г. Нижний Новгород |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А39-9060/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.,
при участии представителей от заявителя: Каргаева В.Н. (распоряжение от 04.10.2013), Коршуновой Н.С. (доверенность от 04.09.2023), от заинтересованного лица: Березина Е.Г. (доверенность от 08.08.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2024 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 по делу N А39-9060/2023
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (ИНН: 1325026613, ОГРН: 1021300973330)
о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 08.09.2023 N 09-12-05/25-4633,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Республики Мордовия (ИНН: 1325126625, ОГРН: 1021300978214),
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - Управление) от 08.09.2023 N 09-12-05/25-4633.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство здравоохранения Республики Мордовия (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, обязанность по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта возложена на Министерство. Фонд стороной соглашения от 03.08.2021 N 056-172021-365 не является. Оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку не содержит указаний о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленного нарушения.
Подробно доводы Фонда изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Фонда, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Мордовия.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство и Правительство Республики Мордовия заключили соглашение от 03.08.2021 N 056-17-2021-365 о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету города Байконур, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и города Байконур по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
По условиям соглашения размер иного межбюджетного трансферта составляет 29 067 200 рублей. Плановое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта - 34 015 оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц.
Уполномоченное должностное лицо Управления на основании приказа от 03.02.2022 N 35о/д провело в отношении Фонда плановую выездную проверку на предмет осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования.
Результаты отражены в акте выездной проверки от 26.04.2022.
При проведении проверки установлено, что в 2021 году бюджету Фонда предоставлен межбюджетный трансферт в размере 29 067 200 рублей на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19). Фонд не обеспечил достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта и не осуществил возврат 6 135 196 рублей 31 копейки.
По результатам проверки Управление выдало представление от 02.06.2022 N 09-12-06/25-3517, согласно пункту 1 которого обязало Фонд в срок до 31.01.2023 возвратить в доход федерального бюджета средства иного межбюджетного трансферта в сумме 6 135 196 рублей 31 копейки через главного распорядителя бюджетных средств - Министерство.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.12.2022 по делу N А39-8024/2022 Фонду отказано в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 представления от 02.06.2022 N 09-12-06/25-3517.
В установленный в представлении срок Фонд не возвратил указанные средства в доход федерального бюджета.
Управление выдало Фонду предписание от 08.09.2023 N 09-12-05/25-4633, в котором обязало Фонд принять меры по возмещению причиненного Российской Федерации ущерба в связи с не обеспечением достижения значения результата предоставления межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования путем возврата в доход федерального бюджета средств иного межбюджетного трансферта в сумме 6 135 196 рублей 31 копейки через главного распорядителя бюджетных средств - Министерство по КБК 805 2 18 55622 0200 00150 с указанием назначения платежа "Возмещение ущерба по предписанию УФК по Республике Мордовия от 08 сентября 2023 г. N 09-12-05/25-4633" в срок не позднее 30.11.2023.
Фонд не согласился с предписанием надзорного органа от 08.09.2023 N 09-12-05/25-4633 и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 69, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 144, 162, 265, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу о том, что Управление доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 3 статьи 144 БК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 БК РФ в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы: субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с подпунктами 2, 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причинённого ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).
В пункте 3 утверждены Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), определены условия предоставления иных межбюджетных трансфертов: а) заключение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или администрацией города Байконура соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; б) соответствие субъекта Российской Федерации и города Байконура критерию отбора субъекта Российской Федерации и города Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта, указанному в пункте 4 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил N 1125 критерием отбора субъекта Российской Федерации и города Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие в субъекте Российской Федерации и городе Байконуре застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), за оказание медицинской помощи которым в части лечения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были приняты к оплате счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи за период с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года.
Результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения (пункт 5 Правил N 1125).
Перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации (пункт 9 Правил N 1125).
В пункте 11 Правил N 1125 установлено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или администрации города Байконура, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленному соглашением, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (пункт 12 Правил N 1125).
Согласно пункту 14 Правил N 1125 бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, использованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1125 в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет, определяется по установленной формуле.
Аналогичные положения содержатся в Порядке предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 718, утвержденном постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.08.2021 N 385.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках дела N А39-8024/2022, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суды установили, что установленный соглашением от 03.08.2021 N 056-17-2021-365 показатель результата предоставления межбюджетного трансферта (34 015 случаев) не достигнут - фактически проведено и оплачено 26 102 случая углубленной диспансеризации.
Расчет Управления, произведенный в соответствии с Правилами N 1125, судами проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах, установив, что Фонд не обеспечил достижение значения результата предоставления межбюджетного трансферта, установленного соглашением от 03.08.2021 N 056-17-2021-365, и доказательства устранения данного нарушения отсутствуют, суды пришли к правильному выводу о наличии у Управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, которым на Фонд возложена обязанность возвратить в доход федерального бюджета средства иного межбюджетного трансферта.
Довод Фонда о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, были предметом рассмотрения в деле N А39-8024/2022, имеющем преюдициальное значение для настоящего спора, и правомерно отклонен, как противоречащий пунктам 11, 12, 14 и 15 Правил N 1125.
Довод заявителя кассационной жалобы о неисполнимости обжалуемого предписания суд кассационной инстанции признает необоснованным, так как в данном случае способ исполнения оспариваемого предписания должен определяться Фондом самостоятельно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; выводы арбитражных судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 по делу N А39-9060/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 15 Правил N 1125 в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет, определяется по установленной формуле.
...
Довод Фонда о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостижение значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, были предметом рассмотрения в деле N А39-8024/2022, имеющем преюдициальное значение для настоящего спора, и правомерно отклонен, как противоречащий пунктам 11, 12, 14 и 15 Правил N 1125."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2024 г. N Ф01-2757/24 по делу N А39-9060/2023