Эта обязанность возникла только с 01.09.2022, соответственно невыбранная социальная норма в жилом помещении, подлежит распространению с указанного периода, до этого периода невыбранная социальная норма в жилом помещении подлежит применению в расчетах лишь при наличии решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункта 29 Правил N 491 в редакции до внесения изменений Постановлением N 92).
Таким образом, стоимость электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, рассчитывается в следующем порядке: если ее объем не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то в отношении жилого помещения, в котором граждане не превысили индивидуальную норму социального потребления, используется льготный тариф и при оплате общедомовых нужд, в то время как в отношении жилого помещения, в котором граждане, превысили индивидуальную норму социального потребления, общедомовые нужды оплачиваются по тарифу сверх социальной нормы. Между тем если объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема энергоресурса возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по тарифу сверх социальной нормы.
Судами установлено и ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано обратное, что собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением Компании, не принимались решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления, в связи с чем правомерно удовлетворили иск.
Вопреки доводу Компании, не допускается перераспределение социальной нормы, не выбранной в конкретном жилом помещении, на иные жилые помещения в многоквартирном доме.
Оснований для иных выводов суд округа не усмотрел.
Доводы Компании о действии и применении пункта 44 (абзац второй) Правил N 354, судом округа отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Указание кассатора о том, что суды не дали оценки его доводам и альтернативному расчету, судом округа не принимается, как неподтвержденное.
Неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2017 N 305-КГ17-1113).
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены принятых судебных актов являться не может, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Суды не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А43-21261/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Континент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности и пеней за поставленную электроэнергию, установив, что управляющая компания не выполнила обязательства по оплате. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, поскольку доводы ответчика о неверном расчете задолженности не нашли подтверждения. Кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2024 г. N Ф01-1938/24 по делу N А43-21261/2022