г. Нижний Новгород |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А29-7596/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.02.2024 по делу N А29-7596/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471400, ОГРН: 1021100513774)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1" (ИНН: 1102007134, ОГРН: 1021100730562),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Юдина Татьяна Михайловна,
и установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1" (далее - Больница) о взыскании 236 908 рублей 42 копеек ущерба за период с 17.03.2020 по 17.03.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Юдина Татьяна Михайловна (далее - Юдина Т.М.).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.09.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.02.2024 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Фонд не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы материального права. По его мнению, спорные убытки возникли по вине Больницы, которая представила в Фонд недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, дающие право на получение досрочного пенсионного обеспечения.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил в суд округа.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Как следует из материалов дела и установил суд, Фонд провел документарную проверку по вопросу достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленных Больницей в отношении Юдиной Т.М. за периоды с 29.01.2009 по 21.06.2009, с 07.04.2014 по 23.04.2014 и с 28.09.2015 по 19.10.2015. Результаты проверки отражены в акте от 01.06.2022.
В ходе проверки установлено необоснованное представление Больницей в период с 29.01.2009 по 21.06.2009 сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отношении Юдиной Т.М., занимающейся лечебной деятельностью, с указанием кода особых условий труда для досрочного назначения пенсии (28-СМ).
Посчитав, что в результате предоставления Больницей недостоверных сведений образовалась излишняя выплата страховой пенсии в общей сумме 236 908 рублей 42 копейки за период с 17.03.2020 по 17.03.2021, Фонд направил ответчику претензию от 20.01.2023 с требованием о возмещении причиненного ущерба.
Больница в добровольном порядке ущерб не возместила, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 8, 14, 21, 28, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьями 3, 8.1, 11, 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 N 546н, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884н (далее - Правила N 884н), отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между действиями Больницы по предоставлению спорных сведений и возникшими у Фонда убытками.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Сведения, необходимые для представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также сроки их представления предусмотрены в пунктах 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В пункте 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связал с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных должностях, выполняющих трудовую деятельность в учреждениях.
В период назначения застрахованному лицу Юдиной Т.М. пенсии действовали Правила N 884н, согласно пункту 20 которых при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (подпункт "в").
В пункте 22 Правил N 884н определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (пункт "а"); проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (пункт "б"); принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения (пункт "д"); принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт "е").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил N 884н).
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции установил, что застрахованному лицу Юдиной Т.М. 17.03.2020 назначена страховая пенсия по старости. При назначении пенсии учитывался стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Однако в период с 29.01.2009 по 21.06.2009 Юдина Т.М. работала в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории, которая в Список не включена.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции установил, и это не противоречит материалам дела, что до назначения Юдиной Т.М. пенсии Фонд обращался к Больнице с запросом от 24.10.2018 N 10-06/33995 об уточнении стажа застрахованного лица и предложением откорректировать предоставленные сведения, поскольку в спорном периоде Юдина Т.М. работала в должности, не предусмотренной Списком, что не дает ей право для зачета стажа.
Сведения о том, что Юдина Т.М. в течение спорного периода работала в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории предоставлены Больницей в Фонд письмом от 22.11.2018.
Таким образом, при назначении пенсии Фонду было известно о наличии обстоятельств, препятствующих включению спорного периода в стаж работы застрахованного лица.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение меры ответственности в виде возмещения убытков.
Установленные судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.08.2024 по делу N А29-7596/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании убытков, установив отсутствие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца. Суд апелляционной инстанции отметил, что истец не доказал наличие всех необходимых условий для возмещения убытков, включая противоправность поведения ответчика и размер убытков. Кассационная жалоба также была отклонена.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2024 г. N Ф01-2346/24 по делу N А29-7596/2023