Нижний Новгород |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А17-92/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А17-92/2023
по иску акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" (ОГРН: 1048600005728, ИНН: 8601023568)
к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (ОГРН: 1023700561829, ИНН: 3728012825) и обществу с ограниченной ответственностью "Независимая строительная компания" (ОГРН: 1163702052128, ИНН: 3702129265),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Ивановской области (ОГРН: 1033700051835, ИНН: 3729017960), Юрина Юлия Алексеевна,
о взыскании ущерба
и установил:
акционерное общество "Группа страховых компаний "Югория" (далее - АО "ГСК "Югория") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Независимая строительная компания" (далее - ООО "НСК") о взыскании 197 642 рублей возмещения ущерба.
Исковое требование основано на статьях 15, 387, 965, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано необходимостью возмещения в порядке суброгации ущерба, причиненного в результате повреждения застрахованного имущества - транспортного средства Шкода Октавия, г/н М444НЕ37, в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) 27.03.2021, а именно попадания автомобиля в выбоину на дороге вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязательств по содержанию автодороги Иваново-Родники 34 км + 600 м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ивановской области, Юрина Юлия Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024, в удовлетворении иска к ООО "НСК" отказано, иск к Департаменту удовлетворен.
Не согласившись с решением и постановлением, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, нормами действующего законодательства не предусмотрено, что заказчик несет ответственность перед третьими лицами за содержание имущества, в том числе за действия контрагентов; что подрядчик отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение исключительно перед заказчиком; государственный контракт между Департаментом и ООО "НСК" допускает возложение на подрядчика имущественной ответственности за последствия ДТП, произошедших по причине неудовлетворительных дорожных условий, возникших вследствие нарушений подрядчиком при производстве работ на объекте.
Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Суд округа удовлетворил ходатайство Департамента о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего. Как видно из документов и установил суд, 17.03.2021 на 34 км + 600 м автодороги Иваново - Родники произошло ДТП - автомобиль Шкода Октавия, государственный регистрационный номер М444НЕ37 (далее - автомобиль) под управлением Юриной Ю.А. совершил наезд на препятствие (выбоину на проезжей части), в результате чего получил механические повреждения - переднее правое колесо в сборе, лобовое стекло.
Состава административного правонарушениях в действиях Юриной Ю.А. в указанном ДТП не выявлено.
На момент ДТП автомобиль был застрахован Юриной Ю.А. (страхователь) по договору добровольного страхования с АО "ГСК "Югория" (страховщик), о чем выдан страховой полис от 27.03.2020 N 93/20-04(7-2)-0921363.
АО "ГСК "Югория" признало произошедшее ДТП страховым случаем, сумма страхового возмещения составила 197 642 рубля.
Полагая, что Департамент и ООО "НСК" являются лицами, на которых возложена обязанность по содержанию участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
При суброгации происходит перемена лица в обязательстве на основании закона (статья 387 ГК РФ), поэтому перешедшее к страховщику право осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включившего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу, что причиной ДТП 17.03.2021, в результате которого был причинен ущерб спорному транспортному средству, явилось наличие на дороге ямы (выбоины) размером, превышающим предельно допустимое значение. Данный вывод суда Департаментом не оспаривается.
Заявитель жалобы считает, что в данном случае не имеется оснований для возложения имущественной ответственности на Департамент, поскольку по условиям государственного контракта лицом, обязанным содержать автомобильные дороги, является ООО "НСК".
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Частью 2 статьи 15 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что участок дороги Иваново-Родники, на котором произошло ДТП, включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области, находится в собственности Ивановской области и закреплен на праве оперативного управления за Департаментом.
Согласно пунктам 2.5, 2.6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2014 N 562-п задачам Департамента являются: оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области и сооружений на них, являющихся собственностью Ивановской области, а также имуществом, необходимым для их функционирования; повышение их транспортно-эксплуатационного состояния, пропускной способности и благоустройства, создание условий для безопасного и бесперебойного движения по ним транспортных средств, а также обеспечение осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Во исполнение возложенных полномочий Департаментом (заказчиком) и ООО "НСК" (подрядчиком) заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в районах Ивановской области регионального и межмуниципального значения и сооружений на них.
Пунктом 2.1.7 контракта установлена обязанность подрядчика обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспортных средств на обслуживаемой сети автодорог. Осуществлять осмотр на обслуживаемой сети автодорог. В случае выявления недостатков, влияющих на безопасное движение транспортных средств, оперативно их устранять и уведомлять заказчика.
Пунктом 7.10 контракта предусмотрена гражданско-правовая, административная, иная юридическая ответственность подрядчика за последствия дорожно-транспортных и иных происшествий, произошедших по причине неудовлетворительных дорожных условий, возникших вследствие нарушений подрядчиком при производстве работ на объекте действующего законодательства, условий контракта, в том числе требований нормативно-технических документов и правовых актов, указанных в Приложении N 1 контракта, (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине участников дорожного движения), в том числе отвечает перед третьими лицами - за причиненный им вред (материальный, моральный, вред здоровью).
В то же время, приведенные положения контракта не свидетельствуют о наличии оснований для возложения на подрядчика имущественной ответственности за последствия ДТП.
ООО "НСК", являясь подрядчиком по заключенному с Департаментом государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в районах Ивановской области регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, обязано лишь выполнять работы, обеспечивающих надлежащее содержание автомобильных дорог, а поэтому с учетом изложенного не может отвечать за причиненный ущерб в рамках данного спора.
Таким образом, судебные инстанции правомерно сочли, что ответственным лицом, в обязанности которого входит содержание спорной автодороги, осуществление контроля за ее состоянием и устранение дефектов, в частности, в месте совершения дорожно-транспортного происшествия от 17.03.2021, является Департамент.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном понимании действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела и не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А17-92/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Частью 2 статьи 15 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июля 2024 г. N Ф01-2360/24 по делу N А17-92/2023