г. Нижний Новгород |
|
01 августа 2024 г. |
Дело N А29-8829/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2024 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2024 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 по делу N А29-8829/2023
по заявлению некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018)
о признании незаконными предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "ВЖКХ" (ИНН: 1102079347, ОГРН: 1171101003193), общество с ограниченной ответственностью "ЧСК" (ИНН: 1113009084, ОГРН: 1131109000043), Ерофеев Федор Анатольевич, Котысько Константин Григорьевич,
и установил:
некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по г. Вуктылу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) от 02.06.2023 N 01/06-16РО.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВЖКХ", общество с ограниченной ответственностью "ЧСК" (далее - ООО "ЧСК"), Ерофеев Федор Анатольевич и Котысько Константин Григорьевич.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2024 предписание признано незаконным в части требования об устранении нарушения в устройстве открытий парапетов. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 решение суда оставлено без изменения.
Фонд частично не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и признать оспариваемое предписание недействительным в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что в предписание не указаны конкретные нарушения, которые следует устранить, оно содержит нечеткие формулировки.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Служба и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемой части принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Служба в связи с поступившим обращениями Ерофеева Ф.А. и Котысько К.Г. провела в отношении Фонда внеплановую выездную проверку.
Служба установила, что Фонд и ООО "ЧСК" заключили договор от 22.04.2019 N ЭА-СМР/15-38/2019 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту плоской крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, город Вуктыл, улица 60 лет Октября, 1 (далее - МКД).
МКД является 5-этажным, имеется плоская рулонная кровля. Акт о приемке в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом элементов МКД составлен 10.07.2019.
При визуальном осмотре 25.01.2023 установлено, что крыша заснежена, возле фановой трубы квартир 69, 72, 75 обнаружен лед на поверхности гидроизоляционного слоя, проверить состояние гидроизоляционного слоя, примыкания к фановой трубе не представилось возможным. В иных частях кровли зафиксировано таяние снега с образованием луж в нижней части снежного покрова. Признаком недостаточных теплозащитных качеств конструкций покрытия является подтаивание нижнего слоя снежного покрова на крыше в зимний период с образованием тонкого слоя жидкой влаги по всей поверхности кровельного покрытия. При обследовании парапета дома установлено, что оцинкованное покрытие из листовой стали не имеет фальцевого замка (видимые части листов соединены внахлест).
Служба пришла к выводу, что работы в рамках капитального ремонта выполнены ненадлежащим образом, Фонд контрольные функции за действиями подрядчика не реализовал.
Фонду выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 01.02.2023 N 02/02-3РО, обязывающее установить причины протекания поверхностных вод с крыши дома в жилые помещения 69, 72, 75 и принять меры по устранению неисправностей, приводящих к затоплению жилых помещений.
С целью проверки исполнения указанного предписания в период с 10.02.2023 по 14.03.2023 Служба провела внеплановую документарную проверку и установила, что при выполнении ООО "ЧСК" капитального ремонта крыши были проведены следующие работы: демонтирован слой утеплителя; выполнена разборка цементной стяжки; проведены монтажные работы, в том числе огрунтовка поверхности кровли битумом, устройство цементной стяжки; устройство наплавляемого кровельного материала; устройство дополнительного слоя наплавляемого материала к примыканиям (стойки, парапеты, будки и т.д.); устройство отливов по парапету и свесу, устройство дополнительного слоя по свесу, устройство наплавляемого кровельного материала с промазкой битумной мастикой. При последующем выполнении работ слой нового утеплителя до устройства стяжки из цементно-песчаного раствора и укладки двух слоев наплавляемого материала уложен не был.
Служба пришла к выводу, что для приведения конструкций крыши здания в работоспособное техническое состояние и увеличения долговечности, устранения причин проникновения атмосферных осадков необходимо провести комплекс работ по устранения фактических дефектов и повреждений крыши. Со стороны Фонда зафиксирована ненадлежащая подготовка и контроль за проведением работ по капитальному ремонту кровли здания.
Фонду выдано предписание от 14.03.2023 N 02/03-4РО, обязывающее выполнить теплотехнический расчет кровли и применить его для устранения нарушений (сверхнормативного нагрева кровли); устранить нарушения в устройстве открытий парапетов (выполнить с двойным фальцевым замком); установить сертифицированные фановые трубы (предназначенные для использования в условиях низких отрицательных температур).
С целью проверки исполнения выданного предписания Служба в период с 19.04.2023 по 28.04.2023 провела в отношении Фонда внеплановую документарную проверку, в ходе которой выявлены аналогичные нарушения обязательных требований, указанных в предписании от 14.03.2023 N 01/03-4РО. В связи с этим Фонду выдано предписание от 28.04.2023 N 03/04-12РО сроком исполнения до 28.05.2023.
В период с 30.05.2023 по 02.06.2023 Служба провела в отношении Фонда внеплановую документарную проверку, в ходе которой установлено, что требования, изложенные в предписании от 28.04.2023 N 03/04-12РО, исполнены частично. Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.06.2023 N 01/06-16РО.
В предписании от 02.06.2023 N 01/06-16РО, выданном Фонду, указано на необходимость выполнить теплотехнический расчет конструкции кровли и применить его для устранения нарушений (сверхнормативного нагрева кровли), устранить нарушения в устройстве открытых парапетов (выполнить с двойным фальцевым замком).
Фонд оспорил предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правилами осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702 (далее - Правила N 1702), суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание (за исключением требования об устранении нарушения в устройстве открытий парапетов) является законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта; финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с пунктами 4, 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
На основании части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170.
Из пункта 4.6.2.1 Правил N 170 следует, что замена потерявшего свои свойства утеплителя в результате протечек производится при капитальном ремонте кровель в совмещенных вентилируемых кровлях по специально разработанному проекту.
Согласно пункту 3.1.32 СП 17.13330.2017 "Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-2676", утвержденным приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр (далее - Свод правил) совмещенной (бесчердачной) крышей является верхняя несущая и ограждающая конструкция здания без чердака, совмещающая функции крыши и чердачного перекрытия.
При капитальном ремонте совмещенной крыши в случае невозможности сохранения существующей теплоизоляции по показателям прочности и влажности она должна быть заменена; в случае превышения допустимой влажности теплоизоляции в соответствии с СП 50.13330, но удовлетворительной прочности, предусматривают мероприятия, обеспечивающие ее естественную сушку в процессе эксплуатации кровли. Для этого в толще утеплителя и (или) стяжке либо в дополнительной теплоизоляции (определяемой по СП 50.13330) в двух взаимно перпендикулярных направлениях следует предусматривать каналы, сообщающиеся с наружным воздухом через вентиляционные отверстия в карнизах, продухи у парапетов, торцевых стен, возвышающихся над кровлей частей зданий, а также через аэрационные патрубки, установленные над местом пересечения каналов. Число патрубков и время сушки следует определять расчетом (А.3 приложения А) (пункт 4.11 Свода правил).
В рассматриваемом случае Служба в ходе проверки установила, что при капитальном ремонте крыши ООО "ЧСК" провело демонтаж утеплителя, при этом работы по укладке нового утеплителя не выполнены. После проведения капитального ремонта жители МКД обращались в Службу с жалобами на протечки крыши. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении при проведении капитального ремонта пункта 4.11 Свода Правил, пункта 4.6.2.1 Правил N 170.
Таким образом, суды сделали верный вывод о наличии у Службы оснований для выдачи Фонду предписания, обязывающего принять меры по устранению выявленных нарушений в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах, установив, что выданное по результатам внеплановой документарной проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение нарушений и обеспечение прав жильцов на проживание в условиях, отвечающих требования безопасности, является исполнимым, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 Кодекса).
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Общества в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Фонду из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2024 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 по делу N А29-8829/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - без удовлетворения.
Возвратить некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.05.2024 N 1530.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1.32 СП 17.13330.2017 "Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-2676", утвержденным приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр (далее - Свод правил) совмещенной (бесчердачной) крышей является верхняя несущая и ограждающая конструкция здания без чердака, совмещающая функции крыши и чердачного перекрытия.
...
В рассматриваемом случае Служба в ходе проверки установила, что при капитальном ремонте крыши ООО "ЧСК" провело демонтаж утеплителя, при этом работы по укладке нового утеплителя не выполнены. После проведения капитального ремонта жители МКД обращались в Службу с жалобами на протечки крыши. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении при проведении капитального ремонта пункта 4.11 Свода Правил, пункта 4.6.2.1 Правил N 170.
...
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 августа 2024 г. N Ф01-3618/24 по делу N А29-8829/2023