Нижний Новгород |
|
18 июля 2024 г. |
Дело N А43-12032/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от истца: Алексеенко Н.А. (доверенность от 02.02.2023),
от ответчика: Кучина А.В. (доверенность от 21.11.2023),
от третьего лица - Центрального Банка Российской Федерации:
Семеновой М.В. (доверенность от 19.12.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РУБИКОН"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024
по делу N А43-12032/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РУБИКОН"
(ОГРН: 1225600007335, ИНН: 5643023035)
к публичному акционерному обществу Банк "Финансовая корпорация Открытие"
(ОГРН: 1027739019208, ИНН: 7706092528),
о признании незаконными и отмене действий по применению ограничительных мер,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "РУБИКОН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу банку "Финансовая корпорация Открытие" (далее - Банк) о признании незаконными и отмене примененных ПАО Банк "ФК Открытие" мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
Решением от 29.11.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск в полном объеме.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.04.2024 отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска Общества.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил пункт 2 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ и не применил пункт 3 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ. Законом не предусмотрена обязанность Общества оспаривать решение межведомственной комиссии ЦБ РФ от 14.04.2023. Факт отсутствия обжалования решения комиссии не может являться самостоятельным основанием для отказа в иске.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Банк, Центральный банк Российской Федерации в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заявления о присоединении, Банк и Общество заключили договор комплексного банковского обслуживания, частью которого являются Условия дистанционного банковского обслуживания с использованием системы "БИЗНЕС ПОРТАЛ". В Банке открыт счет N 40702810802090002055.
В ходе обслуживания клиента установлены факты транзитного движения денежных средств. По расчетному счету клиента совершались операции по зачислению денежных средств от юридических лиц за утеплитель (минплита) с последующим, в течение короткого периода времени, перечислением на счет контрагента ООО "БЭНО" за сельхозпродукцию. Клиент осуществлял операции, вероятной целью которых могло являться занижение размера НДС: операции по зачислению денежных средств совершались с выделением НДС 20%, а последующее списание денежных средств в пользу контрагентов осуществлялось с выделением НДС 10%. При этом расходные операции, связанные с ведением реальной хозяйственной деятельности (выплата/перечисление заработной платы, аренда, транспортные расходы, офисные расходы и т.п.) операции по перечислению обязательных платежей в бюджет, по счету клиента не проводились.
Указанные операции соответствовали признакам подозрительных операций, в том числе кодам 1414,1425,1426 Приложения к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Банк 12.08.2022 уведомил Общество об отнесении его к группе высокого уровня риска совершения подозрительных операций и применении Банком мер на основании пункта 5 статьи 7.7. Закона 115-ФЗ, а именно: не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, а также операции с иным имуществом; не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев абзацами седьмым и десятым пункта 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ; прекращает обеспечение возможности использования электронного средства платежа, в том числе возможности использования систем дистанционного банковского обслуживания.
Полагая, что основания для применения к Обществу мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ отсутствуют, так как денежные платежи истец совершал исключительно в рамках заключенных хозяйственных договоров с иными юридическими лицами, в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ истец обратился с жалобой в Межведомственную комиссию ЦБ РФ. По результатам рассмотрения данного обращения 14.04.2023 Межведомственной комиссией принято решение о наличии оснований для применения к истцу мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ.
Общество обратилось в суд с иском о признании незаконными и отмене действий по применению ограничительных мер.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310, 845, 858, 848 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 7, 7.6, 7.7 Закона N 115-ФЗ, 115-ФЗ, статьями 9.1, 73.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ), Положениями Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положения Банка N 375-П), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к Обществу мер в виде ограничения распоряжения расчетным счетом с использованием системы ДБО и удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь теми же нормами, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (пункт 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное (статья 848 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Банк не может произвольно ограничивать клиента в распоряжении им своим расчетным счетом. Действия банка по ограничению клиента на распоряжение своим счетом должны быть мотивированны и обоснованны. При этом основания для ограничения в отношении расчетного счета могут быть установлены договором и (или) специальными законами.
Закон N 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
Порядок осуществления кредитной организацией контроля за проведением банковских операций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, установлен, в частности, в пункте 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ), согласно которому в случае, если у работников кредитной организации на основании реализации правил внутреннего контроля (далее - ПВК) возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным в статье 6 Закона N 115-ФЗ.
Согласно подпункту 3.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов оценивать степень (уровень) риска совершения ими подозрительных операций, в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов (услуг), предоставляемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и относить каждого клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций. Кредитная организация обязана относить каждого клиента к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от следующих степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций: низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.
Порядок организации и порядок осуществления внутреннего контроля кредитными организациями с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций устанавливаются кредитными организациями в правилах внутреннего контроля.
Для целей квалификации операций в качестве сомнительных кредитные организации используют признаки, указанные в Положении N 375-П.
Указанный в положении N 375-П перечень не является исчерпывающим, и кредитные организации вправе дополнить его критериями выявления и признаками необычных сделок исходя из особенностей своей деятельности и деятельности своих клиентов, в том числе путем включения признаков операций, указанных в иных письмах Банка России, уполномоченного органа, иных надзорных органов, организаций.
Согласно статье 9.1 Закона N 115-ФЗ при осуществлении оценки степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, Банк России относит каждое такое юридическое лицо (каждого такого индивидуального предпринимателя) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от следующих степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций: 1) низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; 2) средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; 3) высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.
В соответствии со статьей 7.6 Закона N 115-ФЗ Центральный банк Российской Федерации доводит информацию об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии со статьей 73.1 Закона о Банке России в сроки и объеме, которые установлены Центральным банком Российской Федерации, в форматах, размещенных Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в сети Интернет, а до уполномоченного органа в порядке, сроки, объеме и форматах, которые предусмотрены соглашением, заключенным между Центральным банком Российской Федерации и уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ установлены определенные обязанности для кредитной организации, использующей информацию Банка России в отношении клиента - юридического лица, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством России и отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций: не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 указанной статьи, а также операции с иным имуществом; не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 указанной статьи; прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Согласно пункту 7 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация, использующая информацию Банка России, предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ в отношении клиента - юридического лица, который отнесен кредитной организацией в соответствии с правилами внутреннего контроля и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, не вправе изменить указанную степень (уровень) риска совершения подозрительных операций такому клиенту, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество 11.08.2022 отнесено Банком России к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, о чем был извещен истец 12.08.2022. Уведомлен Банком об отнесении его к группе высокого уровня риска совершения подозрительных операций и применении Банком мер на основании пункта 5 статьи 7.7 Закона 115-ФЗ.
Истец обратился с жалобой в Межведомственную комиссию ЦБ РФ. Комиссией 14.04.2023 принято решение о наличии оснований для применения к истцу мер.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, установив, что истец отнесен к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций и меры применены на основании требования пункта 5 статьи 7.7 ФЗ N 115-ФЗ, правомерно отказал в удовлетворении иска.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А43-12032/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУБИКОН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для целей квалификации операций в качестве сомнительных кредитные организации используют признаки, указанные в Положении N 375-П.
Указанный в положении N 375-П перечень не является исчерпывающим, и кредитные организации вправе дополнить его критериями выявления и признаками необычных сделок исходя из особенностей своей деятельности и деятельности своих клиентов, в том числе путем включения признаков операций, указанных в иных письмах Банка России, уполномоченного органа, иных надзорных органов, организаций.
...
В соответствии со статьей 7.6 Закона N 115-ФЗ Центральный банк Российской Федерации доводит информацию об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии со статьей 73.1 Закона о Банке России в сроки и объеме, которые установлены Центральным банком Российской Федерации, в форматах, размещенных Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в сети Интернет, а до уполномоченного органа в порядке, сроки, объеме и форматах, которые предусмотрены соглашением, заключенным между Центральным банком Российской Федерации и уполномоченным органом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2024 г. N Ф01-2987/24 по делу N А43-12032/2023