Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 136-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП
По состоянию на 1 января 2017 г.
Государственная программа
города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы"
22 февраля 2012 г., 29 июля 2013 г., 6 октября 2015 г., 7 октября 2016 г., 28 марта 2017 г.
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы"
Наименование Государственной программы города Москвы |
Социальная поддержка жителей города Москвы |
|||||||||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы |
Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения |
|||||||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
Наименование конечного результата |
Единицы измерения |
2010 год Факт |
2011 год Факт |
2012 год Факт |
2013 год Факт |
2014 год Факт |
2015 год Факт |
2016 год Факт |
2017 год Прогноз |
2018 год Прогноз |
2019 год Прогноз |
||||||||||||
Доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и иных маломобильных граждан |
процентов |
54 |
66 |
73 |
78 |
80 |
82 |
85 |
85 |
85 |
86 |
|||||||||||||
Доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума |
процентов |
10 |
10 |
9,7 |
9,7 |
9,6 |
9,5 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
|||||||||||||
Средний размер расходов городского бюджета на поддержку неработающего пенсионера-получателя региональной социальной доплаты |
рублей в месяц |
14 714,0 |
15 493,0 |
16 554,0 |
19 627,0 |
20 607,0 |
21 572,0 |
23 387,98 |
23 700,0 |
24 370,0 |
24 370,0 |
|||||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы |
1. Улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения. 2. Повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы. 3. Сокращение уровня бедности и социальной исключенности |
|||||||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы |
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы |
|||||||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм |
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы |
|||||||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм |
Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент спорта и туризма города Москвы, Управление записи актов гражданского состояния города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамент строительства города Москвы, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы, Департамент капитального ремонта города Москвы, Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Управление делами Мэра и Правительства Москвы, Префектура Восточного административного округа города Москвы, Префектура Западного административного округа города Москвы, Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы, Префектура Северного административного округа города Москвы, Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы, Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы, Префектура Центрального административного округа города Москвы, Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы, Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, Префектура Южного административного округа города Москвы |
|||||||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
Наименование Государственной программы города Москвы |
Источники финансирования |
Расходы (тыс. рублей) |
|||||||||||||||||||||
2010 год Факт |
2011 год Факт |
2012 год Факт |
2013 год Факт |
2014 год Факт |
2015 год Факт |
2016 год Факт |
2017 год Прогноз |
2018 год Прогноз |
2019 год Прогноз |
Итого |
||||||||||||||
Социальная поддержка жителей города Москвы |
Всего |
X |
X |
810 069 299,5 |
821 453 778,4 |
850 052 668,6 |
882 794 761,1 |
931 922 193,6 |
957 509 604,2 |
960 424 595,7 |
965 304 259,9 |
7 179 531 161,0 |
||||||||||||
бюджет города Москвы |
285 995 462,1 |
285 995 462,1 |
331 931 972,2 |
317 148 336,8 |
321 916 952,1 |
327 934 451,9 |
351 261 749,6 |
391 192 517,4 |
391 982 179,0 |
396 181 529,1 |
2 829 549 688,1 |
|||||||||||||
средства федерального бюджета |
X |
X |
65 310 559,9 |
69 006 710,8 |
72 172 616,7 |
76 098 418,8 |
23 542 108,9 |
743 040,6 |
613 708,5 |
613 708,5 |
308 100 872,7 |
|||||||||||||
средства бюджетов государственных внебюджетных фондов |
X |
X |
411 519 365,4 |
433 945 626,4 |
454 410 052,3 |
475 619 987,5 |
553 503 456,6 |
562 031 941,5 |
564 179 704,9 |
564 775 139,8 |
4 019 985 274,4 |
|||||||||||||
средства юридических и физических лиц |
X |
X |
1 307 402,0 |
1 353 104,4 |
1 553 047,5 |
3 141 902,9 |
3 614 878,5 |
3 542 104,7 |
3 649 003,3 |
3 733 882,6 |
21 895 325,8 |
|||||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы |
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2013 Этап 2: 01.01.2014-31.12.2016 Этап 3: 01.01.2017-31.12.2019 |
1. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения, сферы занятости населения и их основные проблемы
Особенности демографического, социального и экономического развития города Москвы, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки и содействия занятости населения.
В отличие от ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации, население города Москвы растет за счет многолетней и масштабной миграции, наблюдающейся на фоне постепенного смягчения проблемы естественной убыли населения в результате роста рождаемости и снижения смертности.
В миграционном притоке из иностранных государств доминирует трудоспособное население, многие жители других субъектов Российской Федерации осуществляют трудовую деятельность в городе Москве. В связи с этим в городе Москве по-прежнему сохраняется относительно невысокая демографическая нагрузка.
В целях улучшения демографической ситуации поддержка семей с детьми является одним из основных приоритетов проводимой в городе Москве социальной политики.
Общая численность детей в городе Москве за период реализации Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы" (далее - Государственная программа) увеличилась на 16%. Для дальнейшего улучшения этого показателя необходимо продолжать и совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее основным направлением становится поддержка семей в связи с рождением детей, а также поддержка семей с детьми, которые в силу обстоятельств оказались в трудной жизненной ситуации.
Особое внимание уделяется поддержке многодетных и неполных семей, молодых семей, а также семей, имеющих детей-инвалидов. Приоритетная поддержка таких семей позволяет решать задачи снижения общего уровня бедности. Благодаря мероприятиям по стимулированию рождаемости численность многодетных семей и детей, воспитывающихся в них, с 2010 года увеличилась почти в 2 раза.
В настоящее время в городе Москве выплачивается 41 вид ежемесячных и единовременных пособий семьям с детьми. При этом такая поддержка предоставляется исключительно с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости.
Для обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми в системе социальной защиты населения города Москвы функционируют организации поддержки семьи и детства: центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры поддержки семьи и детства, отделения по работе с семьями и детьми в центрах социального обслуживания и иные организации.
В последние годы одной из востребованных форм социальной поддержки и адаптации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность отделений дневного пребывания в государственных организациях социального обслуживания города Москвы по работе с семьями и детьми, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 2 тысяч детей.
Кроме того на базе организаций поддержки семьи и детства в каждом районе города Москвы созданы службы по профилактической работе, в которых за каждой семьей, состоящей на обслуживании, закреплен социальный помощник и семейный психолог. Эффективность работы служб подтверждает тот факт, что благодаря индивидуальной работе с семьей уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении.
В новом формате стал работать круглосуточный телефон психологической службы "051", соединенный с единым общероссийским "телефоном доверия". Теперь это многоканальный операционно-ситуационный центр. В 2016 году на него поступило более 2 тысяч звонков от подростков и их близких по различным вопросам внутрисемейных отношений.
С 2014 года в городе Москве функционирует специализированная государственная организация социального обслуживания - Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Кризисный центр помощи женщинам и детям" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, оказывающая социальные услуги как в полустационарной, так и в стационарной форме, основной задачей которой является создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе и семье женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи государства.
Большое внимание уделяется профилактике социального сиротства и семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2013 года в городе Москве реализуется модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стратегической целью которой является формирование системы мер, которые обеспечат сохранение ребенка в "кровной" семье и существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом в системе социальной защиты населения города Москвы создана и функционирует сеть организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (центры содействия семейному воспитанию), основной задачей которых является возвращение детей, оставшихся без попечения родителей, в "кровную" семью, а при невозможности этого, - содействие органам опеки и попечительства в осуществлении временного устройства воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство).
Для оказания правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки приемных семей и опекунов (попечителей), а также создания оптимальных условий для развития и социализации ребенка и предотвращения отказов от детей в городе Москве организована работа по сопровождению приемных семей и опекунов (попечителей), функционируют школы будущих приемных родителей. Ежегодно увеличивается число граждан, проходящих подготовку в школах приемных родителей и желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В результате проводимой работы численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи или опеку (попечительство) с каждым годом увеличивается. В настоящее время более 90% из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в органах опеки и попечительства, находятся на воспитании в семьях граждан (опека, попечительство, приемные семьи).
В целях оказания помощи выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализации и адаптации их в общество создано Государственное казенное учреждение города Москвы Центр социальной (постинтернатной) адаптации Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, не имеющее аналогов в городе Москве и представляющее собой многоквартирный дом, рассчитанный на временное проживание выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы. Работниками указанного учреждения осуществляется индивидуальное сопровождение выпускников при постинтернатной адаптации, оказывается содействие в получении образования, трудоустройстве и организации досуга, а также предоставляется помощь в реализации и защите их прав и законных интересов.
С лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится необходимая воспитательная работа, а в отношении выпускников с ограничениями жизнедеятельности организована комплексная коррекция нарушений в развитии.
В целях стимулирования семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2014 года в городе Москве реализуется пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, особенностью которого является возможность получения такими семьями жилых помещений в городе Москве по договорам безвозмездного пользования, при условии исполнения ими обязанностей по договорам о приемной семье, в соответствии с которыми из центров содействия семейному воспитанию города Москвы на воспитание принимаются 5 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет и (или) дети-инвалиды.
За время реализации пилотного проекта его участниками стали более 30 семей, в которых воспитываются более 200 детей. Реализация пилотного проекта дает реальную возможность детям-инвалидам и детям старшего возраста обрести семью, что в наибольшей степени соответствует их интересам и будет в дальнейшем способствовать их успешной социализации и развитию. Учитывая социальную значимость пилотного проекта его реализация будет продолжена.
На постоянной основе в городе Москве проводится комплексная профилактическая работа с беспризорными детьми, не имеющими места жительства в городе Москве, и выявленными на территории города Москвы, осуществляемая Государственным казенным учреждением города Москвы Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних "Алтуфьево" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В этой организации накоплен значительный опыт работы, необходимой для установления личности несовершеннолетнего, восстановления его социального статуса, перевозки в место постоянного проживания. Налажено четкое взаимодействие с организациями опеки и попечительства, органами социальной защиты и правоохранительными органами других субъектов Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств.
Город Москва - наиболее экономически развитый субъект Российской Федерации. Благодаря экономическому развитию города Москвы население имеет среднедушевые доходы, превышающие прожиточный минимум. В городе Москве один из самых низких уровней безработицы среди субъектов Российской Федерации.
Особенности экономики и рынка труда формируют риски неравенства доходов на различных этапах жизненного цикла граждан. С точки зрения сохранения социальной стабильности важным показателем является соотношение средней пенсии и заработной платы. При высоком уровне душевых доходов социальные трансферты, включающие все федеральные и региональные пенсии, пособия и другие социальные выплаты в денежном выражении, вносят меньший по сравнению с другими субъектами Российской Федерации вклад в доходы населения.
В целях преодоления неравенства в доходах трудоспособных граждан и неработающих пенсионеров в городе Москве установлена региональная социальная доплата к пенсии для неработающих пенсионеров. Доля получателей региональной социальной доплаты к пенсии с целью обеспечения доходов не ниже городского социального стандарта (или прожиточного минимума пенсионера) от общего числа неработающих пенсионеров в городе Москве ежегодно снижается, что характеризует положительную динамику уменьшения количества нуждающихся пенсионеров.
В целях материальной поддержки граждан старшего поколении в 2016 году увеличен на 20% размер городского социального стандарта минимальных доходов неработающих пенсионеров.
При этом следует отметить, что более половины москвичей "молодого" пенсионного возраста (55-59 лет для женщин и 60-64 - для мужчин) продолжают работать. Высокий уровень образования и занятость преимущественно умственным трудом позволяют дольше сохранять работоспособность и отсрочить время выхода на пенсию.
Город Москва входит в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации с самым низким уровнем бедности. Для города Москвы задача снижения уровня бедности сохраняет особую актуальность в общей системе приоритетов. Обеспечение гарантий населения города Москвы в части предоставления и сохранения льгот также является значимой и актуальной задачей.
С 1 января 2016 г., благодаря принятым в городе Москве мерам, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, и граждане, пострадавшие от воздействия радиации, сохранили получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг независимо от нормативов потребления в размере 50% за весь объем потребляемых услуг. Данная мера социальной поддержки коснулась более 1 млн. человек.
Кроме того с 1 января 2016 г. в городе Москве предоставлены меры социальной поддержки по оплате взноса, на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения и семьи неработающих пенсионеров, достигших возраста 70 или 80 лет. Таким образом, предоставление указанных мер социальной поддержки улучшит материальное положение более 115 тысяч граждан пожилого возраста.
С сентября 2016 года граждане, относящиеся к льготным категориям, в том числе и лица, сопровождающие инвалида первой группы и детей-инвалидов, приобрели право бесплатного проезда на Малом кольце Московской железной дороги.
Несмотря на стабильную демографическую нагрузку, процесс старения жителей города Москвы ускоряется. В 2016 году доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 0,6%, как и в среднем по Российской Федерации. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет спрос на социальные услуги, в том числе на возмездной основе.
В городе Москве сформировалась система государственных организаций социального обслуживания города Москвы, обеспечивающая различные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, - это центры социального обслуживания, социальные жилые дома, пансионаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты.
В 2016 году гражданам пожилого возраста и инвалидам социальные услуги предоставлялись 37 центрами социального обслуживания с 94 филиалами, расположенными в шаговой доступности, и более чем 30 организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в стационарной форме.
Современные столичные центры социального обслуживания - это срочная социальная помощь, отделения дневного пребывания, социальная помощь на дому, юридические консультации, социальный туризм, литературные и музыкальные салоны, университеты "третьего возраста", курсы иностранных языков, компьютерные классы, танцевальные клубы и многое другое.
Для пожилых людей центры социального обслуживания стали местом, где не только можно получить необходимую помощь, но и найти свой круг общения, приобрести новые знания и навыки, обретая тем самым еще один стимул к активному долголетию.
На обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому центров социального обслуживания города Москвы состоят более 130 тысяч пенсионеров и инвалидов. Необходимую помощь им оказывают около 10 тысяч социальных работников.
В отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания города Москвы граждане получают необходимые социально-бытовые услуги, в том числе обеспечиваются горячим питанием, организуется их досуг.
В указанных отделениях функционирует около 1 300 различных клубов и кружков, предоставляются услуги по обучению компьютерной грамотности. Во всех центрах социального обслуживания разработаны программы "Активное долголетие".
Совместно с органами исполнительной власти города Москвы реализуется также комплекс мер "Лучшая половина жизни", направленный на повышение качества жизни граждан старшего поколения, создание современной комфортной среды для общения и самореализации, развития социальной активности людей пожилого возраста и формирования здорового образа жизни посредством предоставления им различных услуг. Например, в рамках реализации указанного комплекса мер организуются посещения пенсионерами и инвалидами театров, кинотеатров, выставок, музеев, экскурсий и многое другое.
В государственной системе социального обслуживания в числе организаций социального обслуживания города Москвы, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, функционируют: пансионаты для ветеранов войны, организации психоневрологического профиля, Социально-реабилитационный центр ветеранов войн и Вооруженных Сил, пансионат "Никольский парк", Пансионат для инвалидов по зрению. В государственных организациях социального обслуживания города Москвы проживает более 16 тысяч человек.
Несмотря на существенные изменения в порядке и условиях предоставления социальных услуг в связи с изменением федерального законодательства, в городе Москве сохранены все правила предоставления социальных услуг по ранее заключенным договорам о предоставлении социальных услуг, а также существенно расширен (по сравнению с федеральным) перечень категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Миграционная привлекательность города Москвы обусловила необходимость принятия экстренных мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества, в связи с чем в городе Москве функционирует сеть организаций социального обслуживания города Москвы для бездомных граждан.
Несмотря на широкую сеть организаций, оказывающих услуги по уходу, социальному обслуживанию и организации досуга социально незащищенных категорий граждан, возрастает потребность в новых формах социального обслуживания, в том числе с использованием современных информационных технологий.
В целях повышения качества предоставляемых организациями социального обслуживания города Москвы услуг и степени удовлетворенности граждан данными услугами в зависимости от индивидуальной потребности, а также предоставления социально незащищенным жителям города Москвы возможности выбора и максимального удовлетворения их потребительского спроса, продолжают развиваться и новые подходы к оказанию адресной социальной помощи.
На протяжении нескольких лет жителям города Москвы оказывается продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата на основе социальной карты.
В 2016 году расширен круг лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, получающих адресную социальную помощь в виде предоставления товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, стиральных машин) с использованием электронных социальных сертификатов на основе социальной карты. Кроме ветеранов Великой Отечественной войны теперь такую помощь смогут получить граждане пожилого возраста (женщины, достигшие 55 лет, мужчины - 60 лет и получающие пенсию), инвалиды и семьи с детьми.
Также в 2016 году в городе Москве был начат эксперимент по оказанию семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресной социальной помощи в виде предоставления детских товаров с использованием электронных социальных сертификатов. Учитывая социальную значимость проекта, его реализация будет продолжена.
Продолжается работа по оптимизации перечня социальных услуг, предоставляемых государственными организациями социального обслуживания города Москвы. В рамках такой работы создаются мобильные бригады, предоставляющие социальные услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, службы персональных помощников, внедряются в практику инновационные виды реабилитации детей и молодых инвалидов, нестационарные формы обслуживания семей с детьми, создаются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в центрах социальной помощи семье и детям.
Так, например, для удовлетворения индивидуальных потребностей москвичей в социальных услугах в центрах социального обслуживания города Москвы реализуется услуга в сфере социального обслуживания - услуги "Мобильной социальной службы". Работники указанной службы предоставляют разовые социальные услуги, в том числе на платной основе по индивидуальному запросу клиента.
Введение механизма рыночного регулирования сферы предоставления социальных услуг, включающего предоставление социальных услуг наряду с государственными организациями социального обслуживания города Москвы также и негосударственными коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе социально ориентированными, способствует развитию конкуренции между организациями государственного и негосударственного сектора социального обслуживания, которая приведет к повышению качества предоставляемых социальных услуг.
В социально-демографической структуре населения города Москвы проявляется и высокий удельный вес инвалидов в общей численности населения.
В 2016 году наблюдалась положительная динамика снижения численности инвалидов в городе Москве. В настоящее время в городе Москве проживают более 1,1 млн. инвалидов, из них 76% - это граждане пенсионного возраста.
Для инвалидов-москвичей реализуется комплекс мероприятий по социальной защите и интеграции инвалидов в общество, направленных на улучшение их социального положения, повышение уровня и качества жизни. Результатом такой работы является сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, остается актуальной задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения таким категориям граждан доступной среды, в том числе доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Ратифицирование Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 г., фактически утвердило ее принципы в качестве базовых при реализации социальной политики в отношении инвалидов. В этой связи формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан является одним из приоритетов развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
Действовавшая в 2011 году Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов города Москвы" была интегрирована в Государственную программу и гармонизирована с показателями федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
По ряду направлений работы, таких как комфортность городской инфраструктуры, трудоустройство инвалидов, реабилитация инвалидов с тяжелыми двигательными или иными нарушениями жизнедеятельности, требуется принятие дополнительных мер, направленных на социальную поддержку граждан такой категории.
Для предоставления услуг по социальной реабилитации в системе социальной защиты населения города Москвы функционируют более 90 организаций: центры социальной реабилитации инвалидов, реабилитационные отделения при территориальных центрах социального обслуживания и отделения для детей-инвалидов в организациях поддержки семьи и детства.
Услуги по социальной реабилитации предоставляются инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в нестационарной и стационарной форме, а также с выездом на дом или на специально созданных площадках сектора "Мобильная реабилитационная служба" центров социального обслуживания.
Для проведения реабилитационных мероприятий во всех центрах и отделениях социальной реабилитации имеются оборудованные кабинеты социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации, используются средства физической культуры и спорта.
Работа проводится на основе межведомственного взаимодействия с организациями здравоохранения, образования, культуры, муниципальными учреждениями и иными организациями, общественными организациями и строится на комплексном подходе в решении проблем инвалидов.
Кроме того, в системе социальной защиты населения города Москвы функционируют реабилитационно-образовательные центры, реализующие образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования.
Для получения образования детьми-инвалидами в таких организациях созданы специальные условия, оборудованы специальные кабинеты (медицинские кабинеты, трудовые мастерские, физкультурные залы, кабинеты психологов, логопедов, дефектологов). Развивается спектр услуг по реабилитации: арт-терапия, глинотерапия, музыкотерапия. Созданы условия для участия в таких мероприятиях всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития.
Образование детей-инвалидов осуществляется посредством специальных образовательных программ и методов обучения, рассчитанных именно на эту категорию детей.
Продолжается работа по приспособлению для инвалидов и иных маломобильных граждан общественных зданий, являющихся городскими социально-значимыми# объектами образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Кроме того при планировании и выполнении работ по приспособлению для инвалидов и иных маломобильных граждан объектов городской инфраструктуры в последние годы реализуется принцип универсального дизайна, осуществляется оборудование светофорных объектов, для удобства маломобильных пассажиров закупается исключительно низкопольный подвижной состав автобусов, троллейбусов и трамваев, осуществляется оснащение станций метрополитена лифтами, тактильными ограничительными линиями и системами звукового оповещения о прибытии поездов.
Стабильная ситуация в российской экономике в 2016 году положительно повлияла, в том числе и на рынок труда города Москвы. Показатели экономической активности населения города Москвы находятся на высоком уровне и значительно превышают средние показатели по Российской Федерации.
Численность экономически активного населения города Москвы, как и численность занятого населения в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась более чем на 2,3%.
Позитивно в 2016 году на рынок труда города Москвы повлияли, в том числе и мероприятия, проводимые органами занятости населения города Москвы по внедрению новых технологий и подходов в области содействия занятости населения.
Например, разработана и внедрена система профессионального кураторства, предусматривающая закрепление каждого обратившегося гражданина за определенным специалистом органа занятости населения города Москвы, который будет сопровождать его до момента трудоустройства. Первоочередной целью данного подхода является обеспечение эффективного трудоустройства граждан.
В целях повышения доступности получения услуг по содействию в трудоустройстве и информированности граждан и работодателей, в работу органов занятости населения города Москвы были внедрены новые подходы: организовано оповещение граждан о предстоящих мероприятиях по трудоустройству, дате и времени перерегистрации безработного гражданина (с использованием услуг сотовых сетей связи в виде коротких сообщений), а также запущен электронный сервис - "Интерактивный портал Центра занятости населения города Москвы" Государственного казенного учреждения города Москвы "Центр занятости населения города Москвы", позволяющий гражданину ознакомится со свободными вакансиями службы занятости, найти ближайшее структурное подразделение Центра занятости населения города Москвы, а работодателю - предоставить в электронной форме сведения о квотировании рабочих мест, о наличии вакансий и многое другое.
Для содействия в трудоустройстве жителей города Москвы в возрасте от 14 до 30 лет открыто и функционирует государственное казенное учреждение города Москвы "Центр занятости молодежи города Москвы".
Молодым людям Центр занятости молодежи города Москвы оказывает содействие в поиске постоянной и временной работы, самозанятости, организует стажировки и практики, направленные на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, осуществляет сопровождение в случае трудоустройства в течение трех месяцев в период прохождения испытания при приеме на работу (испытательного срока).
Кроме того Центр занятости молодежи города Москвы оказывает помощь в профессиональной ориентации обучающимся общеобразовательных организаций города Москвы, помогая тем самым в выборе направления получения профессионального образования.
В условиях сложной экономической ситуации в Российской Федерации город Москва сохраняет все социальные обязательства в сфере социальной защиты граждан. По охвату социальными выплатами город Москва отличается высоким уровнем социальной защищенности населения. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером среди всех субъектов Российской Федерации.
Реализация мероприятий Государственной программы будет и дальше способствовать решению поставленных перед городом Москвой задач по выполнению обязательств социального характера и содействию в трудоустройстве, предоставлению в полном объеме государственных льгот и гарантии, повышению качества социального обслуживания для жителей города Москвы.
2. Прогноз развития сферы социальной защиты и сферы занятости населения. Планируемые результаты и показатели Государственной программы
Социальная защита населения ориентирована на гармонизацию общественных отношений, формирование социально-экономических стимулов для участия в общественной жизни, создание условий для поддержки самых незащищенных категорий граждан с применением принципов адресности и нуждаемости. В дальнейшем также планируется создавать условия для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, улучшения социального обслуживания жителей города Москвы, развитие адресных форм социальной поддержки населения.
Реализация мероприятий Государственной программы позволяет обеспечить стабильный уровень социальной поддержки различных социальных групп населения.
Для оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать три макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают социальные эффекты, полученные в процессе реализации мер социальной поддержки населения, и направлены на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью, снижение социального неравенства.
Первый показатель - Доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и иных маломобильных граждан.
Реализация Государственной программы позволит обеспечить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Для этого в Государственной программе предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, медицинским организациям, организациям культуры и искусства, к другим объектам инфраструктуры, а также приспособления жилых помещений для нужд инвалидов и иных маломобильных граждан.
За время реализации Государственной программы для инвалидов планируется обустроить до 86% городских общественных зданий.
Второй показатель - Доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума.
Показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на увеличение доходов граждан.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм должны способствовать снижению уровня бедности населения в городе Москве.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости граждан. Такой подход будет применяться при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, организации социального обслуживания и социальной поддержки семей с детьми. Планируемое значение показателя составит 9,2%.
Третий показатель - Среднемесячный доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии.
Показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на повышение доходов граждан. В расчет данного показателя включаются средний размер пенсии неработающего пенсионера, региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до установленного нормативным правовым актом Правительства Москвы городского социального стандарта, средний размер затрат на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта, средний размер стоимости санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно междугородным транспортом, оплата услуг местной телефонной связи, субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Не учитываются доходы пенсионеров, имеющих льготный статус (группу инвалидности, особые заслуги и другое).
Планируется, что значение показателя к 2019 году достигнет 24 370 рублей.
3. Цели и задачи Государственной программы
Целью Государственной программы является повышение уровня и качества жизни жителей города Москвы, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Такие задачи поставлены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012-2014 годах", Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
На достижение указанной цели направлены все подпрограммы Государственной программы.
Под уровнем жизни в Государственной программе понимается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт.
В целях повышения уровня жизни населения города Москвы создана и совершенствуется система мер социальной поддержки в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств бюджета города Москвы, а повышение качества жизни достигается посредством повышения качества предоставляемых социальных услуг. В совокупности меры социальной защиты должны быть эффективными и результативными.
Для достижения указанных целей предлагаются три стратегические задачи, на решение которых будут направлены все подпрограммы Государственной программы:
- улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения;
- повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы;
- сокращение уровня бедности и социальной исключенности.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
Государственная программа предусматривает три этапа реализации. Данный подход к формированию Государственной программы отражен в программных мероприятиях и динамике значений целевых показателей (приложения 2 - 4 к Государственной программе).
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2013 - этап оптимизации системы социальных выплат и подготовки к модернизационным преобразованиям в системе социальной защиты населения города Москвы и создания ресурсной, методологической, нормативно-правовой основы для модернизационных преобразований.
К концу первого этапа реализации Государственной программы достигнуты следующие значения конечных результатов Государственной программы:
- доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и иных маломобильных граждан увеличилась до 78% к концу 2013 года;
- доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума сохранилась на уровне 9,7%;
- среднемесячный доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии увеличился с 16 554,0 рублей в месяц в 2012 году до 19 627,0 рублей в месяц к концу 2013 года.
Этап 2: 01.01.2014-31.12.2016 - этап модернизационных преобразований.
Обзор основных проблем и рисков социально-экономического развития и сложившейся системы социальной защиты населения города Москвы позволяет сформулировать следующие направления модернизационного развития:
- содействие развитию рынка социальных услуг путем расширения участия негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также физических лиц (в. том числе благотворителей и добровольцев) в деятельности по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения оптимального выбора гражданами видов социальных услуг, условий их предоставления и исполнителей;
- внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальных услуг;
- развитие принципов адресности при предоставлении социальных выплат и услуг;
- повышение эффективности и результативности оказываемых населению мер социальной поддержки;
- содействие активизации собственного ресурсного потенциала семей для преодоления сложных экономических и социальных обстоятельств.
К концу второго этапа реализации Государственной программы достигнуты следующие значения конечных результатов Государственной программы:
- доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и иных маломобильных граждан составила 85%;
- доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума снизилась до 9,2%;
- среднемесячный доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии составил 23 387,98 рублей в месяц.
Этап 3: 01.01.2017-31.12.2019 - этап развития рынка социальных услуг и совершенствование содействия занятости населения.
В целях удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании на данном этапе планируется обеспечить дальнейшее развитие рынка социальных услуг, в том числе оказываемых возмездно, за счет расширения доли поставщиков социальных услуг с привлечением негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию.
В сфере занятости населения планируется совершенствовать работу по инициативному содействию занятости инвалидов, в отношении которых, согласно индивидуальной программе реабилитации и (или) абилитации исполнителем мероприятий профессиональной реабилитации определены органы занятости населения города Москвы, а также граждан, изъявивших желание трудоустроиться.
К концу третьего этапа реализации Государственной программы планируется достигнуть следующих значений конечных результатов Государственной программы:
- доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и иных маломобильных граждан, составит не ниже 86%;
- доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума сохранится не выше 9,2%;
- среднемесячный доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии составит 24 370,0 рублей в месяц к концу 2019 года.
5. Обоснование состава и значение конечных результатов Государственной программы, подпрограмм, результатов основных мероприятий
Конечные результаты реализации Государственной программы, подпрограмм Государственной программы и мероприятий охарактеризованы количественными и качественными показателями, отражающими социально-экономическое развитие города Москвы.
Состав и значения конечных результатов Государственной программы, подпрограмм Государственной программы, результатов основных мероприятий позволяют проводить в динамике оценку степени достижения запланированного результата реализации как Государственной программы в целом, так и отдельных мероприятий подпрограмм.
Результаты реализации Государственной программы отражены в приложении 2 к Государственной программе. Показатели мероприятий Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы" основаны на данных, предоставленных соисполнителями подпрограмм Государственной программы координатору Государственной программы - Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы.
В целом показатели Государственной программы характеризуют совокупный результат реализации всех стратегических направлений развития системы социальной защиты и сферы занятости населения города Москвы.
5.1. Конечные результаты подпрограммы "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В качестве показателей конечного результата подпрограммы "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" используются следующие показатели:
1. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных организациях всех типов, планируется на уровне не ниже 99,215%.
Показатель применяется в оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
2. Удельный вес малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания семьи и детей города Москвы, к числу малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных организациях, планируется сохранить на уровне 100%.
Показатель характеризует число малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания семьи и детей от общего числа малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в организациях социального обслуживания семьи и детей и имеющих среднедушевой доход, не превышающий полуторную величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.
3. Средняя величина фактического пособия на ребенка в малообеспеченной семье в месяц планируется не ниже 2 308,0 рублей в месяц.
Семьи с детьми относятся к категории семей с самыми высокими рисками бедности, поэтому именно за счет снижения бедности семей с детьми будет достигаться одна из целей Государственной программы - снижение уровня бедности. Показатель рассчитывается в отношении семей с детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.
5.2. Конечные результаты подпрограммы "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей"
В качестве показателей конечного результата подпрограммы "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей" используются следующие показатели:
1. Удельный вес нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, из числа обратившихся, планируется сохранить на уровне 100%.
Показатель характеризует результаты реализации мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилого населения и инвалидов в социальном обслуживании и служит для оценки деятельности сети государственных организаций социального обслуживания города Москвы. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах социальной защиты населения города Москвы.
2. Доля ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами, от числа обратившихся, планируется сохранить на уровне 100%.
Показатель характеризует численность ветеранов Великой Отечественной войны, обратившихся за получением социальных услуг и получивших социальные услуги в полном объеме.
3. Доля получателей региональной социальной доплаты к пенсии, с целью обеспечения доходов не ниже городского социального стандарта (или прожиточного минимума пенсионера), от общего числа неработающих пенсионеров в городе Москве, планируется к достижению 89,7%.
Государственная программа нацелена на поддержание достигнутого высокого уровня социальной защиты пенсионеров, размер пенсий которых не превышает величины прожиточного минимума, поэтому приведенный показатель отнесен к целевым. На позитивную динамику данного показателя также направлена вся система выплат из бюджета города Москвы, адресованных пенсионерам, в том числе региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера - доплата до городского социального стандарта.
5.3. Конечные результаты подпрограммы "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан"
В качестве показателей конечного результата подпрограммы "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан" используются следующие показатели:
1. Удельный вес инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, планируется сохранить на уровне не ниже 90%.
Показатель характеризует оценку деятельности системы организаций, осуществляющих социальную реабилитацию и социальную помощь инвалидам, которая осуществляется путем расширения объема и структуры реабилитационных услуг.
2. Доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, планируется к достижению 83,9%.
Показатель позволит измерить конечный результат реализации мероприятий Государственной программы, направленных на социальную интеграцию инвалидов в систему трудовых отношений.
5.4. Конечные результаты подпрограммы "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы"
В качестве показателей конечного результата подпрограммы "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы" используются показатели:
1. Количество государственных услуг в сфере социальной защиты населения, доступных в электронном виде, планируется сохранить не ниже 27.
В настоящее время в сфере социальной защиты населения предоставляются государственные услуги в электронном виде, а также организована работа по переводу отдельных государственных услуг исключительно в электронный вид.
Модернизация предоставления государственных услуг позволит:
- значительно повысить уровень удовлетворенности населения качеством обслуживания в сфере государственных услуг, оказываемых органами социальной защиты населения;
- увеличить долю жителей города Москвы, имеющих доступ к получению государственных услуг;
- увеличить долю государственных услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу;
- обеспечить открытость и прозрачность в работе социальных служб города Москвы.
2. Количество граждан, оформивших государственные услуги в сфере социальной защиты населения в электронном виде, составит не менее 255 тысяч человек.
Показатель характеризует количество обращений в текущем году за государственными услугами в сфере социальной защиты населения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Удельный вес жителей города Москвы, получивших социальные услуги в негосударственных организациях, в общей численности жителей города Москвы, получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, планируется сохранить на уровне не ниже 10,3%.
Показатель характеризует состояние системы социального обслуживания граждан старшего поколения, развитие рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания с участием организаций негосударственного сектора, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста, который планируется развивать в дальнейшем с привлечением негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций к деятельности по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения оптимального выбора гражданами видов социальных услуг, условий их предоставления.
5.5. Конечные результаты подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения"
В качестве показателей конечного результата подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения" используются показатели:
1. Уровень регистрируемой безработицы (на конец года). К концу 2019 года показатель планируется сдержать на уровне не выше 0,56%.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Москвы на период 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению отнесен к основным макроэкономическим показателям и характеризует долю граждан, состоящих на учете в службе занятости, от экономически активного населения, которые в настоящий момент не осуществляют трудовую или иную приносящую доход деятельность, но активно осуществляют поиск работы и готовы к ней приступить.
2. Доля трудоустроенных граждан в численности обратившихся в поиске работы. Планируется обеспечить стабильность и сохранение показателя на уровне 77%.
Данный показатель отражает результат работы органов занятости населения города Москвы по содействию в трудоустройстве.
3. Коэффициент напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении), планируется сдержать на уровне не выше 0,51 человек на одну вакансию.
Показатель отражает количество вакансий, которые имеются в банке данных, для трудоустройства одного незанятого гражданина, состоящего на учете в службе занятости.
Позитивное воздействие на рынок труда города Москвы оказывает реализация мероприятий, способствующих занятости граждан, в рамках осуществления государственной политики в области содействия занятости населения.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
Основными актуальными направлениями развития сферы социальной защиты населения и сферы занятости населения города Москвы являются:
- усиление социальной защиты семей с детьми в основном за счет оптимизации системы пособий;
- поддержка граждан пожилого возраста преимущественно за счет развития социальных услуг;
- создание условий для социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности;
- развитие государственных организаций города Москвы в сфере социальной защиты населения и сфере занятости населения;
- реализация активной политики содействия занятости населения.
Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность и результативность использования ресурсов в сфере социальной защиты населения. Для этого в рамках Государственной программы реализуется 5 подпрограмм:
- "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);
- "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей" (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);
- "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан" (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе);
- "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы" (таблица 4 приложения 1 к Государственной программе);
- "Развитие рынка труда и содействие занятости населения" (таблица 5 приложения 1 к Государственной программе).
7. Описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Цель подпрограммы - создание условий для социальной и экономической устойчивости семьи и преодоление социального сиротства.
Задачи подпрограммы:
- сокращение уровня бедности среди семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке;
- развитие адресной социальной помощи для семей с детьми;
- развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение задачи сокращения уровня бедности позволит повысить уровень жизни семей с детьми, а меры государственной социальной поддержки будут способствовать повышению качества их жизни.
Меры социальной поддержки, представленные в подпрограмме, направлены на смягчение последствий, связанных со снижением уровня жизни семьи, на создание благоприятных условий для рождения второго и последующих детей, а также обеспечение дополнительной социальной поддержки семей, нуждающихся в такой поддержке. К их числу относятся многодетные семьи, семьи или одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов, молодые семьи и студенческие семьи, опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели, жертвы террористических актов и техногенных катастроф, дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для указанных категорий предусмотрены как единовременные, так и регулярные (ежемесячные) денежные выплаты, иные меры социальной поддержки.
Кроме того, социальная поддержка отдельных категорий семей с детьми, предусматривает обеспечение реализации ими права бесплатного проезда на городском и пригородном общественном пассажирском транспорте, бесплатного лекарственного обеспечения, обеспечения продуктами питания детей и отдельных категорий граждан, в том числе через специальные пункты питания, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов многодетным матерям, скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Помимо этого адресная социальная помощь (продуктовая, вещевая и в виде товаров длительного пользования) предоставляется малоимущим семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В дальнейшем также планируется реализация модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая реализацию мероприятий, направленных на сокращение количества детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7.2. Подпрограмма "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей"
Цель подпрограммы - формирование комфортных условий для жизни и активного долголетия старшего поколения.
Задачи подпрограммы:
- повышение уровня материального обеспечения пенсионеров;
- увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.
Данная подпрограмма включает систему мер, направленных на повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей. Масштабная программа социальных выплат для целевой группы уже сформировалась, поэтому актуализировалась проблема их эффективности, в том числе и за счет усиления процедур оценки нуждаемости для получателей денежных выплат.
В целом комплекс мер социальной поддержки старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей включает: денежные выплаты, в том числе ежемесячные городские доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты ветеранам и единовременную материальную помощь, приуроченную к памятным и знаменательным датам, адресную материальную помощь в денежной форме; различные виды мер социальной поддержки: бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно междугородным транспортом, оплата услуг местной телефонной связи, субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, адресная социальная помощь (продуктовая, вещевая, товары длительного пользования); социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме, в полустационарной форме или в форме социального обслуживания на дому, а также организацию культурно-досуговых мероприятий.
7.3. Подпрограмма "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан"
Цель подпрограммы - обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных граждан.
Задачи подпрограммы:
- повышение эффективности оказания реабилитационных услуг;
- повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рабочих мест для инвалидов и иных маломобильных граждан.
Структуризация проблем уязвимых групп населения позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности должно рассматриваться как цель самостоятельной подпрограммы, что обусловлено и численностью инвалидов, и спросом на нереализованный трудовой потенциал.
Подпрограмма содержит мероприятия, направленные на поддержку инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, включая лиц, пострадавших от радиационных воздействий, и членов их семей.
Помимо денежных выплат (доплат к пенсиям, компенсационных выплат, единовременной материальной помощи) и натуральной помощи (обеспечения протезными изделиями, техническими средствами реабилитации по медицинским показаниям), раздел содержит как комплекс мер, направленных на расширение возможностей социальной интеграции и создание безбарьерной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, включая услуги по организации реабилитации, социальной адаптации, профессиональной подготовке и трудоустройству, так и меры по внедрению экспериментальных технологий, развитию инновационных проектов и новых видов социального обслуживания инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
7.4. Подпрограмма "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы"
Цель подпрограммы - повышение эффективности системы социальной поддержки населения.
Задачи подпрограммы:
- развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи;
- развитие сети государственных организаций социальной защиты населения города Москвы.
В соответствии с основными задачами подпрограммы предполагается реализовать следующие мероприятия: модернизация и развитие сети государственных организаций социального обслуживания города Москвы, в том числе финансирование проведения капитального и текущего ремонта; внедрение современных телекоммуникационных технологий в деятельность государственных организаций социального обслуживания города Москвы; обеспечение бесплатного доступа жителей города Москвы к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации и иные общедоступные источники информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; привлечение средств федерального бюджета, благотворительных организаций и средств, полученных государственными организациями социального обслуживания города Москвы от оказания платных социальных услуг, с целью развития системы социальной поддержки населения; развитие рынка социальных услуг путем расширения участия негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также физических лиц (в том числе благотворителей и добровольцев) в деятельности по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения оптимального выбора гражданами видов социальных услуг, условий их предоставления.
7.5. Подпрограмма "Развитие рынка труда и содействие занятости населения"
Цель подпрограммы - обеспечение развития рынка труда и содействие занятости населения города Москвы.
Задачи подпрограммы:
- развитие институтов рынка труда и оказание государственных услуг в сфере занятости населения;
- стимулирование работодателей к разработке и реализации политики эффективной занятости населения;
- подготовка кадров для экономики города Москвы, активная политика занятости и социальная поддержка безработных граждан.
Задача по развитию институтов рынка труда и оказанию государственных услуг решается посредством совершенствования системы мониторинга состояния рынка труда, разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, развития инфраструктуры информирования населения о рынке труда, услугах и мероприятиях органов занятости населения города Москвы посредством оказания государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, проведения мероприятий, направленных на развитие информационно-технической базы учреждений органов занятости населения города Москвы, внедрения новых технологий в систему предоставления услуг.
Задача по стимулированию работодателей к разработке и реализации политики эффективной занятости населения решается посредством содействия в реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций города Москвы, содействия в разработке профессиональных стандартов, квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи, поддержки организаций, создающих рабочие места и применяющих труд инвалидов, стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, оптимизации привлечения иностранных работников и содействия трудовой мобильности граждан.
Задача по подготовке кадров для экономики города Москвы, проведению активной политики занятости и социальной поддержки безработных граждан решается посредством проведения оказания содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых кадров, содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам организаций через реализацию мероприятий активной политики занятости населения и обеспечение социальной и материальной поддержки безработных граждан.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
Общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2019 годах составляет 7 179 531 161,0 тыс. рублей, в том числе из бюджета города Москвы - 2 829 549 688,1 тыс. рублей.
Общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы определен исходя из затрат на исполнение публичных нормативных обязательств (приложение 6 к Государственной программе), разработанного и утвержденного в установленном порядке государственного задания государственных учреждений, объема бюджетных ассигнований предусмотренных на реализацию мероприятий, включающих в себя капитальный и текущий ремонт, благоустройство, приобретение оборудования.
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета, средств юридических и физических лиц.
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств бюджета города Москвы, планируемое с учетом ситуации в финансово-бюджетной сфере города Москвы, высокой экономической и социальной важности проблем, а также возможностей ее реализации с учетом принятых городом Москвой расходных обязательств и необходимых дополнительных средств при эффективном взаимодействии всех участников Государственной программы, подлежит ежегодному уточнению при формировании проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств бюджета города Москвы представлены в приложении 3 к Государственной программе, а общие объемы финансовых ресурсов Государственной программы приведены в приложении 4 к Государственной программе.
Важным условием успешной реализации Государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение ее целей. С целью минимизации рисков по выполнению мероприятий Государственной программы ведется постоянный мониторинг.
На минимизацию рисков направлены меры по планированию мероприятий Государственной программы и мониторингу их реализации с помощью использования информационных технологий (в частности, информационной системы города Москвы "Автоматизированная система управления городскими финансами", Информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития).
Важным экономическим и финансовым риском является возможное уменьшение объема средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, направляемых на реализацию мероприятий Государственной программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета города Москвы.
В целях уменьшения финансовых рисков в условиях кризиса проводится мониторинг законодательства в сфере социальной защиты населения города Москвы и внесение на этой основе изменений, направленных на сокращение сферы применения категориального подхода и развитие адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на основе оценки нуждаемости, особенно гражданам, впервые включаемым в программы государственной социальной помощи.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Государственной программы, и меры по их минимизации будут приниматься в ходе оперативного управления. Финансирование мероприятий Государственной программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности ее реализации в отчетный период.
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере социальной защиты и занятости населения, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
В рамках реализации Государственной программы ее ответственными исполнителями осуществляется разработка мер правового регулирования в сфере социальной защиты населения и сфере занятости населения города Москвы, обеспечивающих достижение целей Государственной программы и ее подпрограмм.
Правовое обеспечение Государственной программы представлено правовыми актами, регламентирующими вопросы:
- предоставления государственной социальной помощи и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- организации социального обслуживания;
- социального сопровождения лиц, нуждающихся в социальном обслуживании;
- оказания адресной социальной помощи, в том числе материальной (денежной) помощи нуждающимся гражданам и семьям с детьми;
- социальной защиты инвалидов;
- обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, а также доступа к необходимой информации;
- усыновления, опеки и попечительства, патронажа в городе Москве;
- профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- в области труда и содействия занятости населения;
- модернизации предоставления государственных услуг.
Оценка применения мер государственного регулирования, установленных законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, в сфере реализации Государственной программы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
10. Методика оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Методика оценки эффективности Государственной программы основана на Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации").
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации Государственной программы представляются в составе годового отчета о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
Оценка эффективности Государственной программы производится с учетом следующих составляющих:
- оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы;
- оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм Государственной программы;
- оценки степени реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
- оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
- оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы.
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, оценки степени реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню затрат и оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации Государственной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
, где:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий производится на уровне укрупненных мероприятий, полностью или частично реализуемых за счет средств бюджета города Москвы.
Мероприятие считается выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
- мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию*. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;
- мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год;
- если мероприятие носит заявительный характер, то его результат считается достигнутым, вне зависимости от исполнения плановых значений;
- по иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата (оценка проводится экспертно).
Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов за счет средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
, где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы за счет средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
- плановые расходы за счет средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В качестве плановых расходов из средств бюджета города Москвы указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы Государственной программы Законом города Москвы от 23 ноября 2016 г. N 42 "О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов".
Эффективность использования средств бюджета города Москвы рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета города Москвы по следующей формуле:
, где:
- эффективность использования средств бюджета города Москвы;
- степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств бюджета города Москвы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета города Москвы.
Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
, где:
- степень реализации подпрограммы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если больше 1, значение принимается равным 1.
Эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- эффективность использования средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы.
Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, в случае если значение составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, в случае если значение составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, в случае если значение составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Для оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
Степень реализации Государственной программы рассчитывается по формуле:
, где:
- степень реализации Государственной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
- число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы.
При использовании данной формулы, в случае если больше 1, значение принимается равным 1.
Эффективность реализации Государственной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Государственной программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации Государственной программы;
- степень реализации Государственной программы;
- эффективность реализации подпрограммы;
- коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей Государственной программы, определяемый по формуле: , где - объем фактических расходов из бюджета города Москвы (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году, - объем фактических расходов из бюджета города Москвы (кассового исполнения) на реализацию Государственной программы;
- количество подпрограмм.
Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, в случае если значение составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации Государственной программы признается средней, в случае если значение составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, в случае если значение составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.
------------------------------
* Выполнение данного условия подразумевает, что в случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (то есть при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение) проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.