Нижний Новгород |
|
17 июля 2024 г. |
Дело N А39-7233/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Шерстобитова Е.Н. (доверенность от 08.09.2023),
Ионова С.А. (доверенность от 08.09.2023),
от заинтересованного лица: Егоровой Е.А. (доверенность от 19.09.2023),
Варламовой О.А. (доверенность от 18.09.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024
по делу N А39-7233/2023 Арбитражного суда Республики Мордовия,
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (ИНН 1326043499, ОГРН 1021300973275)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 12.05.2023 по делу N 013/10/18.1-279/2023,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -общество с ограниченной ответственностью комплексная система безопасности "УралЗащита-Екатеринбург", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер",
и установил:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, антимонопольный орган) от 12.05.2023 по делу N 013/10/18.1-279/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью комплексная система безопасности "УралЗащита-Екатеринбург" (далее - Общество), общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Решением суда от 20.12.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправильно истолковал пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 2) и часть 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и неправильно применили нормы материального права. Управление не представило доказательств нарушения Учреждением законных прав и интересов Общества.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и представители в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Мордовия.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Учреждение разместило извещение N 32312298321 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку средств индивидуальной защиты. Начальная цена составила 896 900 рублей. Победителем признан участник N 2 - общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", предложивший наименьшую цену закупки.
Общество обратилось в Управление с жалобой на действия Учреждения.
Решением Управления от 17.05.2023 N 013/10/18.1-279/2023 жалоба Общества признана обоснованной, Учреждение признано нарушившим требования части 27 статьи 3.4 Закона о закупках, части 23 раздела 6 Положения о закупках от 19.05.2022, пункта 24 извещения о закупке.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 3, частью 27 статьи 3.4, частью 1 статьи 17 Закона о закупках, статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 45 Постановление Пленума N 2 и частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках, отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении заявления Учреждения отказал.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В целях обеспечения гарантий лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела в главе 9 Закона о защите конкуренции установлены правила рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (или процедура - порядок, последовательность совершения антимонопольным органом действий, необходимых для принятия соответствующего акта).
В пункте 45 Постановления Пленума N 2 разъяснено, что при возникновении споров, разрешение которых требует оценки соблюдения антимонопольными органами установленной компетенции и порядка реализации полномочий, судам необходимо принимать во внимание, при выполнении каких функций и во исполнение каких требований законодательства антимонопольным органом приняты соответствующие акты.
Так, рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, по общему правилу, осуществляется антимонопольным органом в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции. Иной порядок рассмотрения дел может быть прямо предусмотрен законом.
В ситуациях, когда Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы реализуют контрольно-надзорные функции в иных сферах правового регулирования, правила реализации полномочий, установленные Законом о защите конкуренции, не применяются, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Например, порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 9 Закона о защите конкуренции, не применяется при нарушении положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках за исключением случаев, когда имеются признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Иное прямо предусмотрено в отношении жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении по правилам Закона о закупках конкурентных закупок, которые в силу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат рассмотрению в установленном данной нормой порядке, но по основаниям, установленным частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Несоблюдение определенного законом порядка реализации полномочий антимонопольным органом может являться основанием для признания недействительными соответствующих актов антимонопольного органа, если это привело или могло привести к нарушению прав и законных интересов соответствующего лица.
Таким образом, антимонопольным органам следует осуществлять предоставленные им полномочия сообразно Закону и приведенным разъяснениям.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Приведенными нормами регламентирован порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определены основания осуществления антимонопольного контроля за торгами.
Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 данной статьи действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется только в тех случаях, которые перечислены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, в частности, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
Из системного толкования приведенных норм следует, что участник закупки вправе обжаловать действия (бездействия) заказчика в случае неразмещения в единой информационной системе информации, подлежащей размещению в соответствии с Законом о закупках, при этом нарушение прав участника закупки неразмещением информации, подлежащей размещению, презюмируется.
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В главе 9 Закона о защите конкуренции, а именно в части 1 статьи 39, указано, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 этой статьи основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе: заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение не разместило на электронной площадке и в единой информационной системе итоговый протокол по спорной закупке, следовательно, Управление обоснованно признало Учреждение нарушившим требования части 27 статьи 3.4 Закона о закупках, части 23 раздела 6 Положения о закупках от 19.05.2022, пункта 24 извещения о закупке.
В соответствии с частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно извещению N 32312298321 о проведении открытого запроса котировок дата подведения итогов - 26.04.2023, протокол рассмотрения заявок размещен 25.04.2023.
Для признания жалобы, поданной в порядке части 10 статьи 3 Закона о закупках, обоснованной, не требуется установление фактов недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неразмещение в информационной системе итогового протокола нарушает права участников закупки.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А39-7233/2023 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В главе 9 Закона о защите конкуренции, а именно в части 1 статьи 39, указано, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
...
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение не разместило на электронной площадке и в единой информационной системе итоговый протокол по спорной закупке, следовательно, Управление обоснованно признало Учреждение нарушившим требования части 27 статьи 3.4 Закона о закупках, части 23 раздела 6 Положения о закупках от 19.05.2022, пункта 24 извещения о закупке.
В соответствии с частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.
...
Для признания жалобы, поданной в порядке части 10 статьи 3 Закона о закупках, обоснованной, не требуется установление фактов недопущения, ограничения или устранения конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2024 г. N Ф01-3025/24 по делу N А39-7233/2023