Нижний Новгород |
|
07 августа 2024 г. |
Дело N А43-32198/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Домрачевой Н.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024
по делу N А43-32198/2023
по иску Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства"
(ИНН: 5031035549, ОГРН: 1025003915441)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Строй"
(ИНН: 6213009640, ОГРН: 1106215000946)
о взыскании штрафа
и установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Строй" (далее - Общество) о взыскании 200 000 рублей штрафов, начисленных в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по государственным контрактам N 221 и 274.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.01.2024 (резолютивная часть от 29.12.2023) иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскан штраф в общем размере 100 000 рублей за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам N 221 и 274; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 решение суда в части взыскания штрафа по контракту N 274 отменено, в удовлетворении иска в этой части отказано; иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскан штраф в размере 50 000 рублей за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N 221, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Учреждение не согласилось с принятым постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. По его мнению, оснований для снижения суммы штрафа по контракту N 221 у суда не имелось. Кроме того, суд неправомерно списал штраф по контракту N 274. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили государственный контракт N 221, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по объекту: "Устройство слоев износа на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 365+000 - км 383+000, Нижегородская область", в соответствии с техническим заданием (приложение 6 к контракту), а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта N 221 общая стоимость выполнения работ составляет 632 022 000 рублей, включая НДС 20 процентов в размере 105 337 000 рублей.
В пункте 8.5 контракта N 221 предусмотрено, что для выполнения работ по контракту подрядчик принимает на себя обязательства до начала работ на объекте утвердить у заказчика схемы организации движения в местах производства работ в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения", ОДМ 218.6.019-2016 "Информацию о начале производства работ и копии утвержденных схем направить в органы ГИБДД". Обеспечить наличие соответствующих технических средств организации дорожного движения в соответствии с утвержденной заказчиком схемой. До начала работ, при необходимости, разработать и согласовать с заказчиком резервные схемы организации дорожного движения, предусматривающие увеличение пропускной способности автотранспорта. Установка и демонтаж технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, прочих технических средств, применяемых для обустройства мест производства работ и не предусмотренных ведомостью объемов и стоимости работ, осуществляется за счет подрядной организации.
На основании пункта 12.6 контракта N 221 подрядчику запрещается приступать к выполнению работ без обустройства мест производства работ техническими средствами организации дорожного движения, установленными в соответствии с утвержденными схемами организации дорожного движения на период производства работ.
В силу приложения 6 к контракту N 221 подрядчик устанавливает за счет собственных средств информационные щиты в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 за 500 м до (от) начала (конца) границ производства работ, дорожные знаки и средства технического регулирования на период производства работ, в соответствии с согласованными (утвержденными) с заказчиком схемами ОДД. Размещение на проезжей части и обочинах оборудования, инвентаря, строительных материалов и дорожных машин осуществляется организацией-исполнителем после полного обустройства участка временного изменения движения всеми необходимыми техническими средствами организации движения, ограждающими и направляющими устройствами в соответствии со схемой. Отклонение от схемы ОДД, а также применение неисправных технических средств недопустимо.
Заказчиком проведен осмотр участка М-7 "Волга" км 365+000 - км 383+000 и составлен акт проверки соответствия схемы организации движения в местах производства дорожных работ на подведомственной сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения от 05.07.2023. По результатам осмотра установлено следующее: нарушены правила установки дорожных пластин, которые не соответствуют ГОСТ 32758 (в качестве основания вместо делиниатора использован металлический профиль); дорожные знаки 1.25, 3.24, 1.20.2(3) необходимо устанавливать с двух сторон в соответствии с утвержденной схемой ОДД; нарушен порядок установки дорожных знаков 3.24 (40 км/ч) км 372 не предусмотрен утвержденной схемой; отсутствует дорожный знак 3.31 "Конец зоны всех ограничений".
Учреждение направило Обществу предписание от 06.07.2023 N 6/47 об устранение выявленных нарушений в срок до 12.07.2023.
Согласно пункту 8.3 контракта N 221 для выполнения работ по контракту подрядчик принимает на себя обязательства исполнять предписания, приказы, распоряжения и иные требования заказчика или контрольно-надзорного органа, выдаваемые в соответствии с пунктами 7.5, 7.6 контракта. До окончания срока исполнения предписания, приказа, распоряжения и иного требования подрядчик обязан направить письменное уведомление заказчику о его исполнении. В данном уведомлении подрядчик обязан указать, какие именно мероприятия были осуществлены им с целью исполнения предписания, приказы, распоряжения или иного требования, а также приложить подтверждающие фотоматериалы. Неисполнением предписания, приказа, распоряжения и иного требования, в частности неустранение в срок выявленных несоответствий (замечаний, дефектов, нарушений), равно как и непредоставление информации об их исполнении, в том числе об их устранении (либо предоставление такой информации с нарушением требований контракта), в те же сроки, влечет за собой ответственность подрядчика перед заказчиком, предусмотренную пунктом 11.3.5 контракта.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, штраф устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в размере 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 000 000 рублей (пункт 11.3.5 контракта N 221).
Заказчик направил подрядчику претензию от 20.07.2023 N 6258 с требованием об уплате штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное требование подрядчик не исполнил.
Кроме того, Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили государственный контракт N 274, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по объекту: "Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участках км 340+980 - км 346+000, км 348+000 - км 365+000, Нижегородская область", в соответствии с техническим заданием (приложение 6 к контракту), а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта N 274 общая стоимость выполнения работ по контракту составляет 598 207 000 рублей, включая НДС 20 процентов в размере 99 701 166 рублей 67 копеек.
В пункте 8.5 контракта N 274 предусмотрено, что для выполнения работ по контракту подрядчик принимает на себя обязательства: до начала работ на объекте утвердить у заказчика схемы организации движения в местах производства работ в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения", ОДМ 218.6.019-2016 "Информацию о начале производства работ и копии утвержденных схем направить в органы ГИБДД"; обеспечить наличие соответствующих технических средств организации дорожного движения в соответствии с утвержденной заказчиком схемой; до начала работ, при необходимости, разработать и согласовать с заказчиком резервные схемы организации дорожного движения, предусматривающие увеличение пропускной способности автотранспорта. Установка и демонтаж технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, прочих технических средств, применяемых для обустройства мест производства работ и не предусмотренных ведомостью объемов и стоимости работ, осуществляется за счет подрядной организации.
На основании пункта 12.6 контракта N 274 подрядчику запрещается приступать к выполнению работ без обустройства мест производства работ техническими средствами организации дорожного движения, установленными в соответствии с утвержденными схемами организации дорожного движения на период производства работ.
В силу приложения 6 к контракту N 274 подрядчик устанавливает за счет собственных средств информационные щиты в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 за 500 м до (от) начала (конца) границ производства работ, дорожные знаки и средства технического регулирования на период производства работ, в соответствии с согласованными (утвержденными) с заказчиком схемами ОДД.
Заказчиком проведен осмотр участка М-7 "Волга" км 340+980 - км 346+000, км 348+000 - км 365+000 и составлен акт проверки соответствия схемы организации движения в местах производства дорожных работ на подведомственной сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения от 05.07.2023. По результатам осмотра установлено следующее: информационный щит необходимо устанавливать на расстоянии 250-300 метров от начала установки дорожных знаков 1.25 "Дорожные работы"; нарушены правила установки дорожных пластин, которые не соответствуют ГОСТ 32758 (в качестве основания вместо делиниатора использован металлический профиль); расстояние между опорами дорожных знаков должно быть одинаковым; нарушен порядок установки дорожных знаков 3.24 (сначала стоит 50 км/ч, потом 70 км/ч).
Учреждение направило Обществу предписание от 06.07.2023 N 6/48 об устранение выявленных нарушений в срок до 12.07.2023.
Согласно пункту 8.3 контракта N 274 для выполнения работ по контракту подрядчик принимает на себя обязательства исполнять предписания, приказы, распоряжения и иные требования заказчика или контрольно-надзорного органа, выдаваемые в соответствии с пунктами 7.5, 7.6 контракта. До истечения установленного срока исполнения предписания, приказа, распоряжения и иного требования подрядчик обязан направить письменное уведомление заказчику о его исполнении. В данном уведомлении подрядчик обязан указать, какие именно мероприятия были осуществлены им с целью исполнения предписания, приказы, распоряжения или иного требования, а также приложить подтверждающие фотоматериалы. Неисполнением предписания, приказа, распоряжения и иного требования, в частности неустранение в срок выявленных несоответствий (замечаний, дефектов, нарушений), равно как и непредоставление информации об их исполнении, в том числе об их устранении (либо предоставление такой информации с нарушением требований контракта), в те же сроки, влечет за собой ответственность подрядчика перед заказчиком, предусмотренную пунктом 11.3.5 контракта.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, штраф устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в размере 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 000 000 рублей (пункт 11.3.5 контракта N 274).
Заказчик направил подрядчику претензию от 20.07.2023 N 6259 с требованием об уплате штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное требование подрядчик не исполнил.
Невыполнение Обществом требований, изложенных в претензиях от 20.07.2023 N 6258 и 6259, послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), АПК РФ, Арбитражный суд Нижегородской области с учетом заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ удовлетворил иск частично: взыскал с ответчика в пользу истца 100 000 рублей штрафа, начисленного в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контрактам N 221 и 274; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда только в части взыскания штрафа по контракту N 274, в удовлетворении иска в этой части отказал.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Как свидетельствуют материалы дела, истец направил ответчику претензии от 20.07.2023 N 6258 и 6259 об уплате штрафов в общем размере 200 000 рублей, начисленного в соответствии с пунктом 11.3.5 контрактов N 221 и 274 соответственно. Причиной начисления штрафов послужило неустранение замечаний, изложенных в предписаниях от 06.07.2023 N 6/47 и 6/48, в установленные сроки.
Доказательств устранения замечаний в установленные сроки (до 12.07.2023) либо добровольной оплаты штрафа ответчиком не представлено.
Ответчик просил суд снизить размер штрафа, применив статью 333 ГК РФ.
В пункте 1 статьи 333 ГК РФ предусмотрено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении штрафа по статье 333 ГК РФ, учитывая, что нарушения впоследствии ответчиком устранены, а истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что допущенные нарушения повлекли неблагоприятные последствия либо возможность возникновения данных обстоятельств; допущенные ответчиком нарушения сроков устранения замечаний не привели к производственным травмам, материальным либо иным потерям, привлечению истца к административной ответственности, суд первой инстанции снизил штраф по двум контрактам до общей суммы 100 000 рублей.
Отменяя решение суда в части взыскания штрафа по контракту N 274, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
В подпункте "а" пункта 3 Правил N 783 предусмотрено, что если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
В рассматриваемом случае на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции контракт N 274 был исполнен.
Согласно пояснениям заказчика, контракт N 274 от 19.05.2022 исполнен 31.01.2024, общая сумма штрафов составляет 300 000 рублей.
Поскольку общая сумма штрафов составляет менее 5 процентов от цены контракта (598 207 000 рублей) и обязательства подрядчиком исполнены в полном объеме, апелляционный суд обоснованно признал, что начисленный штраф по настоящему контракту в сумме 100 000 рублей подлежит списанию.
Оснований для списания штрафных санкций по контракту N 221 суд апелляционной инстанции не усмотрел, поскольку он в полном объеме не исполнен.
Судом первой инстанции ходатайство о снижении штрафа по контракту N 221 на основании статьи 333 ГК РФ рассмотрено и удовлетворено. Взыскан штраф в размере 50 000 рублей.
Апелляционным судом не установлено оснований для дальнейшего снижения штрафа по контракту N 221.
Довод Учреждения об отсутствии оснований для снижения суммы штрафа подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Таких оснований кассационный суд не усмотрел.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А43-32198/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что подрядчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по государственным контрактам, что привело к начислению штрафов. Суд первой инстанции частично удовлетворил иск, снизив размер штрафа, однако апелляционный суд отменил часть решения, касающуюся одного из контрактов, признав его исполненным. Кассационная жалоба истца была отклонена, решение апелляционного суда оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 августа 2024 г. N Ф01-2817/24 по делу N А43-32198/2023