Нижний Новгород |
|
15 июля 2024 г. |
Дело N А39-5014/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 15.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителей
от истца: Марковой Е.В. (доверенность от 29.09.2023),
от ответчика: Кузнецовой С.В. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023
по делу N А39-5014/2023
по иску Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН: 1022101136507, ИНН: 2128015438)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
(ОГРН: 1091326001502, ИНН: 1326211305)
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
общество с ограниченной ответственностью "Анкор",
и установил:
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, Теруправление) об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:020705:1216 площадью 2706 квадратных метров, расположенного по адресу Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Пристанционная, дом 3, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, со множественностью лиц на стороне арендатора.
Иск предъявлен на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивирован обязанностью ответчика, как собственника объекта недвижимости, заключить договор аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации федерального недвижимого имущества.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), общество с ограниченной ответственностью "Анкор" (далее - ООО "Анкор").
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 29.09.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда 19.12.2023, удовлетворил иск Министерства.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просило отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Кассатор настаивает, что в рассмотренном споре не подлежат применению пункты 1, 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и не имеется правовых оснований для возложения на МТУ Росимущества обязанности по заключению договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора, так как объект недвижимости не закреплен за ответчиком на вещном праве. Полномочия собственника в отношении нежилого помещения Управление осуществляет на основании пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом", пункта 3 статьи 214, статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации; статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не может применяться в отношении имущества, относящегося к публичной собственности, в связи с чем у Российской Федерации в лице МТУ Росимущества не возникает обязанность заключить спорный договор.
Теруправление в ходатайстве просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
В судебном заседании по правилам статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 22.04.2024.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 09 часов 15 минут 21.05.2024.
Суд округа определением от 21.05.2024 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену в составе суда в связи с нахождением в очередном отпуске судьи Павлова В.Ю. на судью Голубеву О.Н.
На основании пункта 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 04.06.2024.
Суд округа признал обязательной явку в судебное заседание представителей сторон.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 10 часов 15 минут 02.07.2024, после чего был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 11.07.2024.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителей сторон, окружной суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как видно из документов и установили суды, Министерство осуществляет права собственника в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, общей площадью 2706 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:020705:1216, расположенного по адресу Чувашская Республика, город Чебоксары, Пристанционная, дом 3, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий и сооружений.
На участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 21:01:020705:118, тип - здание, этажность - 4, год постройки 1987, площадью 1865,3 квадратного метра.
Истец представил выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 12.05.2023, согласно которым в указанном здании расположены объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером 21:01:020706:267, площадью 1609,7 квадратного метра, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 3, подвал, принадлежащее с 14.03.2022 на праве собственности ООО "Анкор", номер государственной регистрации 21:01:020706:267-21/042/2022-18; нежилое помещение с кадастровым номером 21:01:020706:978, площадью 227,1 квадратного метра, этаж - подвал, собственником которого является Российская Федерация, номер государственной регистрации 21-21/001-21/001/027/2015-6120/1 от 09.12.2015.
ООО "Анкор" 13.09.2022 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка, из земель населенных пунктов общей площадью 2706 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:020705:1216, расположенного по адресу Чувашская Республика, город Чебоксары, Пристанционная, дом 3, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий и гаражей.
Распоряжением Министерства от 27.09.2022 N 634-р земельный участок из земель населённых пунктов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, площадью 2706 квадратных метров, с кадастровым номером 21:01:020705:1216, расположенный по адресу Чувашская Республика, город Чебоксары, Пристанционная, дом 3, предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора ООО "Анкор" и ответчику на срок до 01.09.2042 на основании статей 39.6, 39.8 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Распоряжение).
На основании Распоряжения Министерство и ООО "Анкор" заключили договор от 10.10.2022 N 1527 аренды участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 2706 квадратных метров, с кадастровым номером 21:01:020705:1216, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, Пристанционная, дом 3, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий и гаражей (пункт 1.1 договора).
Поскольку собственником нежилого помещения с кадастровым номером 21:01:020705:978, площадью 227,10 квадратного метра является Российская Федерация, в адрес ответчика направлялся проект договора аренды на срок с 27.09.2022 до 01.09.2042.
Министерство письмами от 04.10.2022 N 25/05-15590 и от 14.12.2022 N 25/12-19783 дополнительно направило МТУ Росимущества уведомление о необходимости заключения договора аренды спорного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора.
МТУ Росимущества письмами от 07.11.2022 N 13-ИВ/15058 и 30.12.2022 N 13-ИВ/18260 сообщило, что помещение с кадастровым номером 21:01:020705:978 включено в состав имущества казны Российской Федерации и не закреплено за территориальным органом на каком-либо вещном праве, положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не применимы в отношении зданий, сооружений, помещений, находящихся в публичной собственности.
Отказ лица, осуществляющего полномочия собственника недвижимого имущества, от заключения договора аренды земельного участка послужил Министерству основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Суды первой и апелляционной инстанции, сославшись на статьи 16 - 19, 35, 39.20 (пункт 3) Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" удовлетворили иск.
Суды установили, что здание, расположенное на спорном земельном участке, являлось собственностью субъекта Российской Федерации, в связи с чем право государственной собственности на спорный земельный участок было разграничено в пользу Чувашской Республики. При этом в здании располагается два помещения, одно из которых (с кадастровым номером 21:01:020706:267, площадью 1609,7 квадратного метра) принадлежит ООО "Анкор", второе (с кадастровым номером 21:01:020706:978, площадью 227,10 квадратного метра) - Российской Федерации. Указанные обстоятельства послужили судам нижестоящих инстанций основанием для вывода о наличии правовых оснований для возложения на МТУ Росимущества обязанности заключить договор аренды в отношении спорного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора.
Между тем, суды не учли следующее.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с данным кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
По правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункты 2, 3).
В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 указанной статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды (пункт 7).
Из буквального содержания указанных правовых норм следует, что требование о понуждении к заключению договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора может быть заявлено уполномоченным органом к собственнику объекта недвижимости, расположенного на неделимом земельном участке.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для разрешение спора являлось установление права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из пояснений сторон следует, что помещение с кадастровым номером 21:01:020706:978 является защитным сооружением гражданской обороны.
С октября 2022 года в Российской Федерации начата процедура разграничения государственной собственности в отношении объектов гражданской обороны.
Приказом Росимущества от 12.10.2022 N 227 во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2022 N пр-1918, территориальным органам Росимущества поручено обеспечить совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ формирование перечней ЗС ГО необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ полномочий в сфере защиты населения и подлежащих оформлению в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе, ЗС ГО, которые должны находиться в федеральной собственности с указанием целевой функции данных ЗС ГО.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 11.10.2022 года по вопросам оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить государственную регистрацию права собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны, включенные в перечень подлежащих оформлению в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в срок до 26.10.2023 года.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2023 следует, что нежилое помещение с кадастровым номером 21:01:020706:978, площадью 227,10 квадратного метра, этаж - подвал, расположенное по адресу Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, улица Пристанционная, дом 3, помещение 1, перешло в собственность муниципального образования "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" (далее - муниципальное образование) (дата регистрации - 18.09.2023) и передано муниципальному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары" в оперативное управление 18.09.2023.
Суд округа отмечает, что резолютивная часть решения суда первой инстанции по настоящему делу вынесена 25.09.2023.
На момент принятия решения суд первой инстанции не обладал актуальной выпиской из ЕГРП в отношении защитного сооружения гражданской обороны, в нарушение статей 133, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поставил данный вопрос на обсуждение сторон, что привело к неправильному применению статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и принятию незаконного судебного акта.
Суд апелляционной инстанции данное обстоятельство не устранил.
Учитывая, что нежилое помещение с кадастровым номером 21:01:020706:978, площадью 227,10 квадратного метра, на момент разрешения спора по существу не являлось собственностью Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения иска, предъявленного к Теруправлению, у судов нижестоящих инстанций не имелось, что в силу части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалованных судебных актов.
В абзаце пятом пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что если допущенные нарушения могут быть устранены в суде кассационной инстанции, то в целях рассмотрения дела в разумный срок, не передавая его на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 названного кодекса.
Суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признает необходимым принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании Теруправления заключить договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:020705:1216 площадью 2706 квадратных метров, расположенного по адресу Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Пристанционная, дом 3, со множественностью лиц на стороне арендатора.
По правилам статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при необходимости Арбитражному суду Республики Мордовии следует рассмотреть вопрос о повороте исполнения отмененных судебных актов.
Вопрос о распределении между участниками процесса государственной пошлины судом округа не рассматривался по причине освобождения последних от ее уплаты в доход бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1, 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А39-5014/2023 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
...
На момент принятия решения суд первой инстанции не обладал актуальной выпиской из ЕГРП в отношении защитного сооружения гражданской обороны, в нарушение статей 133, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поставил данный вопрос на обсуждение сторон, что привело к неправильному применению статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и принятию незаконного судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июля 2024 г. N Ф01-766/24 по делу N А39-5014/2023