Нижний Новгород |
|
04 июля 2024 г. |
Дело N А43-25806/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
заявителя: Кандыкина А.В. (доверенность от 11.09.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024
по делу N А43-25806/2023
по заявлению администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области,
и установил:
администрация городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган), выразившегося в непредоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 52:53:0080103:199, расположенного в Выксунском районном лесничестве, квартал N 180 (часть выдела 39) Пристанского участкового лесничества, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины). Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение его прав.
Заявление основано на статьях 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 9, 21, 24, 44 Лесного кодекса Российской Федерации, статьях 39.9, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Административном регламенте предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 (далее - Регламент) и мотивировано незаконным бездействием уполномоченного органа.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 11.12.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда 16.02.2024, удовлетворил заявление, поскольку Министерство не доказало правомерность своего бездействия.
Не согласившись с принятыми судебными актами, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Кассатор настаивает, что Администрация не является лицом, имеющим право на предоставление лесного участка в постоянное бессрочное пользование в соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558. Заявитель считает неправомерным применение к спорным правоотношениям статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в подтверждение чего ссылается на судебную практику. Министерство полагает, что апелляционный суд в обжалуемом постановлении не дал оценки доводам апеллянта.
Администрация в лице уполномоченного представителя возражала относительно удовлетворения жалобы, поддержала отзыв, в котором просила отказать Министерству в удовлетворении жалобы, оставить в силе обжалованные судебные акты.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды, в собственности городского округа город Выкса Нижегородской области находится гидротехническое сооружение (плотина), кадастровый номер 52:53:0000000:207, адрес Нижегородская область, Выксунский район, село Сноведской пруд, сооружение 1 (N 52-52-090172012-058 от 26.04.2012).
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Комитет) и ФГБУ "Рослесинфорг" заключили муниципальный контракт N 19/069-2022/28 по разработке и утверждению проектной документации лесного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821 под гидротехническим сооружением (плотина) с кадастровым номером 52:53:0000000:207 по адресу Нижегородская область, Выксунский район, село Сноведской пруд, сооружение 1.
Приказом Министерства от 04.10.2022 N 907 утверждена проектная документация.
Комитет и ФГБУ "Рослесинфорг" заключили договор N 52/017-2023/23 по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.
По результатам проведенных работ подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен учетный номер 52:53:0080103:199.
Администрация 27.06.2023 обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 52:53:0080103:199, расположенного в Выксунском районном лесничестве, квартал N 180 (часть выдела 39) Пристанского участкового лесничества, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины).
Уполномоченный орган решением от 30.06.2023 N Сл-331-530367/23, сославшись на статью 1 Лесного кодекса Российской Федерации, указал на невозможность предоставления испрашиваемого Администрацией лесного участка, а также на некорректное указание площади лесного участка, отсутствие приложений, указанных в заявлении.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения органа местного самоуправления в Арбитражный суд Нижегородской области.
Изучив материалы дела, оценив жалобу, письменный отзыв, а также заслушав представителя Администрации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов, в том числе строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений (пункт 12 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов регулируется статьей 44 Лесного кодекса Российской Федерации.
Допускается использование лесов в целях осуществления строительства, реконструкции и эксплуатации водохранилищ, в том числе гидротехнических сооружений без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В данном случае использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов (части 3, 4 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относит плотины к гидротехническим сооружениям.
С учетом подпункта 2 пункта 2 статьи 39.9, подпункта 1 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на срок до одного года.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как следует из пункта 3.1.16 постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185 "Об утверждении положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области" к функциям Министерства в сфере лесных отношений относится, в том числе, в пределах компетенции, установленной законодательством, распоряжаться лесными участками, за исключением лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов: 1) путем предоставления лесных участков в: постоянное (бессрочное) пользование; безвозмездное пользование; аренду по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса; аренду без проведения торгов; 2) путем принятия решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключения соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков, принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Следовательно, органом, уполномоченным на территории Нижегородской области распоряжаться лесными участками путем их предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду по результатам торгов, аренду без проведения торгов, является Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
Порядок предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации регламентирован приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование" (далее - Регламент N 558).
Органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2.7 Регламента N 558 подано заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование по форме, установленной приложением N 2, и содержащее предусмотренные Регламентом N 558 сведения.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что требования Администрации подлежат удовлетворению.
Суды верно исходили из того, что заявление органа местного самоуправления от 27.06.2023 соответствовало требованиям пункта 2.7 Регламента N 558, Министерство не привело обоснованных оснований для отказа в предоставлении лесного участка для эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины).
Уполномоченный орган в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал законность своего бездействия.
Арбитражный суд, установив, что оспоренное бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По приведенным мотивам суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд первой инстанции возложил на Министерство обязанность в течение двадцати дней с даты вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации путем принятия решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 52:53:0080103:199 расположенного в Выксунском районном лесничестве, квартале N 180 (часть выдела 39) Пристанского участкового лесничества, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины).
Ссылка уполномоченного органа на то, что Администрация, как орган местного самоуправления, в силу прямого указания закона не может являться обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок, неправомерна, как несоответствующая требованиям статей 21, 44 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность использования лесного участка с целью эксплуатации гидротехнических сооружений.
Органу местного самоуправления предоставление лесного участка в постоянное бессрочное пользование в данном случае необходимо в связи с возложением на него полномочий, в том числе, на основании статей 3, 9 Закона N 117-ФЗ, как на ответственное лицо за безопасность гидротехнического сооружения, его реконструкцию и эксплуатацию.
В рассматриваемой ситуации применение статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, вопреки доводам кассатора, обоснованно, поскольку согласно части 5 статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Возражения кассатора, связанные с тем, что апелляционный суд не рассмотрел доводы Министерства, необоснованны.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Обжалуемое постановление содержит выводы суда второй инстанции относительно доводов апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу Министерством кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу N А43-25806/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка уполномоченного органа на то, что Администрация, как орган местного самоуправления, в силу прямого указания закона не может являться обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок, неправомерна, как несоответствующая требованиям статей 21, 44 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность использования лесного участка с целью эксплуатации гидротехнических сооружений.
Органу местного самоуправления предоставление лесного участка в постоянное бессрочное пользование в данном случае необходимо в связи с возложением на него полномочий, в том числе, на основании статей 3, 9 Закона N 117-ФЗ, как на ответственное лицо за безопасность гидротехнического сооружения, его реконструкцию и эксплуатацию.
В рассматриваемой ситуации применение статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, вопреки доводам кассатора, обоснованно, поскольку согласно части 5 статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июля 2024 г. N Ф01-2453/24 по делу N А43-25806/2023