г. Нижний Новгород |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А17-6415/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Соколовой Л.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А17-6415/2023
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671)
к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (ИНН: 3708000733, ОГРН: 1023701700604)
об обязании обеспечить возврат денежных средств
и установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) об обязании обеспечить возврат в бюджет Ивановской области субсидии в размере 34 228 рублей 14 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в рассматриваемом случае имеются основания для истребования спорной суммы субсидии. Согласно отчету Администрации о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2022 выявлено отклонение фактического значения показателя результативности использования субсидии от планового (реализованы два мероприятия вместо трех). Ссылка Администрации на то обстоятельство, что неисполнение мероприятия обусловлено отсутствием заявок третьих лиц на участие в торгах, является необоснованной. Как полагает Департамент, данное обстоятельство находится в сфере контроля Администрации, которая могла изменить условия участия в торгах и провести аукционы повторно.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Департамента; направила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент (главный распорядитель) и Администрация заключили соглашение от 13.05.2022 N 8 на предоставление из областного бюджета в 2022 году бюджету Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета в рамках подпрограммы "Предупреждение аварийных ситуаций на объектах ЖКХ Ивановской области и развитие коммунальной инфраструктуры" государственной программы "Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 458-п.
Согласно пункту 1.2 соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий (приложение N 1), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно графику (приложение N 2), в том числе в целях достижения результатов (приложение N 3).
В соответствии с приложениями 1, 3 в перечень таких мероприятий входит: 1) приобретение оборудования для системы теплоснабжения (котельной) по адресу: п. Верхний Ландех, ул. Новая, д. 1а; 2) приобретение оборудования для ремонта системы теплоснабжения (котельной) по адресу: п. Верхний Ландех, пер. Школьный, д. 2; 3) приобретение материалов для ремонта системы теплоснабжения (теплотрассы N 2) по адресу: п. Верхний Ландех, ул. Октябрьская, д. 37а.
Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, в 2022 году составляет не более 2 552 993 рублей 52 копеек или 99% от общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области на исполнение расходных обязательств (2 578 781 рублей 34 копеек) (пункты 2.1, 2.2 соглашения).
На основании пункта 4.3.5 соглашения Администрация обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии и исполнения мероприятий, установленных в соответствии с приложение N 3 к соглашению.
Согласно пункту 4.1.5 соглашения Департамент обязуется в случае, если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения результатов использования субсидии, предусмотренные пунктом 4.3.5 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении результатов использования субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Порядком предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены и (или) в случае, если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области в областной бюджет, и направить получателю уведомление о возврате средств субсидии в областной бюджет.
Согласно отчету Администрации об исполнении графика выполнения мероприятий и о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2023 Администрацией израсходованы средства субсидии из областного бюджета в размере 1 026 844 рубля 26 копеек.
В обоснование несвоевременного использования субсидии в оставшейся части Администрация указала на то, что мероприятие "Приобретение материалов для ремонта системы теплоснабжения (теплотрассы N 2) по адресу: п. Верхний Ландех, ул. Октябрьская, д. 37а" исполнено на 85 процентов. Неисполнение мероприятия было обусловлено тем, что электронный аукцион на закупку двух позиций, предусмотренных мероприятием (отвод стальной 76*3,5-90.0-1-ППУ-ПЭ-140 короткий и переход 76*3,5-57*3 сталь ГОСТ 17378-2001 для ремонта системы теплоснабжения), трижды был объявлен несостоявшимся по причине отсутствия потенциальных участников.
Департамент направил Администрации требование о возврате субсидии в размере 34 228 рублей 14 копеек.
Поскольку Администрация в добровольном порядке требование о возврате денежных средств не исполнила, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 458-п, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата средств субсидии в областной бюджет и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
Согласно части 3 статьи 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 458-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области для реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (далее - Порядок N 458-п), пунктом 4.10 которого (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б.1" пункта 4.1 настоящего Порядка (обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидии), и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12 - 14 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, материалами дела подтверждается и участвующие в деле лица не оспаривают, что средства субсидии из областного бюджета предоставлены бюджету муниципального образования не в сумме 2 552 993 рублей 52 копеек, предусмотренной соглашением от 13.05.2022 N 8 на приобретение материалов на ремонт всех объектов коммунальной инфраструктуры, а фактически предоставлены в сумме 1 026 844 рублей 26 копеек на состоявшуюся по результатам проведенных аукционов покупку материалов. При этом результат использования субсидии, полученной Администрацией из областного бюджета в данной сумме, ответчиком достигнут.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Администрацией достигнуты значения результатов использования субсидии в предоставленном объеме финансирования (1 026 844 рубля 26 копеек), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что правовые основания для перечисления денежных средств в областной бюджет в сумме 34 228 рублей 14 копеек отсутствуют.
Суды не установили наличия недобросовестности по неосвоению в полном объеме средств субсидии (в том числе планируемой к перечислению по факту приобретения материалов), поскольку в данном случае невозможность приобретения материалов и освоения средств субсидии была вызвана отсутствием заявок третьих лиц на участие в торгах. Это объективное обстоятельство, которое находилось вне сферы контроля Администрации, и на которое она не могла повлиять.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды правомерно отказали Департаменту в удовлетворении иска.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А17-6415/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
Согласно части 3 статьи 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2024 г. N Ф01-2743/24 по делу N А17-6415/2023