г. Нижний Новгород |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А43-31844/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей от заявителя: Струнина С.Л. (доверенность от 16.10.2023); от заинтересованного лица: Катунина Д.Г. (доверенность от 15.04.2024)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2024 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А43-31844/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вознесенское-Ресурс" (ОГРН: 1165243050103, ИНН: 5210001909)
о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об отказе в приеме лесной декларации
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вознесенское-Ресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) от 19.09.2023 N 441 об отказе в приеме лесной декларации. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на нарушение судами положений Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлений Правительства Российской Федерации от 24.10.20211 N 861, от 08.06.2011 N 451, приказов Минприроды России от 08.12.2016 N 641, от 29.04.2021 N 303, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению Министерства, суды не определили порядок исполнения обязанности по принятию лесной декларации и не учли требования Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Министерство обращает внимание на то, что Общество имеет задолженность по арендной плате, в связи с чем Министерство обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу о ее взыскании и расторжении договора аренды лесного участка.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Министерства.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество и Министерство заключили договор аренды лесного участка от 02.08.2022 N 829, согласно которому Общество принимает лесной участок, расположенный в Сосновском районе Нижегородской области, с целью осуществления деятельности по заготовке древесины.
Проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы, которое утверждено приказом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 06.02.2023 N 108.
Приказом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 01.09.2023 N 792 утверждено заключение государственной экспертизы на внесение изменений в проект освоения лесов.
Общество обратилось в Сосновское районное лесничество с заявлением о принятии на рассмотрение лесной декларации от 13.09.2023 2 на проведение рубки спелых и перестойных лесных насаждений в Сосновском районном лесничестве (квартал
43 выдел
15; квартал
21 выдел
19; квартал
8 выдел
9 общей площадью 16,2 га, объем заготовки 4254 м
).
Письмом от 19.09.2023 N 441 Министерство отказало Обществу в принятии лесной декларации, указав на ее несоответствие требованиям приказа Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 303), что выразилось в недостоверности указанных в ней сведений, а также несоответствии проекту освоения лесов.
Общество оспорило решение Министерства в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Кодекса, статьями 26, 29 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядком N 303, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что Министерство не доказало законность оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возлагается на орган или лицо, которые принятии решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного использования, а также развития лесной промышленности.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (часть 2).
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
В силу пунктов 2.11, 2.11.1 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций являются: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Порядка N 303 лесная декларация подается не менее чем за шесть рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период (пункт 3 Порядка N 303).
В силу подпункта "а" пункта 4 Порядка N 303 в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде.
Пунктом 6 Порядка N 303 установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным данным порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений. Проверка осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Таким образом, лесная декларация подлежит проверке на соответствие проекту освоения лесов в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что решение Министерства об отказе в принятии лесной декларации мотивировано несоответствием лесной декларации требованиям Порядка N 303 - выявлена недостоверность указанных в ней сведений, а также несоответствие проекту освоения лесов.
Вместе с тем Министерство в оспариваемом отказе не привело соответствующего анализа и четко выраженного обоснования того, в чем именно заключается недостоверность указанных в декларации сведений, а также несоответствие проекту освоения лесов.
Неуказание в чем конкретно выразилась недостоверность указанных в декларации сведений, а также в чем заключается несоответствие проекту освоения лесов противоречит принципу правовой определенности, нарушает права заявителя на получение сведений относительно препятствий для подачи декларации и ограничивает возможность их устранения, делает невозможным проверку законности отказа в судебном порядке по существу.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Суды, признав, что у Министерства отсутствовали законные основания для отказа в приеме лесной декларации, правомерно возложили на него обязанность принять декларацию, что соответствует пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса.
Вопреки доводам заявителя жалобы выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 Кодекса).
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А43-31844/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "а" пункта 4 Порядка N 303 в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде.
Пунктом 6 Порядка N 303 установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным данным порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений. Проверка осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
...
Суды, признав, что у Министерства отсутствовали законные основания для отказа в приеме лесной декларации, правомерно возложили на него обязанность принять декларацию, что соответствует пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2024 г. N Ф01-2956/24 по делу N А43-31844/2023
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2029/2024
19.09.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2029/2024
25.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2956/2024
19.04.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2029/2024
12.02.2024 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-31844/2023