г. Нижний Новгород |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А82-1635/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя от истца: Рощиной Е.М. (доверенность от 07.11.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Центр охраны окружающей среды" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.10.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А82-1635/2023
по иску государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Центр охраны окружающей среды" (ОГРН 1087604002859, ИНН 7604127330)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Парк" (ОГРН 1037600002956, ИНН 7602039103)
о приостановлении деятельности, связанной с эксплуатацией здания и земельного участка,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области,
и установил:
государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Центр охраны окружающей среды" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Парк" (далее - Общество) об обязании приостановить деятельность, противоречащую режиму особо охраняемой природной территории Ярославской области - памятника природы "Павловский парк на берегу реки Волги", связанную с эксплуатацией административно-оздоровительного здания с кадастровым номером 76:23:010101:407 и земельного участка с кадастровым номером 76:23:010701:17, до момента устранения нарушений путем выделения зоны ограниченного хозяйственного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области (далее - Министерство).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024, отказал в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, вывод судов об отсутствии у Учреждения полномочий для обращения в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями противоречит положениям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которым прямо предусмотрено право некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, обращаться в суд с иском о приостановлении или прекращении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Управления, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Определением суда от 30.07.2024 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Радченковой Н.Ш. на судью Забурдаеву И.Л.
В соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения надзорных мероприятий Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - Департамент) и Учреждением в период 2021 - 2023 годы установлен факт размещения и эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 76:23:010701:407 по адресу: город Ярославль, Тутаевское шоссе, 54, а также факты незаконного движения и стоянки механизированных транспортных средств на земельном участке с кадастровым номером 76:23:010701:17 в границах особо охраняемой природной территории регионального значения Ярославской области (далее - ООПТ) - памятника природы "Павловский парк на берегу реки Волги" (далее - памятник природы, Парк).
В ходе рейдового обследования памятника природы в районе Тутаевского шоссе города Ярославля Департаментом 20.05.2021 обнаружены объекты капитального строительства - торгово-складской комплекс (город Ярославль, Тутаевское шоссе, 54). В районе зданий обустроены парковочные площадки с твердым водонепроницаемым покрытием (асфальт).
Согласно данным Публичной кадастровой карты объект недвижимости зарегистрирован как административно-оздоровительное здание (площадь 2188,5 квадратных метра, кадастровый номер 76:23:010101:407). Здания расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 76:23:010701:17.
При анализе полученных данных с учетом сведений Публичной кадастровой карты установлено, что рассматриваемые строения полностью расположены в границах памятника природы.
Департаментом 24.05.2021 возбуждено административное производство и проведено административное расследование по факту нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ Ярославской области, выразившегося в осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации объектов капитального строительства, расположенных в границах памятника природы, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и противоречащей целям создания памятника природы, в нарушение установленного режима особой охраны территории памятника природы.
По результатам административного расследования установлено, что Общество, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 76:23:010701:17 и административно-оздоровительного здания с кадастровым номером 76:23:010101:407, осуществляя хозяйственную деятельность при использовании указанных объектов недвижимости, не приняло надлежащих мер по соблюдению установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Парка, а именно допустило осуществление хозяйственной деятельности (строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства) в границах ООПТ без необходимых согласований и без выделения зоны ограниченного хозяйственного использования.
Постановлением Департамента от 03.09.2021 N 471/139 Общество привлечено к административной ответственности по статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Дзержинского районного суда города Ярославля от 29.11.2021 по делу N 12-372/2021 постановление от 03.09.2021 N 471/139 изменено, размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
По информации, содержащейся в обращениях, поступивших в Учреждение в 2022 году, в границах памятника природы была осуществлена стоянка ряда механизированных транспортных средств. Заезд транспортных средств на территорию ООПТ осуществляется беспрепятственно с Тутаевского шоссе, в том числе по территории принадлежащего Обществу земельного участка.
По результатам рассмотрения указанной информации, а также информации, поступившей от Департамента (письмо от 11.08.2022 N ИХ.25-01375/22), в рамках проведения профилактических мероприятий Учреждением Обществу объявлено предостережение от 13.05.2022 N 30/01 о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации нежилого административно-оздоровительного здания с кадастровым номером 76:23:010701:407 и земельного участка с кадастровым номером 76:23:010701:17. Обществу предложено принять меры по недопущению эксплуатации нежилого здания в границах Парка в отсутствие зоны ограниченного хозяйственного использования, выделенной в составе ООПТ для таких целей, а также недопущению фактов движения и стоянки транспортных средств на территории земельного участка с кадастровым номером 76:23:010701:17 в целях пресечения беспрепятственного проезда автотранспортных средств на территорию ООПТ.
Учреждение 24.01.2023 провело выездное обследование общедоступных территорий памятника природы на предмет выявления фактов нарушений установленного режима использования и требований законодательства в области особо охраняемых природных территорий (акт обследования от 24.01.2023 N 01), по результатам которого установило признаки осуществления эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 76:23:010701:407, а также земельного участка с кадастровым номером 76:23:010701:17 (помещения нежилого здания используются в качестве торгово-складского комплекса и сауны; территория земельного участка используется для осуществления движения, парковки и стоянки автотранспортных средств; помещения нежилого комплекса оборудованы вентиляционными системами, трубы которых осуществляют отвод газовоздушной смеси в атмосферный воздух). На территории земельного участка в границах ООПТ размещена контейнерная площадка, предназначенная для накопления отходов потребления, у западной части здания обнаружено место несанкционированного складирования крупногабаритных отходов.
Посчитав, что хозяйственная деятельность Общества в границах Парка при отсутствии выделенной зоны ограниченного хозяйственного использования влечет за собой потерю естественных свойств памятника природы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о приостановлении деятельности, связанной с эксплуатацией здания и земельного участка.
Руководствуясь статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии у Учреждения полномочий для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59 Закона об охране окружающей среды).
В силу абзаца 1 преамбулы Закона N 33-ФЗ под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (статья 25 Закона N 33-ФЗ).
На основании пунктов 1, 2 статьи 37 Закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды одним из принципов, на которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, является запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
При нарушении предусмотренных главой VII природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 56 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с абзацем 11 статьи 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (часть 1 статьи 12 Закона об охране окружающей среды).
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 18.08.2023 N 792-П, Министерство является исполнительным органом Ярославской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому и межотраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию, а также по координации взаимодействия с исполнительными органами Ярославской области в сфере лесных отношений и охраны окружающей среды, в том числе в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Ярославской области, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного охотничьего контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), организации создания и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и среды их обитания, проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, регулирования отношений в сфере недропользования, а также функции по учету и контролю радиоактивных веществ.
Министерство является правопреемником Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
В силу пункта 3.1.5.4 данного положения в функции Министерства входит обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Аналогичные функции Департамента были предусмотрены пунктом 3.1.2.3 Положения о Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 23.12.2019 N 911-П.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Пунктом 1.2 Устава Учреждения определено, что функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент (далее - Учредитель).
Предметом деятельности бюджетного учреждения является выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения реализации полномочий Учредителя в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), организации создания и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны, воспроизводства, использования животного мира, а также функций по учету и контролю радиоактивных веществ на территории Ярославской области (пункт 2.2 Устава).
Пунктом 2.3 Устава определены основные цели деятельности бюджетного учреждения: осуществление мер в области охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду, и выполнение отдельных мероприятий в целях обеспечения регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора); управление ООПТ Ярославской области и их охранными зонами при реализации функций единой дирекции ООПТ; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Правительства области; сохранение и воспроизводство объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды обитания указанных объектов животного мира; государственный учет и контроль радиоактивных веществ на территории Ярославской области в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ; экологическое просвещение на территории Ярославской области.
Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом (пункт 2.11 Устава).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание положения Устава Учреждения, суды обоснованно посчитали, что иск предъявлен неуполномоченным лицом и правомерно отказали в его удовлетворении.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Учреждение освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.10.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А82-1635/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Центр охраны окружающей среды" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
...
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Учреждение освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2024 г. N Ф01-3564/24 по делу N А82-1635/2023