Нижний Новгород |
|
24 июля 2024 г. |
Дело N А43-15027/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024
по делу N А43-15027/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Индустриальный парк "РУМО"
(ИНН: 7728499324, ОГРН: 1207700080940)
к Территориальному управлению Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
(ИНН: 5260258667, ОГРН: 1095260008172)
об обязании ответчика направить проект договора купли-продажи земельного участка
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Индустриальный парк "РУМО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Теруправление) об обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка 52:18:0050294:1300.
Исковое требование основано на статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивировано незаконным бездействием ответчика в рассмотрении заявления Общества о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 12.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024, удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с названными судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на превышение площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости, находящихся на участке; цена спорного участка не может определяться на основании подпункта "а" пункта 3 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебные заседания, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0050294:1183, площадью 2991,3 квадратного метра.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0050294:1300, площадью 3109+/-20 квадратных метров, по адресу: Нижний Новгород, ул. Адмирала Нахимова, д. 13.
Полномочия собственника в отношении данного земельного участка осуществляет Теруправление.
Общество 19.12.2022 обратилось в Теруправление с заявлением о выкупе земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Непринятие уполномоченным органом решения по заявлению Общества послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с требованием о понуждении Теруправления к направлению проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
На основании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 данного кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.08.2023 по делу N А43-33015/2019 установлено, что в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом "О разделе земельного участка" от 18.12.2014 N ПП-10/54255 и распоряжением Управления "О разделении земельного участка, находящегося в федеральной собственности" от 30.12.2014 N 549, земельный участок (кадастровый номер 52:18:05:294:008) разделен на 36 земельных участков, первоначальный земельный участок с кадастровым номером 52:18:0050294:8 снят с кадастрового учета. В настоящее время в отношении шести образованных земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0050294:1284, 52:18:0050294:1305, 52:18:0050294:1293, 52:18:0050294:1291, 52:18:0050294:1290, 52:18:0050294:1311 заключены самостоятельные договоры аренды; пять земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0050294:1285, 52:18:0050294:1286, 52:18:0050294:1287, 52:18:0050294:1295 52:18:0050294:1297 приватизированы.
Таким образом, спорный земельный участок образован в результате указанного раздела и поставлен на кадастровый учет ответчиком, что им не оспаривается.
Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0050294:1183, площадью 2991,3 квадратного метра, располженного на данном земельном участке.
С учетом изложенного поскольку Обществу принадлежит исключительное право на приобретение земельного участка (кадастровый номер 52:18:0050294:1300) в собственность, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об обязанности собственника этого земельного участка в лице Теруправления по направлению истцу проекта договора купли-продажи упомянутого земельного участка.
Теруправление в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердило наличия законных оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка в собственность.
Вопреки доводу кассатора, вопрос о цене земельного участка, на приобретении в собственность которого настаивало Общество, не являлся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, если учесть предмет заявленных Обществом требований, в связи с этим по правилам статей 49, 66, 71, 133 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названный довод не может служить основанием для отмены обжалованных судебных актов на стадии кассационного производства.
В судах первой и апелляционной инстанций ответчик не заявлял о том, что площадь объекта недвижимости не соответствует площади истребуемого земельного участка.
В четвертом абзаце пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
С учетом этого приведенные кассатором аргументы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Риск наступления неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий в данном случае должен нести ответчик (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не является, поскольку такая позиция кассатора направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Доводы, указывающие на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не приведены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А43-15027/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.08.2023 по делу N А43-33015/2019 установлено, что в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом "О разделе земельного участка" от 18.12.2014 N ПП-10/54255 и распоряжением Управления "О разделении земельного участка, находящегося в федеральной собственности" от 30.12.2014 N 549, земельный участок (кадастровый номер 52:18:05:294:008) разделен на 36 земельных участков, первоначальный земельный участок с кадастровым номером 52:18:0050294:8 снят с кадастрового учета. В настоящее время в отношении шести образованных земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0050294:1284, 52:18:0050294:1305, 52:18:0050294:1293, 52:18:0050294:1291, 52:18:0050294:1290, 52:18:0050294:1311 заключены самостоятельные договоры аренды; пять земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0050294:1285, 52:18:0050294:1286, 52:18:0050294:1287, 52:18:0050294:1295 52:18:0050294:1297 приватизированы.
...
В четвертом абзаце пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
...
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июля 2024 г. N Ф01-2762/24 по делу N А43-15027/2023