г. Нижний Новгород |
|
25 июня 2024 г. |
Дело N А28-14363/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2024 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по делу N А28-14363/2023
по заявлению Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новый ЭкоГород" (ИНН: 4312143072, ОГРН: 1104312001090) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
и установил:
Западно-Уральского межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новый ЭкоГород" (далее - Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. Управление настаивает на том, что Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Обществом в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования получена бессрочная лицензия от 02.10.2020 N (59)-430009-СТР/П на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании решения заместителя руководителя Управления от 21.09.2023 N 214-Ре-К в отношении Общества в период с 03.10.2023 по 26.10.2023 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 26.10.2023 N 420-ВВК-07.
В ходе проверки Управлением установлены следующие обстоятельства.
Общество осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов - "Полигон твердых бытовых отходов (участок компостирования) для Кирово-Чепецкого района Кировской области", расположенного по адресу: 613030, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, Просницкое сельское поселение, ур. Шиляево. Объект введен в эксплуатацию на основании решения от 04.07.2016 N 43-RU43512307-10-2016, выданного администрацией Кирово-Чепецкого района Кировской области.
09.10.2023 в ходе осмотра полигона Управлением выявлено, что Михеев Виктор Петрович (бульдозерист) в момент осмотра осуществлял расталкивание и уплотнение отходов на карте полигона с помощью бульдозера; Ложкин Андрей Аркадьевич (контролер) осуществлял визуальный контроль поступающих отходов со смотровой эстакады и весовой контроль мусоровозов.
Документы о квалификации работников Общества, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности, не представлены (требования о предоставлении документов от 06.10.2023 N 1, от 23.10.2023 N 3).
Указанные обстоятельства признаны заявителем нарушением частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение о лицензировании), приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами".
По факту выявленных нарушений в отношении Общества Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 07.11.2023 N 09-26/30-23 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. На момент составления протокола сведения о повышении квалификации работников предприятия представлены.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Закона N 89-ФЗ, Закона N99-ФЗ, Положением о лицензировании, Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявления, установив нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) подлежит лицензированию.
В силу подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ: отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Закона N 89-ФЗ.
Согласно части 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании (пункт 3 статьи 15 Закона N 89-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено допущение Обществом нарушения, относящегося к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства либо о том, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
На основании части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. У административного органа до составления протокола должны быть в наличии достоверные данные о надлежащем извещении адресата.
Как свидетельствуют материалы дела, о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении административный орган уведомлял Общество путем направления по почте уведомления (извещения) от 27.10.2023 N 7. На момент составления 07.11.2023 протокола об административном правонарушении на сайте Почты России в разделе "отслеживание почтовых отправлений" содержалась запись о неудачной попытке вручения 03.11.2023 почтового отправления.
Уведомление о вручении почтового отправления или почтовый конверт в адрес Управления на момент составления протокола об административном правонарушении не поступили.
Наличие на момент составления протокола об административном правонарушении на сайте Почты России в разделе "отслеживание почтовых отправлений" записи о неудачной попытке вручения почтового отправления не свидетельствует о принятии Управлением необходимых и достаточных мер для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, так как данные о надлежащем извещении лица должны быть в распоряжении административного органа на момент составления протокола.
Кроме того, Управление указывает на уведомление Общества о составлении протокола об административном правонарушении путем направления электронного письма на адрес info@n-ekogorod.ru.
Вместе с тем доказательства получения (прочтения) электронного письма в материалы дела не представлены. Общество получение электронного письма отрицало. Следовательно, судами правомерно не принято в качестве доказательства извещения о времени и месте составления протокола направление извещения на адрес электронной почты info@n-ekogorod.ru. Вопреки мнению Управления, доказанности факта принадлежности Обществу адреса электронной почты недостаточно для вывода о надлежащем извещении Общества о месте и времени составления протокола.
Каких-либо иных доказательств уведомления Общества (в том числе посредством телефонограммы) не представлено.
Допущенные Управлением процессуальные нарушения являются существенными, поскольку в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, объективно было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины по делам о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2024 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по делу N А28-14363/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что административный орган не соблюдал процессуальные нормы при привлечении общества к ответственности за грубые нарушения лицензионных требований в области обращения с отходами. Не было доказано надлежащее извещение общества о времени и месте составления протокола, что лишило его возможности защитить свои права. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июня 2024 г. N Ф01-2549/24 по делу N А28-14363/2023