г. Нижний Новгород |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А79-7985/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.12.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2024 по делу N А79-7985/2023
по заявлению Чурилова Сергея Егоровича
о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Почта России",
и установил:
Чурилов Сергей Егорович обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление) от 09.10.2023 N ОО-52/11/533 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта России" (далее - Общество).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.12.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2024 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание часть 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), не применили подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) и Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, установленные приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.04.2022 N 400. В заявлении Чурилова С.Е. отсутствуют оттиски календарных почтовых штемпелей или сопроводительные документы, которые могут подтвердить факты нарушения контрольных сроков пересылки корреспонденции. Возможность подтвердить состав правонарушения без проведения мероприятий со взаимодействием у Управления отсутствовала.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и позиции по делу.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2023 Чурилову С.Е. направлено заказное письмо N 10548468034832, которое поступило 05.09.2023 в город Москву, то есть с нарушением срока пересылки на один день.
Чурилов С.Е. 05.10.2023 направил в Управление заявление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением Управления от 09.10.2023 N ОО-52/11/533 Чурилову С.Е. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении. Управление указало, что в заявлениях Чурилова Сергея Егоровича содержатся признаки состава административного правонарушения (осуществление Обществом предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований), однако пришло к выводу о том, что заявления Чурилова С.Е. не являются основанием для проведения Управлением внеплановой проверки с учетом положений Постановления N 336, поскольку возбуждение дела об административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий не допускается.
Не согласившись с данным определением, Чурилов С.Е. обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением N 336, правовыми позициями, изложенными в определении Конституционного суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 47-Г09-12, от 28.07.2009 N 16-Г09-24, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Управления в возбуждении дела об административном правонарушении являлся преждевременным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На основании части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи.
В силу части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 указанной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения. Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если отсутствие события (состава) административного правонарушения достоверно установлено, а обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, являются очевидными. Отсутствие события (состава) административного правонарушения при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не должно вызывать сомнений с учетом всех обстоятельств, указанных в соответствующем заявлении (сообщении, материале). Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным, уполномоченный орган обязан проверить их, пользуясь предоставленными ему процессуальными правами.
В рассматриваемом случае Чурилов С.Е. направил в Управление заявление, в котором содержалось сведения об осуществлении Обществом предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований, а именно нарушены контрольные сроки пересылки почтовых отправлений.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит оказание услуг связи.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности Общество обязано соблюдать требования Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Правил оказания услуг почтовой связи (обеспечивать надлежащее качество услуг почтовой связи, в том числе, в части соблюдения установленных сроков пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что в заявлениях Чурилова С.Е. содержалась информация о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем Управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие оснований для проведения проверки Общества с учетом положений Постановления N 336.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения установленных законодателем мероприятий по контролю. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного КоАП РФ, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования - комплекса процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Установление Постановлением N 336 исключительных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе по жалобам граждан, в соответствии с правилами, предусмотренными КоАП РФ, и само по себе не освобождает административный орган от рассмотрения таких заявлений (жалоб) в порядке, установленном КоАП РФ, совершения действий в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении.
Контрольные (надзорные) мероприятия являются лишь одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом, однако, не исчерпывают полномочия, предусмотренные другими федеральными законами, в частности положениями части 1 статьи 28.3, статей 28.7, 23.49 КоАП РФ.
Получение от гражданина заявления, содержащего информацию о нарушении организацией связи требований действующего законодательства, является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
В данном случае Управление фактически уклонилось от рассмотрения обращения заявителя по существу, иных оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении не привело.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ Управления в возбуждении дела об административном правонарушении является преждевременным, не соответствует закону, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2024 по делу N А79-7985/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что отказ административного органа в возбуждении дела об административном правонарушении был преждевременным, поскольку заявление содержало достаточные основания для проверки. Суд установил, что наличие события правонарушения должно быть проверено, и отказ не соответствует требованиям законодательства. Кассационная жалоба не удовлетворена, решения предыдущих инстанций оставлены без изменений.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июня 2024 г. N Ф01-2867/24 по делу N А79-7985/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-189/2024
19.06.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2867/2024
25.03.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-189/2024
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7985/2023