Нижний Новгород |
|
24 июля 2024 г. |
Дело N А43-20286/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.07.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
при участии представителей
от Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области: Олюнина В.И. (доверенность от 26.12.2023),
государственного предприятия Нижегородской области "Борское пассажирское автотранспортное предприятие": Медведевой Е.Б. (доверенность от 31.08.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А43-20286/2023
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ОГРН: 1155260014623)
к государственному предприятию Нижегородской области "Борское пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН: 1085246001422)
о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к государственному предприятию Нижегородской области "Борское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - Предприятие) о взыскании 21 380 000 рублей задолженности в виде части прибыли Предприятия за 2021 год, 1 443 534 рублей 84 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 16.06.2022 по 25.04.2023.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 16.11.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с решением и постановлением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их вследствие нарушения норм материального права.
Заявитель считает, что средства, полученные Предприятием из бюджета Нижегородской области на реализацию мероприятий по поддержке транспортных предприятий и по договору с публичным акционерным обществом "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России") в соответствии с договором от 11.06.2020 об открытии невозобновляемой кредитной линии, подлежат учету в целях исчисления налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить принятые судебные акты без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Министерство является единственным учредителем Предприятия.
В силу закона Нижегородская область является собственником всего имущества, закрепленного за Предприятием.
Согласно протоколу от 20.05.2022 заседания балансовой комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности Предприятия по итогам 2021 года Предприятию поручено в срок до 15.06.2022 перечислить в областной бюджет Нижегородской области часть чистой прибыли за 2021 год в размере 21 380 000 руб.
Неисполнение обязательств по перечислению в областной бюджет прибыли за 2021 год в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (часть 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ).
Из пункта 12.1 постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2017 N 466 "Об осуществлении прав собственника имущества, унитарного предприятия Нижегородской области" (далее - Постановление N 466) следует, что Нижегородская область как собственник имущества имеет право на получение части прибыли государственного и казенного предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Минимальный размер отчисления в областной бюджет части прибыли государственных и казенных предприятий Нижегородской области, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, устанавливается законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).
Конкретный размер части прибыли государственных и казенных предприятий, подлежащей перечислению в областной бюджет, определяется решением балансовой комиссии Министерства.
Часть прибыли государственных и казенных предприятий Нижегородской области за отчетный год подлежит перечислению в областной бюджет не позднее 15 июня текущего года.
Пунктом 1 статьи 9 Закона Нижегородской области от 23.12.2021 N 151-3 "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Закон N 151-З) установлен минимальный размер отчисления в областной бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий Нижегородской области, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, 50 процентов.
Конкретный размер части прибыли государственных унитарных предприятий Нижегородской области, подлежащий перечислению в областной бюджет, определяется в соответствии с Постановлением N 466 (пункт 2 статьи 9 Закона N 151-3).
Согласно пункту 11.20 Постановления N 466 для рассмотрения годовых отчетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проведения оценки эффективности их финансово-хозяйственной деятельности и рассмотрения иных вопросов в соответствии с утвержденным Министерством положением при Министерстве осуществляет деятельность созданная его приказом балансовая комиссия по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий Нижегородской области.
Предложения о части прибыли, подлежащей перечислению в областной бюджет, формируются Министерством по итогам рассмотрения данного вопроса действующей при министерстве балансовой комиссией с учетом фактических и планируемых значений результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (пункт 12.2 Постановления N 466).
Контроль за перечислением в областной бюджет установленной части прибыли предприятия осуществляется министерством (пункт 12.3 Постановления N 466).
При определении размера чистой прибыли, которая подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не учитываются.
Данный вывод корреспондирует с положениями статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которых указано, что предоставляемые за счет бюджетных средств субсидии носят адресный и целевой характер, являются формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии их целевого и своевременного использования.
На необходимость расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления и недопустимость их перераспределения в пользу собственника имущества предприятия, а также исключение субсидий при определении размера прибыли государственных предприятий с целью перечисления в доход бюджета указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172, от 13.02.2017 N 302-ЭС16-20736, от 12.09.2017 N 307-ЭС17-12217.
Учитывая, что отраженная в отчете о финансовых результатах за 2021 год чистая прибыль сложилась вследствие получения Предприятием субсидий из областного бюджета в размере 101 360 912 рублей 71 копейки, полученных по соглашениям с Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 02.04.2021 и от 19.07.2021 в целях возмещения затрат, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации из-за распространения короновирусной инфекции на деятельность транспортных предприятий на территории Нижегородской области (строка "прочие доходы" код. 2340), а также отражения денежных средств, полученных от ПАО "Сбербанк России" по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 11.06.2020 N НКЛ-327, заключенному в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696, на осуществление текущей деятельности Предприятия, включая выплату заработной платы работникам ответчика и все отчисления по заработной плате, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственнику Предприятия, а при исключении сумм субсидий у Предприятия за спорный период образуется чистый убыток, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности оплатить заявленные ко взысканию денежные средства, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами нижестоящих инстанций не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А43-20286/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что отраженная в отчете о финансовых результатах за 2021 год чистая прибыль сложилась вследствие получения Предприятием субсидий из областного бюджета в размере 101 360 912 рублей 71 копейки, полученных по соглашениям с Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 02.04.2021 и от 19.07.2021 в целях возмещения затрат, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации из-за распространения короновирусной инфекции на деятельность транспортных предприятий на территории Нижегородской области (строка "прочие доходы" код. 2340), а также отражения денежных средств, полученных от ПАО "Сбербанк России" по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 11.06.2020 N НКЛ-327, заключенному в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696, на осуществление текущей деятельности Предприятия, включая выплату заработной платы работникам ответчика и все отчисления по заработной плате, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственнику Предприятия, а при исключении сумм субсидий у Предприятия за спорный период образуется чистый убыток, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности оплатить заявленные ко взысканию денежные средства, в связи с чем отказали в удовлетворении иска."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июля 2024 г. N Ф01-2971/24 по делу N А43-20286/2023