Нижний Новгород |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А43-16619/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Судебного департамента в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024
по делу N А43-16619/2023
по иску Управления Судебного департамента в Нижегородской области
(ИНН: 5260073063, ОГРН: 1025203038475)
к акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
(ИНН: 5260070633, ОГРН: 1025203035351)
об обязании заключить дополнительные соглашения к контрактам,
и установил:
Управление Судебного департамента в Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - Общество) об обязании заключить дополнительные соглашения к контрактам.
Суд первой инстанции решением от 13.09.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что для обеспечения районных и гарнизонных военных судов материально-техническими средствами, в том числе коммунальными ресурсами, он в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" заключает государственные контракты (договоры) с поставщиками соответствующих ресурсов, финансируемые исключительно за счет средств федерального бюджета. При этом порядок формирования получателями средств федерального бюджета в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) сведений о денежных обязательствах, определенный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 N 258н "Об утверждении порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства", с учетом обязательного наличия подписанных документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту, а также установленных сроков проверки данных документов, регистрации заявок на кассовый расход и перечисления денежных средств занимает 8 (восемь) рабочих дней. Следовательно, при получении по системе электронного документооборота от Общества, являющегося поставщиком по государственным контрактам на поставку газа от 29.11.2022 N 33-3-2633-1/2023, от 26.12.2022 N 33-3-1115-1/2023, пакета платежных документов (счет, счет-фактура, товарная накладная, акт о количестве поданного - принятого газа) не ранее 06 числа месяца, следующего за месяцем поставки, предусмотренные контрактами сроки оплаты (в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки) не могут быть соблюдены по причинам, не зависящим от Управления.
По мнению кассатора, несвоевременное выставление Обществом платежных документов на оплату потребленного газа свидетельствует о злоупотреблении правом, так как препятствует исполнению Управлением обязательств по оплате в установленные контрактами сроки.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 01.07.2024 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Трубниковой Е.Ю. на судью Павлова В.Ю.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (поставщик) и Управление (покупатель) заключили государственные контракты на поставку газа от 29.11.2022 N 33-3-2633-1/2023, от 26.12.2022 N 33-3-1115-1/2023, по условиям которых поставщик обязался поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный в согласованном сторонами объеме, оказывать снабженческо-сбытовые услуги и обеспечивать транспортировку и распределение газа по распределительным сетям, а покупатель обязался принимать газ и производить расчеты за него в соответствии с условиями государственного контракта.
Поставка газа осуществляется в точки подключения, указанные в дополнительных соглашениях к контрактам
В разделе 5 контрактов установлены порядок формирования и определения цены на газ, а также порядок расчетов.
Согласно подпункту 5.4.1 контрактов расчеты производятся покупателем в адрес поставщика платежным поручением по реквизитам, указанным в настоящем государственном контракте. Расчеты по государственному контракту производятся со счета покупателя на счет поставщика денежными средствами ежемесячно путем перечисления платежей в следующие сроки: первый платеж - 30 процентов плановой общей стоимости договорного объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца, на основании счета, выставленного поставщиком.
Сумма окончательной оплаты определяется исходя из количества газа, поданного - принятого покупателем в соответствующем месяце в соответствии с ценой на газ, тарифом на транспортировку газа, спецнадбавкой для финансирования программы газификации, платой за снабженческо-сбытовые услуги, действовавшими в соответствующем месяце, с учетом суммы произведенных покупателем платежей.
Окончательный расчет за фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных покупателем, производится в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки. В случае, если стоимость фактически потребленного газа за истекший месяц меньше суммы платежей, ранее внесенных покупателем, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
Оплата фактически потребленного газа за декабрь текущего финансового года производится в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
При этом под датой оплаты понимается дата зачисления денежных средств на счет поставщика.
В соответствии с пунктом 5.6. контрактов расчеты производятся перечислением денежных средств путем выписки покупателем платежных поручений на оплату газа.
Покупатель обязан указать в платежном поручении в графе "назначение платежа": оплата за газ, номер государственного контракта поставки, присвоенный поставщиком и дата его заключения, сумма, сумма НДС, в противном случае поставщик не несет ответственности за несвоевременное зачисление денежных средств покупателя на счет.
В пунктах 4.6 - 4.7 контрактов предусмотрено, что по окончании каждого календарного месяца сторона, ведущая учет газа, по установленной форме в двух экземплярах составляет и подписывает акты об объёме поданного-принятого газа, в которых отражаются качество, виды и объёмы газа с ежесуточными сведениями о количестве поданного-принятого газа.
Покупатель обязуется не позднее пятого дня месяца, следующего за отчетным, подписать акты и направить их в адрес поставщика. Поставщик обязан рассмотреть представленные покупателем акты в течение 1 (одного) рабочего дня со дня их получения, и, при отсутствии возражений, подписать и возвратить один экземпляр покупателю.
По согласованию сторон возможен иной порядок предоставления актов.
В случае неподписания и (или) непредставления покупателем поставщику не позднее пятого дня месяца, следующего за отчетным, оформленных надлежащим образом актов поданного-принятого газа, количество, качество, стоимость поставленного газа считаются принятыми без разногласий по данным, отраженным в акте поставщика и подтвержденным актами транспортировки газа ГРО.
На основании актов поданного-принятого газа не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, поставщик составляет в двух экземплярах товарную накладную на отпуск газа, оформленную по форме ТОРГ-12. Покупатель обязан рассмотреть вышеуказанную документацию, оформить надлежащим образом (подписать уполномоченным лицом, в случае оформления на бумажном носителе - проставить печать) и один экземпляр возвратить в адрес поставщика. В случае неподписания и (или) непредставления покупателем поставщику оформленной надлежащим образом товарной накладной, данные, отраженные поставщиком в товарной накладной, считаются принятыми без разногласий со стороны покупателя.
Как указано сторонами, обмен актами и иными документами происходит посредством системы электронного документооборота, оператором которой является СБИС, с подписанием ЭЦП.
Управление фактически получает от поставщика пакеты платежных документов (счет, счет-фактуру, товарную накладную, акт о количестве поданного - принятого газа) за фактически принятое в предыдущем месяце количество природного газа по системе электронного документооборота не ранее 06 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В частности, платежные документы за январь 2023 года поступили в Управление по системе электронного документооборота 07.02.2023, за февраль 2023 года - 07.03.2023, за март 2023 года - 06.04.2023.
В связи с соблюдением требований пункта 22 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 N 258н "Об утверждении порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства" (далее - Приказ N 258н) минимальный срок формирования органом федерального казначейства сведений о денежных обязательствах, подлежащих оплате, регистрации заявок на кассовый расход и перечисления денежных средств составляет 8 (восемь) рабочих дней.
Поскольку по указанным причинам Управлением не могут быть соблюдены сроки оплаты, предусмотренные контрактами, последнее направило Обществу письмо от 21.04.2023 N УСД-6/2314 с просьбой о подготовке и направлении покупателю дополнительных соглашений к контрактам, которыми будут внесены соответствующие изменения в пункты 5.4.1 контрактов путем их изложения в следующей редакции: "Поставщик предоставляет покупателю счет, счет-фактуру, акт о количестве поданного - принятого газа не позднее 02-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата".
Согласно письму от 10.05.2023 N 09-08Э/5797 Общество отказалось от заключения дополнительных соглашений к контрактам, сославшись на то, что подготовка и предоставление поставщиком документов по исполнению контрактов в предложенные покупателем сроки не представляется возможным, поскольку данные о фактическом объеме потребленного покупателем газа поступают поставщику первого числа месяца, следующего за месяцем потребления газа.
Отказ Общества от заключения дополнительных соглашений к контрактам послужил основанием для обращения Управления с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа принял постановление на основании следующего.
Предложенное покупателем соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Исходя из пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
В силу пункта 2 указанной статьи, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии соответствующих условий.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным, в том числе, со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются также Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), и Порядком расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок N 294).
В силу пункта 5 Правил N 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
В пункте 28 Правил N 162 установлено, что сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
При этом пункт 5 Порядка N 294 предусматривает, что оплата природного газа государственными (муниципальными) учреждениями, казенными предприятиями осуществляется в следующем порядке: 30 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных государственными (муниципальными) учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
Следовательно, пункт 4.6 и подпункт 5.4.1 контрактов соответствуют положениям указанных нормативных актов.
Суды, проанализировав спорное соглашение в редакции истца, пришли к выводу о неправомерности заявленных требований. При этом, рассматривая вопрос об обоснованности инициирования истцом изменений в действующие контракты, суды учитывали как нормативное регулирование условий таких договоров, так и действующую редакцию контрактов.
Спор по существу судами рассмотрен правильно.
Таким образом, суды правомерно отказали Управлению в иске.
Ссылка Управления на Приказ N 258н не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку пунктом 22 Приказа N 258н как в редакции, действовавшей на момент подачи иска, так и в действующей редакции установлено, что сведения о денежных обязательствах по принятым бюджетным обязательствам формируются органами Федерального казначейства в срок, установленный для оплаты денежного обязательства в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования), за исключением случаев, указанных в абзацах третьем - седьмом настоящего пункта.
Сведения о денежных обязательствах, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются получателем средств федерального бюджета не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения денежного обязательства, в случае:
- исполнения денежного обязательства неоднократно (в том числе с учетом ранее произведенных платежей, требующих подтверждения), за исключением случаев возникновения денежного обязательства на основании казначейского обеспечения обязательств;
- подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по ранее произведенным платежам, требующим подтверждения, в том числе по платежам, требующим подтверждения, произведенным в размере 100 процентов от суммы бюджетного обязательства;
- исполнения денежного обязательства, возникшего на основании документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов, в том числе этапа), оказанной услуги (далее - документ о приемке) из единой информационной системы, одним распоряжением, сумма которого равна сумме денежного обязательства, подлежащего постановке на учет (за исключением случая возникновения денежного обязательства на основании документа о приемке по соответствующему государственному контракту, сформированного и подписанного без использования единой информационной системы, формирование Сведений о денежном обязательстве по которому осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения проверки на соответствие информации, включаемой в Сведения о денежном обязательстве, аналогичной информации в реестре контрактов);
- исполнения денежного обязательства в период, превышающий срок, установленный для оплаты денежного обязательства в соответствии с требованиями Порядка санкционирования;
- исполнения денежного обязательства, возникшего на основании акта сверки взаимных расчетов, решения суда о расторжении государственного контракта (договора), уведомления об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по истечении 30 дней со дня его размещения государственным заказчиком в реестре контрактов или реестре контрактов, содержащих государственную тайну, в рамках полностью оплаченного в отчетном финансовом году бюджетного обязательства, возникшего в соответствии с пунктами 4 и 5 графы 2 Перечня.
Согласно пункту 24 Приказа N 258н в обеих редакциях орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня со дня представления получателем средств федерального бюджета Сведений о денежном обязательстве осуществляет их проверку на соответствие информации, указанной в Сведениях о денежном обязательстве.
При формировании Сведений о денежном обязательстве с использованием единой информационной системы проверка, предусмотренная настоящим пунктом, осуществляется в единой информационной системе, в том числе автоматически.
В случае положительного результата проверки, предусмотренной настоящим пунктом, осуществляемой с использованием единой информационной системы, Сведения о денежных обязательствах и информация о положительном результате проверки в день осуществления указанной проверки направляются в систему "Электронный бюджет" для автоматической постановки на учет денежного обязательства (внесения в него изменений).
В соответствии с пунктом 25 Приказа N 258н в случае положительного результата проверки Сведений о денежном обязательстве орган Федерального казначейства присваивает учетный номер денежному обязательству (вносит в него изменения) и в день постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в денежное обязательство) направляет получателю средств федерального бюджета извещение о постановке на учет (изменении) денежного обязательства в органе Федерального казначейства.
Управлением в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, что соблюдение требований Приказа N 258н не позволяет производить оплату по контракту в соответствующие сроки.
Иные возражения, приводимые заявителем в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов и отклонены с подробным изложением причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов. Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А43-16619/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Судебного департамента в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Управления на Приказ N 258н не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку пунктом 22 Приказа N 258н как в редакции, действовавшей на момент подачи иска, так и в действующей редакции установлено, что сведения о денежных обязательствах по принятым бюджетным обязательствам формируются органами Федерального казначейства в срок, установленный для оплаты денежного обязательства в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования), за исключением случаев, указанных в абзацах третьем - седьмом настоящего пункта.
...
Согласно пункту 24 Приказа N 258н в обеих редакциях орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня со дня представления получателем средств федерального бюджета Сведений о денежном обязательстве осуществляет их проверку на соответствие информации, указанной в Сведениях о денежном обязательстве.
...
В соответствии с пунктом 25 Приказа N 258н в случае положительного результата проверки Сведений о денежном обязательстве орган Федерального казначейства присваивает учетный номер денежному обязательству (вносит в него изменения) и в день постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в денежное обязательство) направляет получателю средств федерального бюджета извещение о постановке на учет (изменении) денежного обязательства в органе Федерального казначейства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июля 2024 г. N Ф01-1761/24 по делу N А43-16619/2023