Нижний Новгород |
|
05 июля 2024 г. |
Дело N А43-21404/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителя
от истца: Сыровой Л.А. (доверенность от 27.06.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024
по делу N А43-21404/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фитофарм-НН"
(ОГРН: 1025203562097, ИНН: 5261035060)
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
(ОГРН: 1095260008172, ИНН: 5260258667)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фитофарм-НН" (далее - ООО "Фитофарм-НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Теруправление, уполномоченный орган) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12, расположенного по адресу Нижегородская область, город Нижний Новгород, Приокский район, улица Кащенко, дом 9, об обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи на условиях, предложенных истцом 02.06.2023 в протоколе разногласий к договору купли-продажи.
Иск основан на статьях 1, 421, 422, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивирован, в том числе тем, что Общество имеет право на приватизацию спорного земельного участка по цене, равной кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.11.2013.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда 17.01.2024, удовлетворил иск: урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12, установил цену земельного участка в размере 16 090 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Кассатор настаивает, что с учетом подпункта 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279, выкупная стоимость участка должна определяться на основании кадастровой стоимостью спорного участка, установленной на дату обращения Общества к уполномоченному органу - 13.01.2021.
Общество в лице уполномоченного представителя возражало относительно удовлетворения жалобы, поддержало отзыв, в котором просило отказать уполномоченному органу в удовлетворении жалобы, оставить в силе обжалованные судебные акты.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Общество является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0080166:41; 52:18:0080166:42; 52:18:0080166:44; 52:18:0080166:45; 52:18:0080166:46; 52:18:0080166:101; 52:18:0080166:103, которые расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12 площадью 12 700 квадратных метров (категория земель - земли населенных пунктов) по адресу Нижегородская область, город Нижний Новгород, Приокский район, улица Кащенко, дом 9, с видом разрешенного использования - "под производственный комплекс фармацевтической фабрики".
Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080166:12 относится к федеральной собственности и принадлежит истцу на праве аренды на основании договора аренды N 11570/08 от 28.09.2004.
Общество, как собственник находящихся на земельном участке зданий, воспользовалось преимущественным правом на его приобретение в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "Фитофарм-НН" 31.12.2020 по почте направило в порядке статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации Теруправлению заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Уполномоченный орган письмом от 10.02.2021 52-9-07/798 отказал Обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12.
Отказ Теруправления в заключении договора купли-продажи обжалован Обществом в рамках дела N А43-8097/2021 и признан судом незаконным.
При согласовании условий договора купли-продажи земельного участка между сторонами возник преддоговорной спор, который стал предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Изучив материалы дела, оценив жалобу, письменный отзыв, а также заслушав представителя Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если заключение договора обязательно для стороны, направившей проект договора, и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту, эта сторона обязана в течение 30 дней со дня получения протокола известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 этого кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В настоящем деле разногласия сторон возникли по вопросу определения выкупной стоимости земельного участка в зависимости от кадастровой стоимости на дату обращения с заявлением о приватизации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 (далее - Правила).
Исходя из пунктов 2 - 4 Правил, по общему правилу, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
При этом в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного его Президиумом 27.12.2017, сформулирована следующая правовая позиция.
Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю. Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
В статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.
Суды верно исходили из того, что на момент обращения Общества с заявлением о выкупе (31.12.2020) кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12 составляла 16 090 000 рублей.
Законных оснований для применения кадастровой стоимости в размере 25 262 586 рублей, действующей по состоянию на 13.01.2021, в данном случае не имеется.
ООО "Фитофарм-НН" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12 без проведения торгов 31.12.2020 (опись почтового отправления с штампом Почты России, список внутренних почтовых отправлений с отметкой Почты России, где проставлена соответствующая дата).
Факт обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов посредством почтового отправления 31.12.2020 подтвержден решением Нижегородского областного суда от 22.09.2021 по делу N 3а-185/2021 и судебными актами арбитражных судов по делу N А43-8097/2021 (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды нижестоящих инстанций обоснованно приняли во внимание, что с момента подачи заявления, а не с даты его поступления в уполномоченный орган, между сторонами возникают правоотношения по выкупу земельного участка, и с этого момента у уполномоченного органа возникают обязанности, предусмотренные законом.
Заявление считается поданным с даты, указанной на почтовом отправлении.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080166:12 по состоянию на 31.12.2020 составляла 16 090 000 рублей (решение Нижегородского областного суда от 22.09.2021 по делу N 3а-185/2021, выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ-001/2022-15751432 от 04.02.2022).
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат пункту 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного его Президиумом 27.12.2017, в силу чего подлежат отклонению.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу Теруправлением кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А43-21404/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю. Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
В статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
...
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат пункту 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного его Президиумом 27.12.2017, в силу чего подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2024 г. N Ф01-1919/24 по делу N А43-21404/2023