Нижний Новгород |
|
18 июля 2024 г. |
Дело N А38-5415/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства государственного имущества Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.12.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024
по делу N А38-5415/2022
по иску Российской Федерации в лице
Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
(ИНН: 1326211305, ОГРН: 1091326001502)
к Республике Марий Эл в лице
Министерства государственного имуществе Республики Марий Эл
(ИНН: 1200001726, ОГРН: 1021200780512)
об обязании принять федеральное имущество в республиканскую собственность,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
муниципальное образование "Азановское сельское поселение" Республики Марий Эл в лице администрации, муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Газовые сети" и общество с ограниченной ответственностью
"Газпром газораспределение Йошкар-Ола",
и установил:
Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Республики Марий Эл в лице Министерства государственного имуществе Республики Марий Эл (далее - Министерство) принять в собственность Республики Марий Эл:
- газопровод надземный Д-40 1987 года постройки протяженностью 16,8 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново, ул. Советская;
- газопровод подземный Д-57 1987 года постройки протяженностью 196,8 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново, ул. Советская;
- газопровод надземный Д-76 1987 года постройки протяженностью 129,1 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново, ул. Лесная;
- газопровод надземный Д-40 1990 года постройки протяженностью 129,1 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново, ул. Лесная;
- газопровод надземный Д-32 1983 года постройки протяженностью 96,9 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново;
- газопровод надземный Д-57 1996 года постройки протяженностью 3 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Нердашево;
- газопровод надземный Д-57 1986 года постройки протяженностью 23,5 метра, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Водопроводная, д. 100.
Исковое требование основано части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) и мотивированы тем, что ответчик обязан принять объекты инженерной инфраструктуры в республиканскую собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Азановское сельское поселение" Республики Марий Эл в лице администрации (далее - Администрация), муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет), государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Газовые сети" (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" (далее - Общество).
Арбитражного суда Республике Марий Эл решением от 07.12.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024, удовлетворил заявленное требование, обязав Министерство принять спорные объекты в республиканскую собственность.
Не согласившись с названными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на то, что пять из семи предлагаемых для передачи газопроводов не участвуют в газоснабжении населения, не относятся к региональной системе газоснабжения, являются транзитными, не индивидуализированы, а потому у ответчика не возникло обязанности по их принятию в республиканскую собственность. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Окружной суд удовлетворил ходатайство истца о проведении судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрены в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, а также заслушав представителя истца, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, на основании распоряжения территориального управления Министерства от 16.12.2004 N 343 осуществлена приватизация федерального государственного унитарного предприятия "Племенной завод "Азановский" путем его преобразования в открытое акционерное общество "Племенной завод "Азановский", утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, с указанием на их передачу в собственность Республики Марий Эл, к числу которых отнесены:
- газопровод подземный Д-57 1987 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново, ул. Советская;
- газопровод надземный Д-40 1987 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново, ул. Советская;
- газопровод надземный Д-76 1987 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново;
- газопровод надземный Д-108 1982 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново;
- газопровод надземный Д-321983 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново;
- газопровод надземный Д-40 1990 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Азаново;
- газопровод надземный Д-57 1996 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Нердашево;
- газопровод надземный Д-57 1986 года постройки, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Водопроводная, д. 100.
Указанные сооружения в установленном порядке на кадастровый учет не поставлены, 30.11.2012 учтены в реестре федерального имущества.
Теруправлением в адрес Министерства 28.06.2022 и 08.09.2022 направлялись письма с предложением принять в собственность республики указанные сооружения.
В ответ на полученные предложения Министерство выразило согласие на принятие сооружений, но при условии предоставления информации о конечных потребителях объектов газораспределения, техническом состоянии сооружений, постановке объектов на государственный кадастровый учет.
Полагая, что Министерство неправомерно уклоняется от приятия спорных объектов в республиканскую собственность, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, и является основанием возникновения права собственности на имущество.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2023 в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", согласно пункту 169 статьи 44 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса создания условий для развития газификации и участия в организации газоснабжения граждан.
Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительномонтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса не только на объектах жилищно-коммунального хозяйства, но и на промышленных, а также иных объектах (статья 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В субъектах Российской Федерации создается региональная система газоснабжения, которая представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независимый от Единой системы газоснабжения и находящийся в собственности 7 организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 7 Закона N 69-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374. К числу таких документов относятся среди прочих выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества, 7 а в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости - копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно; документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости).
Принадлежность спорных газопроводов Российской Федерации подтверждается выписками из реестра федерального имущества, распоряжением об условиях приватизации ФГУП "Племенной завод "Азановский" N 343 от 16.12.2004, строительными паспортами.
При этом право собственности Российской Федерации на объекты недвижимости возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому признается юридически действительными в отсутствие его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В ходе рассмотрения дела представителями лиц, участвующих в деле, осуществлен осмотр спорных сооружений, в том числе с использованием спутникового геодезического прибора (модель Hiper_vr серийный номер 1516-10156), результаты которого отражены в актах, из содержания которых усматривается, что спорные объекты необходимы Республике Марий Эл в лице уполномоченных государственных органов для решения вопросов создания условий для развития газификации, исходя из понятия приведенного в статье 2 Закона N 69-ФЗ.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и обязании Министерства принять в республиканскую собственность спорное имущество.
Отсутствие волеизъявления ответчика на принятие объекта в республиканскую собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы оценены судом округа и признаны несостоятельными, так как не исключают передачу в собственность Республики Марий Эл объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для их использования в осуществлении закрепленных действующим законодательством за субъектами Российской Федерации полномочий.
Несогласие подателей жалоб с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассаторов не свидетельствуют о нарушении норм материального и/или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки, и по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов исходя из приведенных в кассационных жалобах доводов у суда округа не имеется
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А38-5415/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принадлежность спорных газопроводов Российской Федерации подтверждается выписками из реестра федерального имущества, распоряжением об условиях приватизации ФГУП "Племенной завод "Азановский" N 343 от 16.12.2004, строительными паспортами.
При этом право собственности Российской Федерации на объекты недвижимости возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому признается юридически действительными в отсутствие его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В ходе рассмотрения дела представителями лиц, участвующих в деле, осуществлен осмотр спорных сооружений, в том числе с использованием спутникового геодезического прибора (модель Hiper_vr серийный номер 1516-10156), результаты которого отражены в актах, из содержания которых усматривается, что спорные объекты необходимы Республике Марий Эл в лице уполномоченных государственных органов для решения вопросов создания условий для развития газификации, исходя из понятия приведенного в статье 2 Закона N 69-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2024 г. N Ф01-2715/24 по делу N А38-5415/2022