г. Нижний Новгород |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А11-4864/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.09.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А11-4864/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" (ОГРН 1143702003961, ИНН 3702721376)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ОГРН 1133340004401, ИНН 3329056771)
о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области (ИНН 3327101933, ОГРН 1033301807780), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (ИНН 3702062557, ОГРН 1043700102775),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Созвездие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества) о взыскании 11 417 рублей 59 копеек долга за содержание и ремонт, включающие в себя оплату за работы по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), содержанию и текущему ремонту, коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержании общего имущества МКД, за период с 01.10.2019 по 31.03.2022, 20 000 рублей расходов на оплату услуг представителя и 434 рубля 04 копейки почтовых расходов.
Иск предъявлен на основании статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что ответчик, являясь собственником помещения, не оплатил коммунальные услуги по отоплению.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 14.09.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024, удовлетворил иск в части, взыскал с МТУ Росимущества 11 417 рублей 59 копеек долга, 10 000 рублей расходов на оплату услуг представителя; 434 рубля 04 копейки почтовых расходов; 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суды установили наличие неоплаченной задолженности по коммунальным услугам, потребленным в целях содержании общего имущества МКД, в заявленный период.
МТУ Росимущества не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
Кассатор считает себя ненадлежащим ответчиком. Кроме того, заявитель указывает, что в рамках дела N А11-6231/2019 взыскивалась задолженность по уплате коммунальных услуг за спорный период. МТУ Росимущества не согласно с взысканием с него уплаченной истцом государственной пошлины и полагает, что взысканные судебные расходы на оплату услуг представителя являются чрезмерными и подлежат снижению до разумных пределов.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд принял постановление с учетом следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является организацией, осуществляющей управление общим имуществом МКД, расположенного по адресу город Иваново, улица Пролетарская, дом 1, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений от 30.05.2014.
В спорный период в федеральной собственности находилось нежилое помещение, площадью 182 квадратных метра, расположенное в указанном доме.
Право собственности Российской Федерации на данное нежилое помещение возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1, поскольку нежилое помещение, согласно инвентаризационной карточке ЗС ГО N 38/527 и паспорта убежища N 527, является защитным сооружением гражданской обороны.
Истец с 01.10.2019 по 31.03.2022 исполнял обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также по управлению данным домом в отношении собственников всех без исключения помещений, в том числе и в отношении помещения ответчика, который претензий, уведомлений, сообщений об оказании услуг и выполнении данных работ ненадлежащего качества либо с нарушением установленных нормативов, не предъявлял.
Общество 08.08.2022 направило в адрес МТУ Росимущества претензию с требованием оплатить задолженность по оплате тепловой энергии, указав на отсутствие у ответчика заключенного договора с теплоснабжающей организацией.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим иском.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие соответствующего договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации затраты, понесенные на ремонт и содержание общего имущества.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, в силу прямого указания закона, собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.
В пункте 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен был произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений МКД, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций проверили расчет задолженности и пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что в период с 01.10.2019 по 31.03.2022 Общество осуществляло функции управления спорным МКД, оказывало услуги и несло затраты на содержание и ремонт имущества дома, в котором находится нежилое помещение ответчика.
По смыслу вышеназванных норм отсутствие письменного договора на содержание общего имущества МКД с истцом не освобождает ответчика от уплаты фактически оказанных ему услуг.
Доказательства управления домом иной управляющей организацией, как и принятия собственниками решения о самостоятельном управлении домом, в материалах дела отсутствуют.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений (постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Вопреки доводу заявителя суды, руководствуясь статьями 125, 214 (пункт 3) Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5.3, 5.47 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правильно установили, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в том числе защитными сооружениями гражданской обороны, возложены на Росимущество и его территориальные органы.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", а также пунктом 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в разделе III Приложения N 1 к данному постановлению (к числу которых относится спорное имущество), являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Следовательно, МТУ Росимущества является надлежащим ответчиком по делу.
Довод кассатора о повторности взыскания задолженности со ссылкой на дело N А11-6231/2019 отклоняется судом округа, поскольку в рамках настоящего дела взыскивается задолженность по оплате тепловой энергии, потребленной в иной период в целях содержании общего имущества МКД, что подтверждается соответствующим расчетом, приложенным к исковому заявлению.
Позиция заявителя относительно незаконности взыскания с него уплаченной истцом государственной пошлины признается судом округа необоснованной. Общество при подаче иска в суд первой инстанции уплатило государственную пошлину, что подтверждается платежным поручением от 27.04.2023 N 256. Отсрочка уплаты государственной пошлины не предоставлялась. В рассматриваемом случае отсутствуют основания для освобождения МТУ Росимущества от возмещения уплаченной истцом государственной пошлины на основании пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Разрешая вопрос о возмещение судебных расходов, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Общество в суде первой инстанции заявило о взыскании судебных расходов в размере 20 434 рублей 04 копеек (20 000 рублей - представительские расходы, 434 рубля 04 копейки - почтовые расходы).
В подтверждение заявленных к возмещению судебных издержек Общество представило первичные документы на полную сумму.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства и обстоятельства дела по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт несения Обществом судебных расходов на оплату юридических услуг, и приняв во внимание объем проделанной представителем работы, количество и качество подготовленных процессуальных документов, степень сложности дела, продолжительность рассмотрения спора с учетом его характера, сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, пришли к выводу, что понесенные заявителем расходы на представителя в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу отвечают критерию разумности в сумме 10 000 рублей.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск в части.
Оснований для иного вывода у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права.
Несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и сделанными выводами достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов не является, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустима.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.09.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А11-4864/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", а также пунктом 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в разделе III Приложения N 1 к данному постановлению (к числу которых относится спорное имущество), являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
...
Позиция заявителя относительно незаконности взыскания с него уплаченной истцом государственной пошлины признается судом округа необоснованной. Общество при подаче иска в суд первой инстанции уплатило государственную пошлину, что подтверждается платежным поручением от 27.04.2023 N 256. Отсрочка уплаты государственной пошлины не предоставлялась. В рассматриваемом случае отсутствуют основания для освобождения МТУ Росимущества от возмещения уплаченной истцом государственной пошлины на основании пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2024 г. N Ф01-3733/24 по делу N А11-4864/2023