Нижний Новгород |
|
06 августа 2024 г. |
Дело N А39-7245/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024
по делу N А39-7245/2023
по заявлению Министерства образования Республики Мордовия
(ИНН: 1326047197, ОГРН: 1021300979754)
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20.07.2023 N 013/06/42-426/2023,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Урал Автоматизация", Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан",
и установил:
Министерство образования Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 20.07.2023 по делу N 013/06/42-426/2023.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Урал Автоматизация" (далее - ООО "Урал Автоматизация"), Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Учреждение), акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - АО "АГЗРТ").
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 21.12.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 удовлетворил заявленные требования.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, Министерство в нарушение статьи 8, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) неправомерно объединило в одном лоте товары технологически и функционально не связанные между собой товары, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878), а также в перечень согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Управления, просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
ООО "Урал Автоматизация", Учреждение, АО "АГЗРТ" отзывы на кассационную жалобу не представили.
Управление и ООО "Урал Автоматизация", Учреждение, АО "АГЗРТ" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, 05.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на закупку компьютерного оборудования для работы с цифровым образовательным контентом в единой сети передачи данных, номер извещения 0809500000323002557.
Заказчик - Министерство.
Уполномоченное учреждение - Государственное казённое учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок".
Оператор электронной площадки - АО "АГЗРТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 471 862 рубля.
Срок подачи заявок установлен с 05.07.2023 15:13 по 13.07.2023 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика - 17.07.2023.
Согласно описанию объекта закупки в один лот объединены: интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением (код товара по ОКПД2 26.20.13.000); тележка-хранилище для ноутбуков с системой подзарядки и маршрутизатором (код товара по ОКПД2 26.20.15.170); многофункциональное устройство (МФУ) (код товара по ОКПД2 26.20.18.120, код товара по КТРУ 26.20.18.000-00000069); ноутбук с манипулятором (код товара по ОКПД2 26.20.11.190).
Извещение содержало информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, от 10.07.2019 N 878.
Проведение закупки организовало уполномоченное учреждение по заявке Министерства (приказ уполномоченного учреждения от 04.07.2023 N 1325-ЭА-23/КТ/2840 о проведении электронного аукциона), содержание извещения определено уполномоченным учреждением на основании сформированной заказчиком заявки.
в Управление 13.07.2023 поступила жалоба ООО "Урал Автоматизация" на положения извещения об осуществлении закупки (регистрационный номер N 3367-ЭП/23, размещена в единой информационной системе 13.07.2023 07:09).
Решением Управления от 20.07.2023 по делу N 013/06/42-426/2023 жалоба ООО "Урал Автоматизация" признана обоснованной, действия заказчика, уполномоченного учреждения признаны нарушением статьи 8, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Одновременно комиссия Управления выдала предписание от 20.07.2023 по делу N 013/06/42-426/2023, которым предписано: 1) заказчику, уполномоченному учреждению отменить все протоколы, составленные при определении поставщика путем проведения аукциона; 2) заказчику, уполномоченному учреждению аннулировать аукцион; 3) оператору электронной площадки: обеспечить возможность отмены заказчику, уполномоченному учреждению всех составленных в ходе определения поставщика протоколов; разместить на электронной площадке информацию об отмене протоколов; уведомить участников закупки, подавших заявку на участие в аукционе, об отмене протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в аукционе; прекратить блокирование операций по счёту для проведения операций по обеспечению участия в аукционе участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе; 4) заказчику при необходимости осуществить закупку повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения комиссии антимонопольного органа от 20.07.2023 по делу N 013/06/42- 426/2023; 5) предписание исполнить в срок до 03.08.2023; 6) заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки представить сведения об исполнении предписания в антимонопольный орган до 03.08.2023.
Письмами от 26.07.2023 N 2512, от 27.07.2023 N 04-03/291 оператор электронной площадки и уполномоченное учреждение сообщил Управлению об исполнении предписания.
Министерство оспорило решение и предписание Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Закона N 44-ФЗ, пунктами 1, 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из не доказанности Управлением законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Конкурентным способами являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме) (пункт 2 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ); информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона (пункт 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания, влекущие за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 145 под каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4 Правил N 145).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил N 145).
При включении в состав одного лота нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (пункт 8 Правил N 145).
В позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил (подпункт "а" пункта 10 Правил N 145).
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил N 145).
Пунктом 2 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включённые в перечень и не включённые в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Как видно из материалов дела и установили суды, Министерство проводило закупку компьютерного оборудования для работы с цифровым образовательным контентом в единой сети передачи данных.
Извещение об осуществлении закупки содержало информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, N 878.
При таких обстоятельствах суды правомерно не установили нарушение заказчиком Постановления N 616 и признали действия заказчика соответствующими требованиям части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Суды установили, что целью закупки являлось одновременное получение товаров, указанных в описании объекта закупки, с учетом положений Приказа Минпросвещения России N 634, Минцифры России от 08.09.2021 N 925, утвердившего Стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением (Стандарт).
Заказчик объединил в один лот технологически и функционально связанные товары (компьютерное оборудование для работы с цифровым образовательным контентом в единой сети), без которых невозможно использование компьютерного оборудования.
Суды приняли во внимание, что в рассматриваемом случае включение указанных в описании объекта закупки товаров в один лот обусловлено именно потребностями заказчика, рациональным осуществлением закупки и отвечало целям эффективного использования бюджетных средств.
Закупаемые товары предназначены для работы с цифровым образовательным контентом в единой сети передачи данных, для достижения целей, предусмотренных Национальным проектом "Образование".
Включенные в один лот товары технологически и функционально связаны, их совместное применение служит достижению конечной цели заказчика.,
Суды обоснованно указали, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
Из пункта 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 следует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки.
Суды установили и из материалов дела следует, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 14.07.2023 N 1325-ЭА-23/КТ на участие в закупке было подано три заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ, победителем закупки признан участник, предложивший наименьшую цену контракта 41 807 381 рубль 33 копейки (уменьшение начальной цены контракта на 28,5%).
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что включение в один лот указанных в описании объекта закупки товаров не привело к ограничению числа участников закупки и иное Управлением не доказано.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к суды пришли к обоснованному выводу о не доказанности Управлением законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов и правомерно признали решение и предписание Управления не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы Министерства в сфере осуществления экономической деятельности.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А39-7245/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 следует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки.
Суды установили и из материалов дела следует, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 14.07.2023 N 1325-ЭА-23/КТ на участие в закупке было подано три заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ, победителем закупки признан участник, предложивший наименьшую цену контракта 41 807 381 рубль 33 копейки (уменьшение начальной цены контракта на 28,5%).
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2024 г. N Ф01-3478/24 по делу N А39-7245/2023